Судья: Новак А.Ю. Гр. дело № 33-6421/2023
(Номер дела в суде первой инстанции №2-408/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Соболевой Ж.В., Житниковой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АНО «ЦСОН «Тольяттинский» на решение Центрального районного суда г.Тольятти от 03 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление — удовлетворить частично.
Признать отказ Автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания населения «Тольяттинский» в заключении договора о предоставлении социальных услуг на дому с ФИО1 незаконным.
Обязать Автономную некоммерческую организацию Центр социального обслуживания населения «Тольяттинский» ИНН 6382074644, ОГРН 1176313018562 заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) договор о предоставлении социальных услуг на дому.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать»,
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском в ответчику АНО «ЦСОН «Тольяттинский» о признании незаконными действий и понуждении к заключению социального договора. В обоснование заявленных требований указала, что с июля 2019 г. истца обслуживала АНО «ЦСОН «Тольяттинский». ДД.ММ.ГГГГ истцом подана заявка в территориальную комиссию на пересмотр программы, после пересмотра программы в заключении договора ответчиком отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО1 просила признать действия АНО «ЦСОН «Тольяттинский» в виде отказа в заключении договора о предоставлении социальных услуг на дому незаконными, обязав заключить договор о предоставлении социальных услуг на дому, взять ключи для обслуживания.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик АНО «ЦСОН «Тольяттинский». В апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части признания отказа незаконным, указывая, что ФИО1 отказано в заключении договора в связи с отсутствием кадровых ресурсов. Такое право поставщика социальных услуг по предоставлению социальных обслуживания установлено п. 1 раздела 4.8 Постановления Правительства Самарской области №863 от 30.12.2014 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Самарской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области», что судом не учтено.
В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика АНО «ЦСОН «Тольяттинский» - ФИО5, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца - ФИО6 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в реестр поставщиков Самарской области включены 2 организации, осуществляющие предоставление социальных услуг на дому на территории г.о. Тольятти: АНО «ЦСОН «Тольяттинский» и АНО «Патронажная служба Тольятти».
Первоначально ФИО1 признана нуждающейся в социальном обслуживании ДД.ММ.ГГГГ, ей была разработана ИППСУ № №.
Срок действия программы установлен на 3 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с окончанием срока действия данной ИППСУ, по заявлению ФИО1 разработана новая ИППСУ от ДД.ММ.ГГГГ № № на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данная программа является действующей, в качестве поставщиков услуг в ней указаны все организации <адрес>, предоставляющие надомное социальное обслуживание, в том числе и вышеуказанные организации, действующие на территории г.о. Тольятти.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в АНО ЦСОН «Тольяттинский» с индивидуальной программой предоставления социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ для заключения договора о предоставлении социальных услуг на дому. АНО ЦСОН «Тольяттинский» оценило возможности по предоставлению социального обслуживания на дому и отказала ФИО1, в связи с отсутствием кадровых ресурсов.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия ответчика по уклонению от подписания договора не соответствуют требованиям действующего законодательства, учитывая, что заключение договора о предоставлении социальных услуг предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и является основанием для предоставления социальных услуг их получателю, а уклонение от заключения такого договора не допускается, отказ одного из поставщика социальных услуг, действующего на территории г.о. Тольятти, к которому обратилась ФИО1 с ИППСУ действующей до 2025 г., и в которой указан данный поставщик социальных услуг в заключение договора, является незаконным, в связи с чем, требования о понуждении к заключению договора подлежат удовлетворению.
Вместе тем, поскольку действующей ИППСУ ФИО1 установлена 6 степень нуждаемости, которая предусматривает передвижение получателя социальных услуг, требования в части возложения на ответчика обязанности взять ключи для обслуживания судом установлены без удовлетворения, поскольку законом такой обязанности у поставщика социальных услуг не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Социальное обслуживание граждан, регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 442-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 3 Федерального закона № 442-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; 2) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; 3) получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; 4) поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
В статье 9 Федерального закона № 442-ФЗ закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг.
Согласно статье 16 Федерального закона № 442-ФЗ индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации (статья 18 Федерального закона № 442-ФЗ).
Порядок предоставления социальных услуг населению на дому поставщиками социальных услуг в Самарской области утвержден постановлением правительства Самарской области от 30.12.2014 № 863 (далее Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка основанием для предоставления социального обслуживания на дому является обращение гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг за получением социального обслуживания на дому с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), разработанной территориальной комиссией, созданной при органе исполнительной власти Самарской области, уполномоченном в сфере социального обслуживания (далее соответственно - территориальная комиссия, уполномоченный орган).
Социальное обслуживание на дому предоставляется получателям социальных услуг в соответствии с ИППСУ на основании договора о предоставлении социальных услуг (далее - договор), заключенного с получателями социальных услуг или их законными представителями в течение суток с даты представления ИППСУ поставщику социальных услуг. Социальные услуги на дому оказываются в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемым законом Самарской области (далее - Перечень).
Согласно разделу 4.9 Порядка поставщик социальных услуг обеспечивает получателю социальных услуг условия для заключения договора в соответствии с действующим законодательством, потребностями и особенностями его жизненной ситуации.
Оформление договора может осуществляться как в помещении поставщика социальных услуг, так и на дому у получателя социальных услуг.
На основании ИППСУ (последней по дате утверждения) с получателем социальных услуг заключается договор, неотъемлемой частью которого является перечень согласованных социальных услуг с указанием наименований социальных услуг, объема, условий, периодичности их предоставления, а также правила предоставления социальных услуг на дому.
При заключении договора получатели социальных услуг (их законные представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг на дому, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг.
Порядок ведения реестра поставщиков социальных услуг утвержден Приказом министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области от 11.07.2017 № 330.
Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. Информация о поставщиках социальных услуг размещена в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также на официальном сайте министерства социально – демографической и семейной политики Самарской области.
Поставщик социальных услуг с момента его включения в реестр поставщиков социальных услуг несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в данном реестре.
Согласно статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Статьей 12 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрены обязанности поставщиков социальных услуг, согласно которым поставщики социальных услуг обязаны: осуществлять свою деятельность в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований названного Федерального закона…
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком были оценены возможности по предоставлению социального обслуживания на дому и отказано ФИО1 в связи с отсутствием кадровых ресурсов, отклоняется судебной коллегией. Раздел 4.8 Постановления Правительства Самарской области от 30 декабря 2014 г. № 863 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Самарской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» не предусматривает отказ в обслуживании в связи с отсутствием кадровых ресурсов. В соответствии с разделом 4.3 Порядка поставщик социальных услуг должен располагать необходимым количеством представителей поставщика социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание на дому, в соответствии со штатным расписанием.
Заключение соответствующего договора предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и является основанием для предоставления социальных услуг их получателю, а уклонение от заключения такого договора не допускается.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 03 марта 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу АНО «ЦСОН «Тольяттинский» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: