Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-535/2022 ~ М-493/2022 от 05.07.2022

УИД 55RS0033-01-2022-000791-33

№ 2-535/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2022 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гартунг Н.И., при подготовке и организации судебного процесса, ведении протокола помощником судьи Обходской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулаков В.В. к Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области, администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области, о признании права собственности на квартиру и земельный участок в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кулаков В.В. обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области, Администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области, в котором просит признать за ним, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, прекратив право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Кузьменко А.М..

В судебном заседании представитель истца Кулаков В.В.Кулакова О.В. поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что с 2000 года и по настоящее время Кулаков В.В. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира расположена на земельном участке общей площадью 1000 кв.м., кадастровый , местоположение: <адрес>, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Истец обратился в Администрацию Новоуральского сельского поселения с вопросом о приватизации дома и земельного участка, где ему пояснили, что данный вопрос можно решить только в судебном порядке, так как в настоящее время дом не состоит на балансе Новоуральского сельского поселения. В связи с этим, право приватизации, гарантированное Законом РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», истцом не может быть реализовано. Просила признать за Кулаков В.В., <данные изъяты> право собственности на жилую квартиру, расположенную по адресу <адрес> порядке приватизации и право собственности на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, прекратив право бессрочного (постоянного) пользования Кузьменко А.М. на данный земельный участок.

Истец Кулаков В.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Новоуральского поселения Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлялся надлежащим образом, письменного отзыва не представил.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлялся надлежащим образом, письменного отзыва не представил.

Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимал, просил дело рассмотреть без его участия, оставив решение на усмотрение суда.

Представители третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральной кадастровой палаты в судебном заседании участия не принимал, о дне судебного заседания извещался надлежащим образом.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно п. 5 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

В соответствии с п. 8 указанного постановления, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно копии паспорта <данные изъяты> Кулаков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Кулаков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу проживает один.

По сведениям Администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> на балансе Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится.

По сведениям Управления имущественных отношений Администрации Таврического муниципального района Омской области объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не значится.

По сведениям Министерства имущественных отношений Омской области в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация о жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

По сведениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не значится.

Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно сведений БУ Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> учетно-технической документации не значится.

Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно сведений АО «Черноглазовский элеватор» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе предприятия не состоит.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.

В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Указанная статья в действующей редакции предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-I) и приложения 3 к названному постановлению жилищный и нежилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.

Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп (далее - Положение N 114-рп) и действовавшего до 12 июня 2006 г., для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.

После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он представляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.

Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 к Постановлению N 3020-I, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

В соответствии с пунктом 10 Положения N 114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным положением.

Необходимость проведения инвентаризации жилых домов и жилых помещений в домах, относящихся к специализированному жилищному фонду и переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства организациям частной формы собственности, и утверждения порядка передачи таких помещений соответственно в государственный или муниципальный жилищный фонд предусматривалась федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Изложенное выше правовое регулирование преследует цели обеспечения функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов и учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, которое является производным от их статуса нанимателя жилого помещения.

Согласно разъяснениями, изложенными в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", суд исходит из того, что спорное имущество в силу прямого указания закона должно рассматриваться как объектом муниципальной собственности, поскольку оно относится к жилищному фонду.

В связи с чем у суда есть все основания полагать, что указанное в иске жилое помещение должно было находиться в муниципальной собственности в силу прямого указания закона, но поскольку муниципальным образованием не были приняты исчерпывающие меры для исполнения требования закона.

Поскольку в нарушение норм законодательства спорный жилой дом не был передан в муниципальную собственность, истцы не имеют возможности реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, что нарушает как положения Конституции РФ, так и положения ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Таким образом, истец поставлен в неравные условия с гражданами, проживающими в жилых помещениях, переданных в муниципальную собственность, поскольку данные граждане получили возможность приватизировать занимаемые ими жилые помещения в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В связи с чем требования о приватизации жилого помещения подлежат удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> имеет площадь 1000 кв.м., имеет статус «актуальные, ранее учтенные», правообладатель Кузьменко А.М., документ основание: свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ б/н.

Согласно выписки из похозяйственной книги Администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области в жилом доме по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Кузьменко А.М. в данном жилом помещении не проживал и не был зарегистрирован. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован и проживает Кулаков В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведениями о собственниках и о приватизации указанного жилого помещения Администрация не располагает.

Согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Кузьменко А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживал на станции Жатва с 1960 года.

Из ответа Омской областной нотариальной палаты следует, что наследственное дело после смерти Кузьменко А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось, завещаний от его имени не удостоверялось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.

При этом в пункте 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.

Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.

Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.

В судебном заседании установлено, что Кузьменко А.М. собственник земельного участка умер, его наследники не установлены и его судьбой на протяжении 25 лет не интересовались, обязанности по содержанию земельного участка не осуществляли.

Земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предоставление земельных участков собственность граждан в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и действовавшей на момент возникновения правоотношений, относилось к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, суд учитывает, что таким способом будет восстановлено единство земельного участка под жилым домом.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Кулаков В.В. к Администрации Новоуральского сельского поселения Таврического муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилое помещение и земельный участок в порядке приватизации, подлежат удовлетворению.

Право собственности, установленное решением суда, подлежит обязательной государственной регистрации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право собственности Кулаков В.В., <данные изъяты> на жилую квартиру, расположенную по адресу <адрес> порядке приватизации.

Признать право собственности Кулаков В.В. <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером 55:26:260801:29, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1000 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, прекратив право бессрочного (постоянного) пользования Кузьменко А.М. на данный земельный участок.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента изготовления полного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.08.2022 года.

Судья: Н.И. Гартунг

05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Дело оформлено
18.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее