Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-89/2023 от 18.05.2023

    Мировой судья Леонтьева О.А.                                                                      Дело № 11-89/2023

    УИД 44MS0036-01-2023-000529-55

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«16» июня 2023 года

    Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента здравоохранения Костромской области Пекишева ПВ на решение мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы от <дата>, которым удовлетворены исковые требования прокурора Кологривского района Костромской области, выступающего в интересах несовершеннолетнего Смирнова СО, к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,

    у с т а н о в и л:

Прокурор Кологривского района Костромской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Смирнова С.О., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов. В обоснование требований указал, что прокуратурой Кологривского района Костромской области проведена проверка по обращению Смирновой Н.В., являющейся матерью несовершеннолетнего Смирнова С.О., <дата> года рождения, в ходе которой установлено, что несовершеннолетний Смирнов С.О. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до <дата>. С рождения состоит на учете в ОГБУЗ «Кологривская районная больница» с диагнозом «.... ...». Для лечения Смирнова С.О. лечащим врачом-... ООО «Реабилитационный центр «...» <адрес>, где несовершеннолетний проходит периодическое лечение, по результатам лечения, на котором он находился с период с <дата> по <дата>, рекомендовано продолжить прием лекарственных препаратов, выписанных ранее в <дата>, а именно: «...» («...» в растворе) 800 мг в сутки (замене на дженерики не подлежит), «...» 0,05 по 1 таб. 3 раза в день по 2 мес., «...» 10000 ед. по 1 капсуле 3 раза в день длительно. На основании представленных законным представителем несовершеннолетнего Смирновой Н.В. по приезду из реабилитационного центра документов, ОГБУЗ «Кологривская районная больница» <дата> была направлена в департамент здравоохранения костромской области заявка на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при изменении схемы лечения, в частности на обеспечение Смирнова С.О. в связи с изменением схемы его лечения вышеуказанными лекарственными препаратами. Вместе с тем указанными лекарственными препаратами Смирнов С.О. в <дата> года обеспечен не был. Вместо положенного лекарственного препарата «...», вопреки решению Свердловского районного суда города Костромы от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата>, департаментом здравоохранения Костромской области Смирнову С.О. был поставлен препарат «...». В связи с чем законный представитель несовершеннолетнего была вынуждена приобрести жизненно необходимые лекарственные средства ребенку в аптеках на личные денежные средства, а именно: лекарственный препарат «...» 50 мг в количестве 3 упаковок по 30 таблеток в <дата> года и 3 упаковок по 30 таблеток в <дата> года, а всего 6 упаковок на общую сумму 3 165 руб. С учетом изложенного прокурор Кологривского района Костромской области просил взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирнова С.О. в лице законного представителя Смирновой Н.В. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Мидокалм», в размере 3 165 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено ОГБУЗ «Кологривская районная больница».

Решением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы от <дата> исковые требования прокурора Кологривского района Костромской области, выступающего в интересах несовершеннолетнего Смирнова С.О., к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, удовлетворены; с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирнова С.О., <дата> года рождения, в лицеи законного представителя Смирновой Н.В., <дата> года рождения, взысканы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «...», в размере 3 165 руб.

В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>. В жалобе указывает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном реестре лекарственных средств лекарственный препарат с торговым наименованием «...» имеет международное непатентованное наименование «...». В этой связи полагает, что мировым судьей сделан ошибочный вывод о том, что «...» и «...» содержат одно и тоже активное вещество, однако это разные торговые наименования.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Кологривского района Костромской области просит отставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции департамент здравоохранения Костромской области своего представителя не направил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Заместитель прокурора Кологривского района Костромской области Кораблева Н.В. в судебном заседании полагала решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

    Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с департамента здравоохранения Костромской области в пользу несовершеннолетнего Смирнова С.О. в лице его законного представителя Смирновой Н.В. денежных средств, затраченных ею на приобретение лекарственного препарата «...».

При этом мировой судья исходил из того, что решением Свердловского районного суда города Костромы от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, департамент здравоохранения Костромской области обязан обеспечить Смирнова С.О., как инвалида, страдающего заболеванием «...», лекарственными средствами «...» («...» в растворе), «...», «...» в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме, однако поскольку обязанность по обеспечению Смирнова С.О. назначенным ему лекарственным препаратом «...» департаментом здравоохранения Костромской области исполнена не была, затраченные законным представителем материального истца денежные средства на его приобретение подлежат взысканию с ответчика в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данными выводами мирового судьи, так как они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023-2024 гг.

В разделе 5 указанной Программы, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).

Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «дети-инвалиды в возрасте до 18 лет» и «детские церебральные параличи», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства» и «лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> , департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, несовершеннолетний Смирнов С.О., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до <дата> <дата>, с рождения состоит на учете в ОГБУЗ «Кологривская районная больница» с диагнозом «......».

Решением Свердловского районного суда <адрес> от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата>, на департамент здравоохранения <адрес> возложена обязанность обеспечить Смирнова С.О. лекарственными средствами «...» («... в растворе), «... «...» в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме.

Для лечения Смирнова С.О. лечащим врачом-... ООО «Реабилитационный центр «...» <адрес>, где несовершеннолетний проходит периодическое лечение, по результатам лечения, на котором он находился с период с <дата> по <дата>, рекомендовано продолжить прием лекарственных препаратов, выписанных ранее в <дата> а именно: «...» («...» в растворе) 800 мг в сутки (замене на дженерики не подлежит), «...» 0,05 по 1 таб. 3 раза в день по 2 мес., «...» 10000 ед. по 1 капсуле 3 раза в день длительно.

<дата>, затем <дата> ОГБУЗ «Кологривская районная больница» направлена в департамент здравоохранения Костромской области заявка на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан при изменении схемы лечения, в частности на обеспечение Смирнова С.О. в связи с изменением схемы его лечения вышеуказанными лекарственными препаратами.

Вместе с тем лекарственным препаратом «...» Смирнов С.О. в <дата> года обеспечен не был. Вместо этого лекарственного препарата ему положен лекарственный препарат «Толперизон».

В этой связи законный представитель материального истца была вынуждена приобретать лекарственный препарат «Мидокалм» за счет собственных средств, на его приобретение Смирновой Н.В затрачены денежные средства в общей сумме 3 165 руб.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к вышеприведенным нормам закона и установив, что несовершеннолетний Смирнов С.О. в назначенным ему лекарственным препаратом «...» в <дата> года обеспечен не был, мировой судья правомерно посчитал, что поскольку департамент здравоохранения Костромской области, как орган исполнительной власти Костромской области, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере здравоохранения, возложенную на него обязанность по обеспечению материального истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом не исполнил, и законный представитель несовершеннолетнего была вынуждена приобретать его за своей счет, понесенные ею расходы на приобретение лекарственного препарата подлежат взысканию с ответчика в судебном порядке.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что лекарственный препарат «...» имеет международное непатентованное наименование «...», которым несовершеннолетний Смирнов С.О. был обеспечен, об ошибочности выводов мирового судьи не свидетельствует.

Как следует из решения Свердловского районного суда города Костромы от <дата>, имеющего преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, на департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность обеспечить Смирнова С.О. лекарственным препаратом «...».

В этой связи закупка ответчиком лекарственного препарата «...» об исполнении возложенной судебным актом обязанности не свидетельствует, а потому несовершеннолетний в лице законного представителя имеет право на возмещение понесенным им расходов на приобретение лекарственного средства «...».

Суд апелляционной инстанции полагает, что мировой судья при разрешении настоящего спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и оценил их с учетом требований статей 56 и 67 ГПК РФ в их совокупности.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого решения не содержат.

Поскольку нормы материального права мировым судьей применены правильно, процессуальных нарушений, перечисленных в части 4 статьи 330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента здравоохранения Костромской области Пекишева ПВ – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка № 36 Свердловского судебного района города Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья                                                                                                             М.В. Сопачева

Мотивированное определение изготовлено 23.06.2023.

11-89/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Кологривского района КО
Информация скрыта
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Другие
ОГБУЗ "Кологривская районная больница"
Смирнова Наталья Владимировна
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
18.05.2023Передача материалов дела судье
19.05.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
16.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Дело оформлено
30.06.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее