Дело № 2-2582/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«04» декабря 2018 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к ООО УК "Прима" о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по предоставлению документов,
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями к ООО УК "Прима" о признании незаконным бездействия ООО УК "Прима" в связи с непредоставлением документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному сезону и о возложении обязанности на ООО УК "Прима » предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ООО СК "Энергия", из числа лиц участвующих в деле были исключены Администрация Заволжского района г. Твери, Администрация Пролетарского района г. Твери и Администрация Центрального района г. Твери.
В обоснование требований указано, что в соответствии с пунктом 6 постановления администрации города Твери от 02.07.2018 № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов» (далее - Постановление) управляющим организациям всех форм собственности, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, которые расположены на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к осенне - зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики российской Федерации от 24.03.2003 № 115.
Согласно пункту 1.1 части 1 Постановления администрации города Твери от 27.09.2018 № 1141 «О пуске отопления в городе Твери» Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (ООО «Тверская генерация»), теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери прочих потребителей, необходимо приступить с 03.10.2018 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2018 год.
Пунктом 6.2. Постановления потребителям коммунальных услуг в срок до 05 сентября 2018 года надлежало представить в администрации районов в городе Твери документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 годов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, а также приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 29.06.2018 № 72-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018 -2019 годов» (далее - Приказ) потребители тепловой энергии обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.
Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3)разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления:
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам.
При этом, несмотря на требования действующего законодательства, филиал ООО УК "Прима" (ИНН 6950166213), являющееся потребителем тепловой энергии, не предоставило в орган местного самоуправления установленный Приказом перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду.
Непредоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности жилого фонда к предстоящему отопительному периоду создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан - жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, в отопительный период 2018-2019 годов.
Указанное бездействие ответчика является противоправным и привело к нарушению прав граждан на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению. В случае не прекращения таких противоправных действий со стороны ответчика жители города Твери не получат качественную услугу по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
В связи с данными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит признать незаконным бездействие ООО УК "Прима" в связи с непредоставлением документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному сезону и о возложении обязанности на ООО УК «Прима» предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации города Твери по доверенности Кадичева Т.С., одновременно представляющая интересы Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ООО УК "Прима" по доверенности Шушарина В.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что в настоящее время в компании в управлении нет многоквартирных домов, документация по многоквартирному дома по адресу: Тверь, Перекопский переулок, дом 4 передана в другую управляющую компанию - ООО СК "Энергия", поскольку данный дом перешел в управление этой компании. При этом, суду ответчик представила протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверь, Перекопский переулок, дом 4, от 27.08.2018 года, а также копию акта приема-передачи документов от 31 августа 2018 года.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ органы местного самоуправления наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении | неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском.
Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Статьёй 2 Закона определены следующие понятия: теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В судебном заседании установлено, что в управлении ООО УК "Прима" находится многоквартирный жилой дом по адресу: Тверь, Перекопский переулок, дом 4, что объективно подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 6 Постановления администрации города Твери от 02.07.2018 № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов» управляющим организациям всех форм собственности, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, которые расположены на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к осенне - зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики российской Федерации от 24.03.2003 № 115.
Согласно пункту 1.1 части 1 Постановления администрации города Твери от 27.09.2018 № 1141 «О пуске отопления в городе Твери» Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (ООО «Тверская генерация»), теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери прочих потребителей, необходимо приступить с 03.10.2018 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2018 год.
Пунктом 6.2. Постановления потребителям коммунальных услуг в срок до 05 сентября 2018 года надлежало представить в администрации районов в городе Твери документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 годов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103
Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, Приказу департамента Жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери от 29.06.2018 № 72-ОД "Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов" теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности этих организаций к отопительному периоду 2018-2019 документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.
Пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены 1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; 3)разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; 4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; 5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; 6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; 7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; 8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; 9) работоспособность защиты систем теплопотребления; 10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; 11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; 12) плотность оборудования тепловых пунктов; 13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; 14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; 15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; 16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; 17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам.
При этом, несмотря на требования действующего законодательства, филиал ООО УК "Прима" (ИНН 6950166213), являющееся потребителем тепловой энергии, не предоставило в орган местного самоуправления установленный Приказом перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду.
В силу п.4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органом местного самоуправления отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В соответствии с п. "а" пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
На основании п.3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" определено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В соответствии с ч.2 ст.17 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.
Не предоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности жилого фонда к предстоящему отопительному периоду создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан, жителей дома 4 по Перекопскому переулку в г. Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период 2018-2019 годов.
Доводы представителя ответчика о том, что спорный дом не находится в управлении компании, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно информации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства установлено, что многоквартирный дом № 4 по Перекопскому переулку в г. Твери находится в управлении ООО УК "Прима". Данная информация содержится на официальном сайте Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Тверской области"
В связи с чем суд считает, что факт нарушения ООО УК "Прима" выше указанных нормативно-правовых актов, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению мероприятий и предоставлению необходимых документов, связанных с подготовкой участка теплотрассы к отопительному периоду, установлен.
Указанное бездействие ответчика является противоправным и поставило под угрозу законные права граждан на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, поэтому имеются законные основания для возложения на ООО УК "Прима" обязанности по устранению выявленных нарушений.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить обусловленные характером и объемом работ сроки, в течение которых решение суда должно быть исполнено, а именно в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации города Твери к ООО УК "Прима" о признании незаконным бездействия ООО УК "Прима" в связи с непредоставлением документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному сезону и о возложении обязанности на ООО УК «Прима» предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО УК "Прима" в связи с непредоставлением документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения паспорта готовности к отопительному сезону.
Обязать ООО УК "Прима" предоставить документы, установленные пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2018 года.
Председательствующий Н.В.Булыгина