ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 77-1476/2023
11 декабря 2023 года г. Уфа
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутов Б.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яшпаева Андрея Владиславовича на постановление административной комиссии Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 5-7621/2022 от 09 ноября 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Яшпаева Андрея Владиславовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 5-7621/2022 от 09 ноября 2022 года Яшпаев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РБ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Яшпаев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что о рассмотрении дела и составлении протокола об административном правонарушении извещен не был.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 сентября 2023 года указанное постановление административной комиссии оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Яшпаев А.В. указывает, что не получал почтовое отправление, содержащее извещение административной комиссии, по вине работника почтовой службы.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенных о рассмотрении Яшпаева А.В. представителя административной комиссии Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 6.21 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на расположенных в границах населенных пунктов газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных площадках, а равно проезд по указанным территориям, если такое размещение не связано с осуществлением деятельности по созданию или эксплуатации соответствующих территорий или находящихся на них объектов, выполнением аварийных или иных неотложных работ на объектах жизнеобеспечения населения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 1 Примечания к статье 6.21 КоАП РБ установлено, что под озелененной территорией в настоящей статье понимается элемент благоустройства, представляющий собой покрытую травянистой, цветочной и (или) древесно-кустарниковой растительностью поверхность земельного участка, имеющую ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и (или) граничащую с твердым покрытием пешеходных, велопешеходных, велосипедных дорожек, дорог (тротуаров, проезжей части, обочины).
В силу части 7 статьи 23 Правил благоустройства территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 года N 62/4, запрещается размещение транспортных средств (прицепов к ним), в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на газонах, цветниках, иных озелененных территориях, детских, спортивных, хозяйственных площадках, площадках для отдыха.
Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности от 09 ноября 2022 года № 5-7621/2022, 18 октября 2023 года в 08 часов 24 минуты по адресу: адрес Яшпаев А.В. допустил размещение транспортного средства марки «КИА», государственный регистрационный знак С094СО102, на расположенном в границе населенного пункта газоне (цветнике, озелененной территории, детской площадке, спортивной площадке).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02 ноября 2022 года в отношении Яшпаева А.В. протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 6.1 КоАП РБ постановлением административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 09 ноября 2022 года.
Судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан согласился с законностью и обоснованностью постановления коллегиального органа о назначении административного наказания.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу частей 4, 4.1, 5 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Согласно частям 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, протокол об административном правонарушении составлен членом административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в отсутствие Яшпаева А.В. (л.д. 10).
В материалах дела коллегиального органа имеется письмо административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 4789 от 25 октября 2022 года о явке 02 ноября 2022 года к 10 часам 00 минутам в административную комиссию для составления протокола об административном правонарушении, адресованное Яшпаеву А.В. и направленное по месту его жительства: 452340, адрес (л.д. 17).
Согласно приобщенной к материалам дела квитанции ФГУП «Почта России» данное письмо направлено Яшпаеву А.В. 25 октября 2022 года, почтовый идентификатор № 45005475051819 (л.д. 18).
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из приобщенной к материалам дела квитанции ФГУП «Почта России» следует, что извещение о рассмотрении дела направлено Яшпаеву А.В. 02 ноября 2022 года, почтовый идентификатор № 80514878844773 (л.д. 16).
Постановление о привлечении к административной ответственности коллегиальным органом вынесено 09 ноября 2022 года без участия Яшпаева А.В. с указанием на его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 20).
Между тем согласно письму руководителя отдела по работе с обращением УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 апреля 2023 года, предоставленному заявителем жалобы, доставка регистрационных почтовых отправлений 45005475051819, 80514878844773 была осуществлена по адресу простым порядком через почтовый ящик в нарушением Правил оказания услуг почтовой связи (л.д. 31).
Сведений о получении Яшпаевым А.В. данных почтовых отправлений не имеется.
Следовательно, сведения о надлежащем извещении Яшпаева А.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, между тем судьей районного суда это должным образом не проверено и не оценено.
В связи с ненадлежащим извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, отсутствием возможности устранения нарушений на данной стадии производства по делу, протокол об административном правонарушении признать допустимым доказательством нельзя, что влечет отмену состоявшихся по делу актов с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств дела, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
На основании изложенного руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 5-7621/2022 ░░ 09 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 12-659/2023