Дело № 12-116/2023
Судья: Порфирьев В.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Борисовой Надежды Петровны на постановление судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики Борисовой Надежды Петровны,
установил:
постановлением судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года начальник миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики Борисова Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года постановление судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года оставлено без изменения.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 февраля 2023 года постановление судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года оставлены без изменения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2023 года решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 февраля 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Чувашской Республики.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Борисова Н.П. просит об отмене вынесенного постановления, прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указывает, что контрольное (надзорное) мероприятия в форме проверки в отношении ИП С.П. не проводилось. Все действия произведены на основании пункта 33 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в связи с поручением начальника ОМВД России Козловского района о принятии решения в соответствии с КоАП РФ по рапорту участкового уполномоченного полиции от 25 июля 2022 года, усмотревшего в действиях С.П. признаки нарушения действующего законодательства в части правил регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета. Полагает, что в соответствии с должностными обязанностями имелись основания для проверки гостиницы без издания приказа.
Одновременно указанным лицом заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования вышеуказанного постановления, которое рассмотрению не подлежит, поскольку жалоба подана Борисовой Н.П. в установленный срок.
В судебном заседании Борисова Н.П., защитники Иванова Л.А., Чиняев А.Н. жалобу поддержали, просили удовлетворить. Борисова Н.П. пояснила, что внеплановая, документарная проверка гостиницы и ИП С.П. не проводилась. Перед зданием гостиницы находилась группа лиц, в ходе беседы с которыми установлено, что они являются гражданами РФ и проживают в гостинице.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Борисовой Н.П., защитников Иванова Л.А., Чиняева А.Н., возражения прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Власовой Ю.М., прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки или планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, государственной корпорации, наделенной полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), публично-правовой компании, наделенной полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), либо государственного или муниципального учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, либо без решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия или в непредставлении акта о проведенной проверке или акта контрольного (надзорного) мероприятия.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также - Федеральный закон № 294-ФЗ) к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 данного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Как следует из материалов дела, 29 августа 2022 года прокурором Козловского района в отношении начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Борисовой Н.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что она, будучи должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), допустил грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных частью 1 статьи 14, пунктом 3 статьи 18, пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившееся в проведении с 25 июля 2022 года по 27 июля 2022 года внеплановой выездной проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в отношении индивидуального предпринимателя С.П. в гостинице «<данные изъяты>», расположенной по адресу: Чувашская Республика, Козловский район, д. <адрес>.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Борисовой Н.П. судьей районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для отмены постановления судьи районного суда.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу положений части 2 данной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ нарушение требований приведенной выше нормы в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля относится к грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа.
Вместе с тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие, которое проводилось в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (подпункт 5 пункта 4 статьи 1).
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции осуществляется на основании положений ст. 29, 30, 32 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в форме проведения внеплановых миграционных проверок установлен Положением об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 года № 1162 (далее - Положение).
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции плановые проверки не проводятся (п. 2 ст. 29.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Внеплановые миграционные проверки проводятся органами МВД России и его территориальными органами в соответствии с положениями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного Приказом ФМС/МВД № 367/807 от 31 июля 2015 года «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников», Приказа МВД России № 249 от 24 апреля 2018 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что 15 июля 2022 года в ОМВД России по Козловскому району поступило указание МВД по Чувашской Республике от 15 июля 2022 года № 1/6490 «О проведении профилактических мероприятий» (per. № 3610) во исполнение пункта 2.1.2 решения оперативного совещания при Министре внутренних дел по Чувашской Республике от 16 мая 2022 года № 8, указания МВД России от 13 июня 2022 года № 218, в соответствии с которым Борисовой Н.П. поручено организовать на обслуживаемой территории мероприятия по проверке иностранных граждан и граждан Российской Федерации, пребывающих по адресам массовой постановки, в т.ч. в учреждениях, оказывающих гостиничные услуги, в целях контроля миграционных потоков, выявления правонарушений в сфере миграции и лиц, представляющих оперативный интерес либо уклоняющихся от постановки на миграционный и регистрационный учет, и своевременного пресечения возможных фактов фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан. При установлении факта не направления в подразделения по вопросам миграции сведений о прибытии граждан в гостиницы, проводить мероприятия по привлечению виновных лиц к административной ответственности по статьям 18.9, 19.7 и 19.15.2 КоАП РФ (л.д.59-60).
Учитывая что учреждения, оказывающие гостиничные услуги, являются местом пребывания как иностранных граждан, так и граждан Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), для проверки пребывающих лиц был привлечен старший участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Козловскому району.
В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 12 Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции» на полицию возлагается, в том числе обязанность осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по меступребывания и поместу жительства в переделах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовую деятельность иностранных работников.
Исполнение государственной функции в части контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями или собственниками жилых помещений, являющимися физическими лицами, правил регистрации в ходе посещения зданий, строений и сооружений, в том числе жилого сектора, осуществляется участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков, а также сотрудниками других структурных подразделений территориальных органов МВД России при выполнении возложенных на них полномочий в пределах установленной компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их служебную деятельность. В таких случаях издание распоряжения и составление акта проверки не требуются (п. 46 Приказа МВД России от 24 апреля 2018 г. № 249).
Приказом МВД России от 29 марта 2019 года № 205 утверждена Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке.
Согласно положениям Инструкции одной из основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции является профилактический обход административного участка, в ходе которого участковый уполномоченный полиции посещает здания, строения и сооружения, расположенные на территории административного участка, при необходимости обследует подъезды, чердачные и подвальные помещения объектов, взаимодействует с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на территории административного участка, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (пункты 22, 24 Инструкции).
В соответствии с пунктом 26 Инструкции полученная в ходе профилактического обхода участковым уполномоченным полиции информация докладывается прямым начальникам либо передается заинтересованным должностным лицам органов внутренних дел, а также используется указанными лицами в целях выполнения служебных обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
В рамках выполнения поручения МВД по Чувашской Республике от 15 июля 2022 года № 1/6490 «О проведении профилактических мероприятий» старшим УУП ОМВД России по Козловскому району С.А. совместно с начальником миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Борисовой Н.П. проведен профилактический обход гостиницы «<данные изъяты>», по результатам которого старшим УУП ОМВД России по Козловскому району на имя начальника ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики составлен рапорт.
В соответствии с резолюцией начальника ОМВД России по Козловскому району А.К. на указанном рапорте 25 июля 2022 года Борисовой Н.П. поручено принять решение в соответствии с КоАП РФ.
По результатам выяснения причин и условий, послуживших несоблюдению миграционного законодательства, ИП С.П. был привлечен к административной ответственности.
Возбуждая производство по настоящему делу об административном правонарушении, прокурор Козловского района исходил из того, что внеплановая выездная проверка в нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14, пунктом 3 статьи 18, пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведена без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
С данными выводами согласился суд первой инстанции, признавая Борисову Н.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по делу Борисова Н.П. указывала на то, что проверка места пребывания граждан в гостинице «<данные изъяты>», принадлежащей индивидуальному предпринимателю, проводилась совместно с участковым уполномоченным полиции в рамках проведения профилактического обхода административного участка, следовательно, оснований для привлечения ее к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось. (л.д.52-58).
В доказательство того, что проверка проводилась не в рамках Федерального закона № 294-ФЗ Борисовой Н.П. представлены указание заместителя министра внутренних - начальника полиции МВД по Чувашской Республике от 15 июля 2022 года №1/6490 о проведении оперативно-профилактических мероприятий по проверке иностранных граждан и граждан Российской Федерации, пребывающих в организациях, оказывающих гостиничные услуги (л.д. 59); рапорт старшего УУП ОМВД России по Козловскому району С.А. от 25 июля 2022 года о проведении оперативно-профилактических мероприятий по проверке иностранных граждан и граждан Российской Федерации, пребывающих в гостинице «<данные изъяты>» совместно с начальником миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Борисовой Н.П., содержащий резолюцию начальника ОМВД России по Козловскому району А.К. (л.д. 62).
Приведенный выше довод не являлся предметом проверки суда первой инстанции и надлежащей правовой оценки не получил.
Вместе с тем в силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства дела об административном правонарушении должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно, оно должно быть разрешено в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 названного кодекса и имеющие значение для его правильного разрешения.
Согласно положениям указанных норм судья при рассмотрении дела об административном правонарушении должен проверить все заявленные доводы и обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, дать им надлежащую правовую оценку.
Признавая Борисову Н.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья надлежащим образом не выяснил обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 названного кодекса.
В материалах дела не имеется данных о том, что в рассматриваемом случае проводилось мероприятие, порядок организации и проведения которого урегулирован Федеральным законом № 294-ФЗ, о том, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, были выявлены в ходе такого мероприятия.
По настоящему делу внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя С.П. не проводилась.
В настоящем случае профилактическое мероприятие осуществлено в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в рамках выполнения поручения МВД по Чувашской Республике от 15 июля 2022 года № 1/6490, пунктом 46 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № 249.
Таким образом, вывод судьи о нарушении Борисовой Н.П. требований Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и о наличии в деянии указанного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоятельным признать нельзя.
Положения статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ в рассматриваемом случае применению не подлежали.
Профилактическое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований миграционного законодательства, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия.
То обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений должностным лицом не допущено.
Кроме того следует отметить, что согласно абзацу второму пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Из письменных объяснений Борисовой Н.П. от 29 августа 2023 года следует, что они отобраны прокурором Козловского района (л.д.6-8).
В нарушение приведенных положений Борисовой Н.П. права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при взятии объяснений прокурором не разъяснены. Фамилия прокурора, отбиравшего объяснения, не указана.
С учетом разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данное обстоятельство влечет невозможность использования указанных объяснений в качестве доказательства.
Между тем указанные показания положены в основу вынесенного судьей районного суда судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики Борисовой Надежды Петровны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Борисовой Н.П. состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова