УИД 57RS0022-01-2023-000464-11
Производство по делу №2-109/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 г. г.Новосиль
Орловской области
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Кирюхиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Салиховой Л.И.,
с участием истца Прилепской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Прилепской Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Прилепская Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование исковых требований указала, что с рождения и до настоящего времени проживает в г.Новосиль Орловской области. Указанная территория с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением на 3 года общеустановленного пенсионного возраста за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако специалистами фонда в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения периодов проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на то, что установление факта постоянного проживания на территории г.Новосиль Орловской области во внесудебном порядке невозможно, Прилепская Е.А. просит суд признать за ней право на назначение пенсии досрочно в соответствии со ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного возраста на три года и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области включить периоды проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Новосиль Орловской области для расчета и назначения страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также назначить досрочную пенсию со снижением общеустановленного возраста на три года в соответствии со ст.ст.28.1, 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Прилепская Е.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что проживает в доме своих родителей, расположенном в г.Новосиль Орловской области с рождения и по настоящее время. В ДД.ММ.ГГГГ году поступила в Новосильскую среднюю школу, которую окончила в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году вышла замуж и родила сына. В ДД.ММ.ГГГГ году поступила в Новосильское СПТУ №, по окончании которого в ДД.ММ.ГГГГ году получила специальность «бухгалтер сельскохозяйственного производства». Также указала на то, что с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года работала в Новосильском детском саду № и Новосильском районном отделе культуры.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель Ф.Е.В. направила в суд возражения против удовлетворения исковых требований, в которых указала, что истец не имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально подтвержден факт постоянного проживания (работы) Прилепской Е.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом только в течение 6 лет 10 месяцев 29 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Заслушав объяснения истца, допросив свидетелей, проверив доводы исковых требований, изучив возражения ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно ст.28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ч.2 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 - 10, 16 - 18 ч.1 ст.30 и п.п.1 - 6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в ч.1.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из положений п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст.34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст.28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст.35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст.32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
На основании ч.3 ст.7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Данным перечнем территория г.Новосиль Новосильского района Орловской области была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 01 февраля 1998 г.
В силу п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготно-экономическим статусом.
В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Форма учета граждан в виде регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Статьей 20 Конституции Российской Федерации и международными актами о правах человека, предусмотрено, что каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 11 июля 2006 г. №403-О, назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
При рассмотрении дела судом установлено, что Прилепская (ранее Гребенникова) Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в гор.Новосиль Орловской области (л.д.9, 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне загрязненной вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, Прилепской Е.А. отказано в назначении пенсии ввиду того, что представленными ею документами подтвержден факт проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 6 лет 10 месяцев 29 дней и дает право на снижение общеустановленного возраста на 1 год (л.д.7).
Вместе с тем, данный отказ является необоснованным в связи со следующим.
Согласно сведениям МО МВД России «Новосильское» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Прилепская Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.17).
Однако из архивных документов Новосильской средней школы Новосильского района Орловской области – приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, книги учета и записи свидетельств, похвальных листов, выдаваемых окончившим курс обучения за 8 классов, книги учета и записи аттестатов о среднем образовании, похвальных листов, выдаваемых окончившим курс обучения за 10 классов видно, что Прилепская (ранее Гребенникова) Е.А. училась в данном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-75).
ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак с П.М.М., о чем свидетельствует запись акта гражданского состояния №, составленная Бюро ЗАГС исполнительного комитета Новосильского районного Совета народных депутатов Орловской области (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ у Прилепской Е.А. родился сын П.Д.М., место рождения которого указано г.Новосиль Новосильского района Орловской области (л.д.14). С сентября 1990 года по май 1996 года ребенок посещал ясли-сад № <адрес>, с момента рождения и до 18 лет наблюдался в детской поликлинике БУЗ «Новосильская ЦРБ».
С ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в Новосильский детский сад № на должность няни ясельной группы, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-59).
Также из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в Новосильском среднем профессионально-техническом училище № Орловской области, получила квалификацию «бухгалтер сельскохозяйственного производства». В архивных документах данного учреждения имеются приказы о зачислении и отчислении учащихся №-к §5 от ДД.ММ.ГГГГ, №-к §1 от ДД.ММ.ГГГГ, поименная книга учащихся дневного отделения и журнал регистрации, выдачи дипломов, где указаны сведения об обучении Прилепской Е.А. и адрес её места жительства – г.Новосиль (л.д.38-51).
Согласно архивным документам Новосильского районного отдела культуры Орловской области – табелю учета использования рабочего времени и подсчета заработка за ДД.ММ.ГГГГ, ведомостям по заработной плате работников за ДД.ММ.ГГГГ года, а также данным трудовой книжки истца, Прилепская Е.А. работала в должности кассира Новосильского Дома культуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16, 52-55).
Как поясняла истец в судебном заседании, с момента рождения и до настоящего времени она все время проживала в г.Новосиль Орловской области. Сначала с родителями по <адрес>, потом со своей семьей по <адрес>, а затем снова вернулась в родительский дом.
Принимая во внимание, что местом жительства несовершеннолетних детей является место жительства их родителей, учитывая, что мать истца - Г.Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, то в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прилепская (ранее Гребенникова) Е.А., являясь несовершеннолетней, проживала по вышеуказанному адресу, по месту жительства своих родителей.
Факт постоянного проживания Прилепской Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Новосиль Орловской области подтвердили в судебном заседании свидетели Л.О.А., Р.Е.К., Т.И.В., которые знают истца длительное время, являются соседями, а Т.И.В. – одноклассницей. Пояснили, что Прилепская Е.А. с момента рождения, в том числе, в период обучения в Новосильской средней школе, замужества, рождения ребенка, обучения в Новосильском среднем профессионально-техническом училище № проживала с родителями по адресу: <адрес>.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний указанных свидетелей, поскольку какой-либо заинтересованности их в исходе дела судом не установлено, их показания логичны, последовательны, объективно согласуются с объяснениями истца и с иными доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Оценивая в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что они объективно подтверждают факт постоянного проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Новосиль Орловской области, территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем данные периоды подлежат включению для расчета и назначения страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Доводы ответчика об отсутствии у истца доказательств регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды являются несостоятельными и не могут служить основанием к отказу истцу во включении данных периодов в период проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, с учетом совокупности периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком включены в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ, Прилепская Е.А. имеет право на назначение пенсии со снижением общеустановленного возраста в соответствии со ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на 3 года.
В силу ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ Однако право на назначение пенсии на основании ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № у Прилепской Е.А. возникло по достижении возраста 52 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прилепской Е.А. являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд. Однако, принимая во внимание, что истец на возмещении судебных расходов, понесенных при обращении в суд, не настаивала и требований об их взыскании с ответчика не заявляла, суд считает возможным не взыскивать с ответчика судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Прилепской Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Признать за Прилепской Е.А., <данные изъяты>, право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области обязанность включить Прилепской Е.А. для расчета и назначения страховой пенсии по старости периоды проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Новосиль Орловской области, дающие право на назначение пенсии с уменьшением возраста в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области обязанность назначить и производить Прилепской Е.А. выплату пенсии со снижением общеустановленного возраста на три года в соответствии со ст.ст.28.1, 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 28 февраля 2023 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Новосильский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2023 г.
Судья Н.В. Кирюхина