Решение по делу № А57-8961/2010 от 29.12.2010

Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

                             Дело № А57-11758/2010

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячевым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов

заинтересованные лица:

Счетная палата Саратовской области, г. Саратов,

Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов

о признании недействительным в части предписания Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010г. № 03-03/566

при участии:

от Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Кудрявцева И.А., доверенность №03-02-18/4 от 11.01.2010 года,

от Счетной палаты Саратовской области – Костин П.Е., доверенность от 30.06.2010 г.,

от Министерства финансов Саратовской области – Петров М. В., доверенность № 08-03-01/3 от 31.12.2009 года сроком  по 31.12.2010 года.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось  Министерство сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов с заявлением к Счетной палате Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов о признании недействительным в части предписания Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010г. № 03-03/566.

Заинтересованные лица извещены о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по правилам ст. 153 АПК РФ.

Представителем Заявителя в ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, на основании которых просит суд:

1.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на предоставление единовременной помощи с нарушением законодательства молодым специалистам Попову И.Ю., Попову М.Ю., Батаргалиеву А.С., Бондарь Л.М., Бочкареву В.В., Капитонову В.А., Пупкину С.В., Хадыкину А.В., Ибрашову Э.А., Кирюхйну Д.Н. в 2008 году на сумму 750 тыс. рублей, и молодым специалистам Гдалевой О.В., Атапину А.В., Вельц О.В., Блинохватову A.M. в 2009 году на сумму 300 тыс. рублей. (Общая сумма данных расходов - 1050 тыс. рублей).

2.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета при предоставлении единовременной помощи выпускникам вузов Ибрашову Э.А., Одинцовой О.Г., Фатьяновой А.В. в 2008 году в сумме 225 тыс. руб. и Филиной Ж.Ж. в 2009 году в сумме 75 тыс. руб. (Общая сумма - 300 тыс. рублей);

3.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого оборудования и сельскохозяйственной техники (за приобретение технологического оборудования, улучшающего условия содержания скота) на сумму 507,6 тыс. рублей ЗАО ПЗ «Мелиоратор»;

4.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат   по   развитию   птицеводства   (за   потребленную   в    производственных   целях электроэнергию) ЗАО птицефабрика «Балаковская» в сумме 38,1 тыс. рублей;

5.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат по развитию птицеводства (на приобретение племенных яиц) ЗАО птицефабрика «Балаковская» в сумме 1034,0 тыс. рублей;

6.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат по развитию овцеводства (на содержание поголовья овцематок и ярок старше года) ООО «Элтон» в размере 23,5 тыс. рублей, СПК СХА «Вязовская» в размере 24,5 тыс. рублей, ЗАО «Кудашевский конезавод» - 23,0 тыс. рублей. Общая сумма - 71,0 тыс. рублей;

7.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в 2009 году при предоставлении министерством субсидий на содержание поголовья овцематок и ярок старше года ЗАО «Кудашевский конезавод» - 19,5 тыс. рублей, ЗАО «Зоринское» - 98,0 тыс. рублей. Общая сумма – 117,7 тыс. рублей (сумма указана в соответствии с предписанием Счетной палаты);

8.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нарушение «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 25.12.2008 № 145н, при отражении направления бюджетных средств ОНО ОПХ «Kpyтoe» в сумме 81,4 тыс. рублей, ОНО ППЗ «Маркс» в сумме 314,5 тыс. рублей ОНО ППЗ «Красный Кут» в сумме 414,5 тыс. рублей;

9.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в части указания на нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) в 2009 году при предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по поддержке племенного животноводства СХА (колхоз) «Заречье» в сумме 140,3 тыс. рублей, а также при предоставлении министерством субсидий на компенсацию части затрат по развитию свиноводства в 2008 году в сумме 7639,0 тыс. рублей, при предоставлении министерством субсидий на компенсацию части затрат по развитию коневодства в 2008 году в сумме 2080,0 тыс. рублей, при предоставлении министерством субсидий на компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2008 году в сумме 26608,1 тыс. рублей, при предоставлении министерством субсидий на компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2009 году в сумме 25269,3 тыс. рублей;

10. Признать недействительным пункт 2 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в той части, в которой им предписывается не допускать нецелевого использования бюджетных средств применительно к указанным в описательной части предписания и оспоренным министерством случаям.

11. Признать недействительным пункт 3 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в той части, в которой им предписывается не допускать расходов с нарушением действующего законодательства применительно к указанным в описательной части предписания и оспоренным министерством случаям.

12. Признать недействительным пункт 4 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566 в той части, в которой им предписывается при использовании средств областного бюджета руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным статьей 34 Бюджетного кодекса РФ применительно к указанным в описательной части предписания случаям.

13. Признать недействительным пункт 5 резолютивной части предписания Счетной
палаты  Саратовской  области  от 25.06.2010 №  03-03/566  в  той  части,  в  которой  им
предписывается производить расходы в соответствии с Указаниями о порядке применения
бюджетной   классификации Российской Федерации применительно к указанным в
описательной части предписания случаям.

14.Признать незаконными действия Счетной палаты области по внесению изменений в предписание Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 № 03-03/566.

15. Признать недействительными документы Счетной платы области от 19.07.2010 № 03-03/645 «Изменения в Предписание от 28.06.2010г. № 03-03/566» и от 03.08.2010 № 03-03/713 «Дополнения к изменениям от 19.07.2010г. № 03-03/645 в Предписание от 28.06.2010г. №03-03/566».

Судом уточнения приняты.

Судом установлено,  что должностными лицами Счетной палаты Саратовской области в период с 29 марта по 3 июня 2010 года проведена проверка использования Министерством сельского хозяйства области (далее – министерство) средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012» (далее – Программа) в 2008 - 2009 годах.

Результат проверки оформлен актом без номера от 03.06.2010 (далее – акт), на основании которого 25.06.2010 в адрес министерства направлено предписание № 03-03-/566 от 25.06.2010.

В описательной части предписания министерству указывается на следующие нарушения и недостатки:

1. предоставление единовременной помощи молодым специалистам на сумму 975,0 тыс. рублей в 2008 году и 525,0 тыс. рублей в 2009 году с нарушением законодательства;

2. нецелевое использование средств областного бюджета при предоставлении единовременной помощи выпускникам вузов в 2008 году в сумме 225 тыс. руб. и в 2009 году в сумме 75 тыс. руб. Общая сумма – 300 тыс. рублей;

3. нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого оборудования и сельскохозяйственной техники (за приобретение технологического оборудования, улучшающего условия содержания скота) на сумму 507,6 тыс. рублей ЗАО ПЗ «Мелиоратор»;

4. нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат по развитию птицеводства (за потребленную в производственных целях электроэнергию) ЗАО птицефабрика «Балаковская» в сумме 38,1 тыс. рублей;

5. нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат по развитию птицеводства (на приобретение племенных яиц) ЗАО птицефабрика «Балаковская» в сумме 1034,0 тыс. рублей;

6. нецелевое использование средств областного бюджета в 2008 году при предоставлении министерством субсидии на компенсацию части затрат по развитию овцеводства (на содержание поголовья овцематок и ярок старше года) ООО «Элтон» в размере 23,5 тыс. рублей, СПК СХА «Вязовская» в размере 24,5 тыс. рублей, ЗАО «Кудашевский конезавод» - 23,0 тыс. рублей. Общая сумма – 71,0 тыс. рублей;

7. нецелевое использование средств областного бюджета в 2009 году при предоставлении министерством субсидии на содержание поголовья овцематок и ярок старше года ЗАО «Кудашевский конезавод» - 19,5 тыс. рублей, ЗАО «Зоринское» - 98,0 тыс. рублей. Общая сумма – 117,7 тыс. рублей (сумма указана в соответствии с предписанием);

8. нарушение «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 25.12.2008 № 145н, при отражении направления бюджетных средств ОНО ОПХ «Крутое», ОНО ППЗ «Маркс», ОНО ППЗ «Красный Кут»;

9. нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) в 2009 году при предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по поддержке племенного животноводства СХА (колхоз) «Заречье» в сумме 140,3 тыс. рублей, а также в связи с не достижением целевого показателя поголовья свиней, лошадей, птиц на конец 2008 года, а также поголовья птиц на конец 2009 года.

Применительно к указанным в описательной части предписания случаям министерству предписано:

- не допускать нецелевого использования средств областного бюджета (пункт 2 резолютивной части предписания),

- не допускать расходов с нарушением действующего законодательства (пункт 3 резолютивной части предписания);

- при использовании средств областного бюджета руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, установленным статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (пункт 4 резолютивной части предписания);

- производить расходы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (пункт 5 резолютивной части предписания).

Полагая, что оспариваемым актом нарушаются права и законные интересы Министерства Сельского хозяйства Саратовской области, Заявитель обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд.

С заявленными требованиями Счетная палата Саратовской области не согласилась по основаниям, изложенным в отзывах.

Из материалов дела следует, что

Счетной палатой Саратовской области в соответствии с  планом работы на 2010 год проведена проверка  использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы»  за период 2008-2009 годы в Министерстве сельского хозяйства области.

По результатам проверки,  на основании п. «г» ч.1 ст.3 и ч.6 ст.6 Закона Саратовской области от 30 июля 2008 г. № 216-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», Министерству выдано оспариваемое предписание. 

Предписание  от 25.06.2010г. № 03-03/566 является ненормативным правовым актом органа государственного финансового контроля области, который обязателен для исполнения и может быть обжалован в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается, что в оспариваемое предписание  Счетной палатой Саратовской области внесены Изменения от 19.07.10г. исх. № 03-03/645, а также  03.08.2010г., а также приняты Дополнения исх. № 03-03/713 к изменениям от 19.07.2010г. № 03-03/645 при этом часть имеющихся замечаний из предписания  была исключена.

            Исследовав материалы дела, заслушав доводы стороны, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Министерством оспаривается указание на представление единовременной помощи с нарушением законодательства молодым специалистам Попову И.Ю., Попову М.Ю., Батаргалиеву А.С., Бондарь Л.М., Бочкареву В.В., Капитонову В.А., Пупкину С.В., Хадыкину А.В., Ибрашову Э.А., Кирюхину Д.Н., Гдалиевой О.В., Атапину А.В., Вельц О.В., Блинохвостову А.М., а так же в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета при предоставлении единовременной помощи выпускникам ВУЗов Ибрашову Э.А., Одницовой О.Г., Фатьяновой А.В.

По вопросу допущенных Министерством нарушений законодательства при предоставлении единовременной выплаты молодым специалистам   суд  установил, что  Счетной палатой области (согласно Изменениям от 19.07.10г. исх. № 03-03/645 в предписание, а также Дополнениям  от 03.08.10г. исх. № 03-03/713) исключены имеющиеся замечания в отношении произведенных выплат следующим участникам Программы: Попову И.Ю., Попову М.Ю., Батаргалиеву А.С., Бондарь Л.М., Бочкареву В.В., Капитонову В.А., Пупкину С.В., Хадыкину А.В., Дюкареву А.В., Куандыкову А.Н., Карандашовой В.А., Гдалевой О.В., Ибрашову Э. А.  (в части нецелевого использования бюджетных средств).

Суд полагает, что Счетная палата в случае, если после направления предписания возникли основания для изменения или исключения каких-либо требований или замечаний, изложенных в предписании (получение Счетной палатой ранее не представленных проверяемой стороной документов, объяснений и т.п.), имеет право внести в предписание изменения в части исключения соответствующих выводов, требований и замечаний или же их уточнения в виду запрета на осуществление указанных действий действующим законодательством.

Суд полагает, что внесенные изменения от 19.07.10г. исх. № 03-03/645, от 03.08.2010г., а также Дополнения исх. № 03-03/713 к изменениям от 19.07.2010г. № 03-03/645 не нарушают прав и законных интересов Заявителя, в связи с чем по исключенным замечаниям, указанным в Предписании Счетной палаты Саратовской области от 25.06.2010 г. №03-03/566 у контролирующего органа отсутствуют основания для принятия мер по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемого учреждения, а так же отсутствуют основания для удовлетворения доводов Заявителя о признании недействительными документы Счетной палаты области от 19.07.2010 г №03-03/645 «Изменения в Предписание от 28.06.2010 г. №03-03/556» и от 03.08.2010 г. №03-03/713 «Дополнения к изменениям от 19.07.2010 г. №03-03/645 в Предписание от 28.06.2010 г. №03-03/566».

С учетом принятых Изменений от 19.07.10г. исх. № 03-03/645 и дополнений  от 03.08.10г. исх. № 03-03/713 контролирующим органом выявлено следующие нарушения действующего законодательства. 

Проверкой первичной документации по единовременным выплатам молодым специалистам, выявлен ряд нарушений постановления Правительства Саратовской области от 21 августа 2008 года № 336-П «О порядке предоставления единовременной помощи и ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам» (далее – Постановление).

В заявлениях молодых специалистов, по установленной Министерством форме (приказ Министерства от 25.08.2008г № 111) отсутствуют печати работодателей, отсутствует дата.

Судом исследованы обстоятельства, на которые ссылается Счетная палата Саратовская область.

Так, Прокофьев Владимир Николаевич 1986 года рождения приложил к пакету документов два заявления, одно из которых было без печати крестьянско-фермерского хозяйства, а другое было незаполненным совсем, но имело печать. Субсидия была выдана в размере 75,0 тыс. рублей.

На принятых заявлениях отсутствует предусмотренная формой дата подачи заявления (Гайтукаев Р.С., Федоров  И.Н.). Данным гражданам также была выдана субсидия в сумме 75,0 тыс. руб. каждому.

Судом установлено, что Министерством  была выдана помощь Кирюхину Денису Николаевичу, который закончил ВУЗ в 2005 году. На момент окончания ВУЗа он работал агрономом в  СПК «Агрохим МТС» г. Балаково.

В ходе проверки установлено, что Кирюхин Д.Н. уволился и принят в другие сельхозпредприятия также в должности агронома.

В 2008 году ему была предоставлена субсидия в сумме 75,0 тыс. рублей.  В пакете документов был приложен трудовой договор от 26 февраля 2007 года, т.е. на 2 года позже, чем он окончил ВУЗ.

Согласно Программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012гг.» (далее по тексту – Программе) - молодой специалист (гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющий высшее профессиональное образование, работающий по трудовому договору в соответствии с полученной квалификацией на момент окончания учебного заведения или принятый в течение трех месяцев после его окончания в сельскохозяйственные предприятия (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства области).

В нарушение п.4  Постановления Правительства Саратовской области от 21 августа 2008 года № 336-П «О порядке предоставления единовременной помощи и ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам» Министерством принято решение о предоставлении единовременной помощи без трудового договора, заключенного на момент  на момент окончания ВУЗа.

Министерством выдана единовременная помощь Ибрашову Эльдару Акбулатовичу, который окончил учебное заведение в 2001 году, а представленный в Министерство трудовой договор заключен с сельхозпредприятием 16 мая 2008 года.

Всего с нарушением установленного  постановлением  Правительства Саратовской области от 21 августа 2008 года № 336-П  порядка Министерством выплачено в 2008 году 375,0 тыс. рублей.

Согласно Программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012гг.»  молодым специалистам (гражданам Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющим высшее  профессиональное образование, работающим по трудовому договору в соответствии с полученной квалификацией на момент окончания учебного заведения или принятым в течение трех месяцев после его окончания в сельскохозяйственные предприятия (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства области) выплачивается единовременная помощь в размере 75,0 тыс. рублей на каждого человека.

Как следует из материалов дела, Министерством предоставлена единовременная помощь гражданам, не являющимся молодыми специалистами согласно требованиям Закона Саратовской области от 9 ноября 2007 г. N 228-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012гг.» (далее по тексту – Программа).

Материалами дела подтверждается, что Министерством  выдана помощь Одинцовой Ольге Геннадьевне, которая закончила ВУЗ  в 2005 году и поступила на работу в сельхозпредприятие в течение 3-х месяцев после окончания ВУЗа.

Суд полагает, что после увольнения по собственному желанию Одинцова О.Г. потеряла право на получение субсидии, так как поступила на работу на специальности отличной от сельскохозяйственной (ФГУП «Почта России»).

Перед обращением за единовременной помощью она снова трудоустроилась в сельскохозяйственное предприятие и в 2008 году ей была предоставлена субсидия в сумме 75,0 тыс. руб.

Фатьянова Анастасия Владимировна,  получила единовременную помощь в сумме 75,0 тыс. рублей незаконно, так как в соответствии с данными трудовой книжки трудовую деятельность  в ОАО «Черемшанское» она начала через 2 года после получения высшего образования, но в документах имеется копия трудового договора, на основании которого Фатьянова А.В. была принята технологом в частное предприятие Грининой Нины Евгеньевны, зарегистрированное по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Энтузиастов, д.22, корпус 2, квартира 215.

В связи с тем, что данное предприятие находится не в Саратовской области, выплата помощи произведена в нарушение Программы, согласно которой, выплаты единовременной помощи предусмотрены молодым специалистам, окончившим высшие аграрные образовательные учреждения и принятые на работу в сельскохозяйственные предприятия (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства области.

Расходы в сумме 75,0 тыс. рублей в соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, суд полагает, что всего в 2008 году Министерством по данному направлению целевой программы допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 150,0 тыс. рублей.

С учетом принятых Изменений от 19.07.10г. исх. № 03-03/645 и дополнений  от 03.08.10г. исх. № 03-03/713 выявлены следующие нарушения действующего законодательства.

В нарушение Положения о порядке предоставления единовременной помощи молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 21 августа 2008 года № 336-П «О порядке предоставления единовременной помощи и ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам» отсутствуют трудовые договоры на момент окончания ВУЗов в пакетах документов у следующих граждан:

- Атапина Алексей Викторович,

- Вельц Оксаны Владимировны,

- Блинохватова Александра Михайловича.

Всего с нарушением установленного  постановлением  Правительства Саратовской области от 21 августа 2008 года № 336-П  порядка Министерством выплачено в 2009 году 225,0 тыс. руб.

Филина Жанат Жумагуловна окончила ВУЗ 6 июня 2007 года, трудовой договор заключен  с 1 октября 2009 года и трудовая книжка оформлена с  1 октября 2009 года.

По объяснению Министерства Филина Ж.Ж. после окончания учебного заведения в течение 2-х лет не была трудоустроена в сельхозпредприятия по причине воспитания ребенка.

В нарушение п.1 Постановления Министерством принято решение о предоставлении субсидии Филиной Ж.Ж. по своему усмотрению.

Расходы в сумме 75,0 тыс. рублей в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым использованием бюджетных средств.

В заявлении Министерства отмечается, что «нахождение Филиной Ж.Ж. в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком приостанавливало течение 3-месячного срока для трудоустройства молодого специалиста».

Данные доводы являются необоснованными, поскольку не подтверждаются положениями Программы.

Доводы Министерства, изложенные в заявлении о том, что нарушения законодательства со стороны министерства допущены не были, а также о том, что  копия трудового договора дополнительно подтверждала факт наличия трудовых отношений с работодателем, и первую очередь министерством оценивались записи в трудовых книжках работников являются несостоятельными.

      По смыслу ст. 88 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом работодателя, изданным  на основании трудового договора. Следовательно, трудовой договор должен быть заключен не позднее 3-х дней со дня фактического допущения работника к работе.

Как следует из п.6 Положения в предоставлении единовременной помощи отказывается в случае, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным пунктом 4 Положения.

Таким образом, рассмотрев все документы, представленные молодыми специалистами и обнаружив в них явные несоответствия,  как по форме, так и по содержанию, Министерство имело полное право отказать гражданам в предоставлении единовременной помощи. Однако этого сделано не было и Министерство производило выплаты указанным гражданам в нарушение действующего законодательства.

Доводы Министерства о том, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ ответственность за надлежащее оформление трудовых договоров лежит на работодателе также не могут быть приняты во внимание, поскольку как уже отмечалось, проверка всего представленного молодым специалистом пакета документов согласно постановлению Правительства Саратовской области от 21.08.2008г. № 336-П возложена на Министерство.

Относительно доводов Министерства о том, что нормативными актами Саратовской области не установлено обязательное условие о непрерывной работе молодых специалистов по месту первого после окончания ВУЗа трудоустройства необходимо отметить следующее.

Пункт 4.4 областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы», утвержденный Законом Саратовской области от 09.11.2007 N 228-ЗСО (в редакции, действовавшей в проверяемый период) предусматривает, что целями осуществления мероприятий по переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются повышение конкурентоспособности предприятий АПК через эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и формирование высококвалифицированных специалистов на базе расширенной системы профессиональной переподготовки кадров.

Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач, в том числе задачу обеспечения переподготовки и повышения квалификации кадров с использованием современного оборудования и инновационных технологий обучения с целью изучения передовых научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства.

Для решения поставленных задач в области развития ИКС, подготовки и переподготовки кадров на период 2008 - 2012 годов необходимо провести, в том числе и  следующее мероприятие:

- выплаты единовременной помощи и ежемесячной доплаты к заработной плате молодым специалистам, окончившим высшие аграрные образовательные учреждения и принятым на работу в сельскохозяйственные предприятия (организации) и крестьянские (фермерские) хозяйства области.

Постановлением  Правительства Саратовской области от 03.06.2003 N 61-П «О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ» предусмотрено, что Программа состоит из паспорта программы и разделов, шестой раздел - оценка эффективности реализации программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей программы и ее результативность (п.14).  Государственный заказчик разрабатывает перечень целевых показателей и индикаторов, необходимых и достаточных для проведения мониторинга исполнения программы, а также для проведения предварительной, текущей и завершающей оценки ее реализации (п.13).

Целевые индикаторы по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства представлены в приложении 4 к Программе.

Таким образом, основная цель программы – повысить конкурентоспособность предприятий АПК области через эффективное использование имеющегося кадрового потенциала, фактически закрепить молодых специалистов, выпускников сельхозвузов на селе, способствовать тому, чтобы они по окончании ВУЗов работали по специальности на селе,  у сельхозтоваропроизводителей области, а не искали работу в других отраслях и других регионах.

          Целевой индикатор данного направления областной целевой Программы разработанный, кстати, Министерством – это трудоустройство выпускников  высших  аграрных образовательных учреждений  в системе АПК области.

Для этих целей согласно условиям Программы им и выплачивается единовременная помощь и ежемесячная доплата к заработной плате молодым специалистам.

Во всех выявленных случаях, когда  Министерством выплачивалась единовременная помощь гражданам, не имеющим на нее права, гражданам, не трудоустроившимся по специальности после окончания сельхозвузов, основная цель программы Министерством не достигалась. Если гражданин не работает по специальности, имея сельскохозяйственное образование, а работает в организациях совершенно других отраслей (ФГУП «Почта России» и т.д.), трудоустраивается в сельхозпредприятие, только имея целью получить единовременную помощь, считаем, что ни о каком достижении целей Программы не может идти речи. Допуская выплату единовременной помощи таким гражданам, Министерство не осуществляет надлежащего контроля за реализацией областной целевой Программы.

 По вопросу допущенного министерством нецелевого использования бюджетных средств при предоставлении субсидии на приобретение технологического оборудования ЗАО ПЗ «Мелиоратор» суд установил следующее.

Приказом министерства сельского хозяйства области от 18 марта  2008 года  № 35 «О мерах по реализации постановления Правительства Саратовской области от 29 февраля 2008 года № 81-П «О Правилах предоставления в 2008 году субсидий за счет средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство» устанавливались размеры компенсации и утверждались формы справок-расчетов по направлениям субсидий.

Согласно п. 7 Правил предоставления в 2008 году субсидий за счет средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 29.02.2008 N 81-П,  министерство сельского хозяйства области составляет и утверждает реестры на предоставление субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в разрезе получателей.

В 2008 году субсидии на компенсацию части затрат стоимости приобретаемого оборудования и сельскохозяйственной техники предоставлялись, в том числе:

- сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень участников инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) на компенсацию части стоимости за приобретение технологического оборудования для навозоудаления, поения, стойлового содержания, климат - контроля, вентиляции и иного оборудования, улучшающего условия содержания скота, доение коров и охлаждения молока при условии нового строительства в размере 50 процентов стоимости, при условии реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) в размере 30 процентов стоимости.

Следовательно, одним из условий предоставления данной субсидии была реконструкция и модернизация животноводческих комплексов.

Сельхозтоваропроизводители, проводившие   реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, включались в реестр инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов.

При этом объем субсидии для ЗАО ПЗ «Мелиоратор» можно определить только  из утвержденного реестра.

В тоже время, как было установлено в ходе проверки,  Министерством в 2008 году была перечислена субсидия на возмещение затрат при условии реконструкции и модернизации в размере 30% или  507,6 тыс. рублей от стоимости оборудования  ЗАО ПЗ «Мелиоратор» на 9 дней раньше, чем был утвержден реестр инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), реализуемых на территории Саратовской области в 2008 году устанавливающий право на получение субсидии.

Суд полагает, что Реестр инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), реализуемых на территории Саратовской области в 2008 году помимо подписи и.о. министра сельского хозяйства области, заместителя председателя комиссии А.В. Игонькина,  подлежал утверждению Заместителем председателя Правительства области, председателем комиссии.

Статья 289 БК РФ предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств -  это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В данном случае иное правовое основание получения бюджетных средств – включение сельхозтоваропроизводителя (получателя бюджетных средств) в Реестр инвестиционных проектов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), реализуемых на территории Саратовской области в 2008 году.

При этом нецелевым использованием является перечисление  ЗАО ПЗ «Мелиоратор» 507,6 тыс. рублей от стоимости оборудования, поскольку только этот платеж был произведен  на 9 дней раньше, чем был утвержден реестр инвестиционных проектов, а все остальные платежи  ЗАО ПЗ «Мелиоратор»  производились Министерством уже после утверждения реестра, в который было включено ЗАО ПЗ «Мелиоратор».

Таким образом, указанные выше расходы на момент перечисления денежных средств в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым использованием бюджетных средств.

 По вопросу допущенного Министерством нецелевого использования бюджетных средств при предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по развитию птицеводства (за потребленную электроэнергию и приобретению племенных яиц) ЗАО птицефабрика «Балаковская» суд полагает, что Счетной палатой области (согласно Изменениям от 19.07.10г. исх. № 03-03/645 в предписание, а также Дополнениям  от 03.08.10г. исх. № 03-03/713) были  исключены все имеющиеся замечания (исключен пункт 7 предписания), что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

 По вопросу нецелевого использования министерством бюджетных средств при выплате субсидии на компенсацию части затрат по развитию овцеводства (на содержание поголовья овцематок и ярок старше года) в 2008 году (п.9 описательной части предписания) суд полагает, что субсидии на компенсацию части затрат по развитию овцеводства в 2008 году предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) на содержание поголовья овцематок и ярок старше года, имеющихся на 1 января 2008 года (за физическую голову), при условии гарантии сохранения численности поголовья на конец года согласно справкам-расчетам.

В приложении 21 к Приказу министерства сельского хозяйства  Саратовской области от 18 марта 2008 года  № 35  был утвержден размер ставки (115 рублей за одну голову)  и форма  справки-расчета на предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на компенсацию части затрат на содержание поголовья овцематок и ярок  старше года.

Согласно пункту 13. Положения в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, в том числе нецелевом использовании бюджетных средств получателями субсидий, производится их возврат на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с  пунктом 2 статьи 74 Бюджетного кодекса РФ  контроль за соблюдением условий предоставления средств из бюджета осуществляется главным распорядителем бюджетных средств.

Министерство сельского хозяйства области согласно Закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2008 год» и Закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 год» является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий сельхозтоваропроизводителям.

Однако при  проверке документов установлено, что некоторые сельхозтоваропроизводители, получив субсидию, не выполнили условия  сохранения численности на  конец года поголовья овцематок и ярок старше года, в то же время полученные субсидии возвращены не были. Это свидетельствует о недостаточном  контроле за соблюдением условий предоставления средств из бюджета Министерства как главного распорядителя бюджетных средств.

Кроме того, как выяснилось в судебном заседании, имели место случаи недостоверности отчетных данных при расчете и предоставлении суммы субсидии.

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 29 февраля 2008 года № 81-П субсидия  выдается на содержание поголовья овцематок и ярок старше года, имеющихся на 1 января 2008 года  у сельхозтоваропроизводителей, при условии гарантии сохранения численности поголовья на конец года.

У ООО «Элтон» Дергачевского района в приложенной к расчету форме статистической отчетности  № 24-сх за 2007 год на 1 января 2008 года числится 204 головы, а в отчете о наличии животных за 2008 (ф. 15-АПК) поголовье овцематок и ярок старше года на 01.01.2008 г. отсутствует, что подтверждается отчетами, находящимся в материалах дела.

Министерству при получении отчетов за 2008 год   фактическое наличие поголовья овец, имеющиеся в хозяйстве на начало 2008 года, т.к. на это поголовье была рассчитана и выплачена субсидия в сумме 23,5 тыс. рублей.

СПК СХА  «Вязовская»  Базарно-Карабулакского района - в форме № 24-сх  за 2007 год на 1 января 2008 года наличие поголовья овцематок и ярок старше года составляло 713 голов,  согласно этому количеству рассчитана  и выплачена субсидия  в размере 82,0  тыс. рублей (713х115).  В отчете о наличии животных за 2008 год (ф. №15-АПК) наличие  поголовья овцематок и ярок на начало года составило 500 голов. Таким образом, суд полагает, что  если в расчете использовать данные годовой отчетности, то субсидия должна составлять 57,5 тыс. рублей, т.е. 24,5 тыс. рублей бюджетных средств было излишне выплачено.

В форме 24-сх за 2007 год на 1 января 2008 года ЗАО «Кудашевский завод» Базарно-Карабулакского  района наличие поголовья овцематок и ярок старше года составляло 1300 голов и сумма выплаченной субсидии 149,5 тыс. рублей  (1300х115), в отчете за 2008 год  (ф. №15-АПК) наличие  поголовья овцематок и ярок на начало года составило 1100 голов, т.е. меньше на 200 голов. Учитывая данные годовой отчетности,  суд полагает, что субсидия должна составить 126,5  тыс. рублей, т.е. 23,0 тыс. рублей бюджетных средств было излишне выплачено.

Согласно пункту 13. Положения в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, в том числе, нецелевом использовании бюджетных средств получателями субсидий, производится их возврат на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств.

Министерством как главного распорядителя бюджетных средств по возврату субсидий, используемых получателем не по целевому назначению,  не предприняты действия  по их возврату.

Статья 289 БК РФ предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств -  это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В данном случае цель получения субсидии установлена постановлением Правительства Саратовской области от 29 февраля 2008 года № 81-П (иным правовым основанием получения бюджетных средств). Цель выделения субсидии -  компенсация части затрат по развитию овцеводства в 2008 году на содержание поголовья овцематок и ярок старше года, имеющихся на 1 января 2008 года (за голову), при условии гарантии сохранения численности поголовья на конец года согласно справкам-расчетам. При наличии меньшего поголовья овец и ярок старше года в хозяйствах на 01.01.2008г., чем было заявлено получателями, Министерством фактически были предоставлены субсидии на содержание овец, не имеющихся в хозяйстве на 1 января 2008 года, в сумме 71,0 тыс. рублей, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

 По вопросу нецелевого использования министерством бюджетных средств при выплате субсидии на компенсацию части затрат по развитию овцеводства (на содержание поголовья овцематок и ярок старше года) в 2009 году (п.10 описательной части предписания) суд установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что в форме отчета  24-сх за 2008 год на 1 января 2009 года ЗАО «Кудашевский конезавод» Базарно-Карабулакского района наличие поголовья  овцематок и ярок старше года составляло 1500 голов, из этого расчета  выплачена субсидия в размере 97,5 тыс. рублей.  Однако в отчетах о наличии животных за 2008 год на конец года и  на 1 января 2009 года  наличие поголовья составило 1200 голов.  Суд полагает, что при учете поголовья овец, имеющихся в хозяйстве на начало 2009 года, субсидия должна составить 78,0   тыс. рублей, т.е. 19,5 тыс. рублей было излишне выплачено.

В форме 24-сх за 2008 год на 1 января 2009 года ЗАО «Зоринское» Марксовского района наличие поголовья  овцематок и ярок старше года составляло 5598 голов из этого расчета начислена и   выплачена субсидия в размере 363,9 тыс. рублей (п/п от  30.09.2009 № 39413). Однако в отчетах о наличии животных за 2008 год на конец года и  на 1 января 2009 года наличие поголовья составило 4091 голова.

Суд, исследовав фактическое наличие поголовья овец, имеющиеся в хозяйстве на начало 2009 года, полагает, что  субсидия должна составить 265,9 тыс. рублей, т.е. 98,0  тыс. рублей было излишне выплачено.

Статья 289 БК РФ предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств -  это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В данном случае цель получения субсидии установлена постановлением Правительства Саратовской области от 29 февраля 2008 года № 81-П (иным правовым основанием получения бюджетных средств). Цель выделения субсидии -  компенсацию части затрат по развитию овцеводства в 2009 году на содержание поголовья овцематок и ярок старше года, имеющихся на 1 января 2009 года (за физическую голову), при условии гарантии сохранения численности поголовья на конец года согласно справкам-расчетам. При наличии меньшего поголовья овец и ярок старше года в хозяйствах на 01.01.2009г., чем было заявлено получателями, Министерством фактически были предоставлены субсидии на содержание овец, не имеющихся в хозяйстве на 1 января 2009 года, в сумме 117,7 тыс. рублей, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

По вопросу допущенных министерством нарушений положений действующего в законодательства при перечислении субсидий ОНО ОПХ «Крутое», ОНО Племенной птицеводческий завод «Маркс» ГНУ МНТЦ «Племптица», ОНО Племенной птицеводческий завод «Маркс» ГНУ МНТЦ «Племптица»  суд установил следующее.

В 2009 году Министерством были перечислены денежные средства ОНО ОПХ «Крутое» в виде субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая от засухи (платежные поручения от 22.10.2009  № 9696 на 49,8, тыс. рублей от 24.12.2009 № 9764  на 31,6 тыс. рублей).  Расходы производились  по  виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам»  по подстатье операций сектора государственного управления 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» в общей сумме 81,4 тыс. рублей, что противоречит «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации  РФ», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 года № 145н.

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ от 06.09.2010 г. ОНО «Опытно-производственное хозяйство «КРУТОЕ» является некоммерческой организацией (том 7 л.д. 79), в соответствии с Уставом, утвержденным Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 10.06.2004 г. является правопреемником. по правам и обязательствам ГУП «Опытно- производственное хозяйство «КРУТОЕ». Согласно п. 1.3. Устава правовое положение определяется, в том числе, ФЗ «О некоммерческих организациях» (л.д. 84).

Суд полагает, что расходы следовало отражать по подстатье 242 «Безвозмездные перечисления организациям,  за исключением государственных и муниципальных организаций».

В 2008 году Министерством были перечислены денежные средства ОНО Племенной птицеводческий завод «Маркс» ГНУ МНТЦ «Племптица» Российской  академии сельскохозяйственных наук в виде субсидии на компенсацию части затрат  по развитию птицеводства (платежные поручения от 14.05.2008  № 1387 на 205,5 тыс. рублей, от 15.05.2008 № 1397  на 109,0 тыс. рублей).

Расходы производились  по  виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам» по подстатье операций сектора государственного управления 242 «Безвозмездные перечисления организациям,  за исключением государственных и муниципальных организаций» в общей сумме 314,5 тыс. рублей, что противоречит  действовавшим в 2008 году, «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации  РФ», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 24 августа 2007 г. N 74н,  так как ОНО Племенной птицеводческий завод «Маркс» ГНУ МНТЦ «Племптица» Российской  академии сельскохозяйственных наук является государственным предприятием, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ (том 6 л.д. 164), согласно которой ПФ является – Государственное предприятие.

Суд соглашается с выводами Счетной палаты Саратовской области о том, что расходы следовало отражать по подстатье 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям».

В 2008 году Министерством были перечислены денежные средства ОНО Племенной птицеводческий завод «Красный Кут» ГНУ МНТЦ «Племптица» Российской  академии сельскохозяйственных наук в виде субсидии на компенсацию части затрат  по развитию птицеводства (платежное поручение от 14.05.2008  № 1388) в сумме 414,5 тыс. рублей.  Расходы производились  по  виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам» по подстатье операций сектора государственного управления 242 «Безвозмездные перечисления организациям,  за исключением государственных и муниципальных организаций», что противоречит,  действовавшим в 2008 году  «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации  РФ», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 24 августа 2007 г. N 74н,  так как ОНО Племенной птицеводческий завод «Красный Кут» ГНУ МНТЦ «Племптица» Российской  академии сельскохозяйственных наук является государственным предприятием, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от 12.10.2010 г. №545 (том 7 л.д. 53-59).

Таким образом, расходы следовало отражать по подстатье 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям».

На основании изложенного суд полагает, что вышеуказанные субсидии были выплачены с нарушением законодательства, а именно Указаний о порядке применения бюджетной классификации  РФ.

По вопросу допущенного министерством нарушения установленного ст. 34 БК РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств в 2008 году при предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по поддержке племенного животноводства СХА (колхоз) «Заречье»  суд установил следующее.

СХА (колхоз) «Заречье» Ивантеевского района были предоставлены субсидии на компенсацию части затрат по поддержке племенного  животноводства в сумме 140,3 тыс. рублей. В то же время согласно «Отчету о наличие животных» по форме  № 15-АПК за 2009 год  поголовье быков-производителей, на что была выдана субсидия, на начало года составляло 33 головы, на конец года 32 головы т.е.  уменьшилось. Субсидия была выделена на  приобретение  24 голов  быков-производителей. Данные факты  говорят о том, что предоставленная субсидия не достигла желаемого результата.

Суд полагает, что средства в сумме 140,3 тыс. рублей  являются неэффективным использованием бюджетных средств.

Доводы Министерства о том, что «…приобретаемый племенной молодняк (бычки) с более высоким генетическим потенциалом был предназначен для замены имеющихся в хозяйстве быков-производителей, подлежащих выбраковке» не обоснованы, поскольку не подтверждаются никакими доказательствами.

Не один нормативный или ненормативный правовой  акт не предусматривает, что при выделении субсидии  СХА (колхоз) «Заречье» Ивантеевского района речь шла о приобретении животных для замены быков-производителей, уже имеющихся в хозяйстве, а не об увеличении общей численности животных.

Судом исследованы возражения Министерства по вопросу эффективного и результативного использования бюджетных средств, выделенных на поддержку свиноводства, коневодства, птицеводства.

Согласно приложению 5 к областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы», утвержденной законом Саратовской области от 09.11.2007 № 228-ЗСО утверждена  динамика поголовья скота и птицы во всех категориях хозяйств с установленными целевыми индикаторами на каждый год. Учитывая фактическое выполнение показателей по Саратовской области, суд установил следующее.

 Не выполнен показатель поголовья свиней на конец 2008 года на 61,4 тыс. голов (предусмотрено 463,4 тыс. голов,  фактически 402,0 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию свиноводства  в 2008 году в сумме 7639,0 тыс. рублей  был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

 Не выполнен показатель поголовья лошадей на конец 2008 года на 1,1 тыс. голов (предусмотрено 23,4 тыс. голов,  фактически 22,5 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию коневодства  в 2008 году в сумме 2080,0 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

 Не выполнен показатель поголовья птиц  на конец 2008 года на 1759,3 тыс. голов (предусмотрено 7800,0 тыс. голов,  фактически 6040,7 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2008 году в сумме 26608,1 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

 Не выполнен показатель поголовья птиц  на конец 2009 года на 1779,7 тыс. голов (предусмотрено 8000,0 тыс. голов,  фактически 6220,3 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2009 году в сумме 25269,3 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

Как уже отмечалось, постановлением  Правительства Саратовской области от 03.06.2003  № 61-П «О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ» предусмотрено, что Программа состоит из паспорта программы и разделов, шестой раздел - оценка эффективности реализации программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей программы и ее результативность (п.14).  Государственный заказчик разрабатывает перечень целевых показателей и индикаторов, необходимых и достаточных для проведения мониторинга исполнения программы, а также для проведения предварительной, текущей и завершающей оценки ее реализации (п.13).

Более того, ежегодно государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) на основании представленных отчетов от исполнителей программы подготавливают и до 1 февраля каждого года представляют в министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении (п.29 Порядка).

Государственным заказчиком-координатором областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы» является Министерство.

В возражениях Министерство ссылается на недостаточное финансирование программы, а также на другие обстоятельства (отсутствие инвестиционной деятельности ООО «Елшанская птицефабрика», ООО «Евродон»). В тоже время Министерством, как государственным заказчиком-координатором программы не были приняты меры по внесению соответствующих изменений в приложение № 5 к программе. Целевые индикаторы программы (по исполнению которых можно судить о ее реализации и эффективности использования бюджетных средств), в проверяемом периоде 2008-2009 гг. изменены не были, и остались на прежнем уровне.

Таким образом, по выявленному в ходе проверки нарушения Министерством установленного БК РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) суд полагает, что  согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов, в том числе принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Статья 34 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Из данного определения можно сделать вывод, что неэффективным (нерезультативным) использованием бюджетных средств является:

- недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств;

- достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами.

Статья 158 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями - обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, следовательно, должно при расходовании бюджетных средств соблюдать все указанного положения БК РФ.

По осуществлению Счетной палатой области контроля  (аудита) эффективности использования бюджетных средств суд полагает, что согласно ст. 157 БК РФ органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов. Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

В целях реализации на территории области ст. 157 БК РФ был принят Закон Саратовской области от 30.07.2008 N 216-ЗСО    «О Счетной палате Саратовской области» (с изменениями). Согласно ст. 1 указанного закона Саратовской области № 216-ЗСО, Счетная палата Саратовской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля Саратовской области.

Статья 2 Закона Саратовской области № 216-ЗСО предусматривает, что задачами Счетной палаты является, в том числе, контроль за исполнением областного бюджета. Контроль за исполнением областного бюджета включает в себя и контроль за соблюдением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

По методике оценки эффективности использования бюджетных средств, которой руководствовалась Счетная палата области,  суд полагает, что Счетной палатой области оценивалась эффективность использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы»  за период 2008-2009 годы.

В Бюджетном послании Президента РФ от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» предусмотрено, что при принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Постановлением  Правительства Саратовской области от 03.06.2003        N 61-П «О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ» предусмотрено, что Программа состоит из паспорта программы и разделов, шестой раздел - оценка эффективности реализации программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей программы и ее результативность (п.14).  Государственный заказчик разрабатывает перечень целевых показателей и индикаторов, необходимых и достаточных для проведения мониторинга исполнения программы, а также для проведения предварительной, текущей и завершающей оценки ее реализации (п.13).

Согласно приложению 5 к областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы», утвержденной законом Саратовской области от 09.11.2007 № 228-ЗСО утверждена  динамика поголовья скота и птицы во всех категориях хозяйств с установленными целевыми индикаторами на каждый год.

Таким образом, оценить эффективность использования бюджетных средств, выделенных на реализацию областной целевой Программы можно только ориентируясь на установленные самой Программой целевые индикаторы, которыми является достижение к установленному сроку определенной численности поголовья скота.

Учитывая фактическое выполнение показателей по Саратовской области, Счетная палата области указывает в предписании, что некоторые показатели не выполнены.

1. Так не выполнен показатель поголовья свиней на конец 2008 года на 61,4 тыс. голов (предусмотрено 463,4 тыс. голов,  фактически 402,0 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию свиноводства  в 2008 году в сумме 7639,0 тыс. рублей  был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

2. Не выполнен показатель поголовья лошадей на конец 2008 года на 1,1 тыс. голов (предусмотрено 23,4 тыс. голов,  фактически 22,5 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию коневодства  в 2008 году в сумме 2080,0 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

3. Не выполнен показатель поголовья птицы  на конец 2008 года на 1759,3 тыс. голов (предусмотрено 7800,0 тыс. голов,  фактически 6040,7 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2008 году в сумме 26608,1 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

4. Не выполнен показатель поголовья птиц  на конец 2009 года на 1779,7 тыс. голов (предусмотрено 8000,0 тыс. голов,  фактически 6220,3 тыс. голов). При использовании средств, предоставленных в виде субсидии  на  компенсацию части затрат по развитию птицеводства в 2009 году в сумме 25269,3 тыс. рублей был нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации.

Суд полагает, что Министерством нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, основываясь именно на установленных программой целевых индикаторах ее реализации. Во всех приведенных случаях Счетная палата области выявляет факты недостижения Министерством  установленных программой целевых индикаторов, т.е. цель, на которую были выделены и израсходованы бюджетные средства, фактически Министерством не достигается.

Ссылка Министерства на пункт 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что  конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата, неприменима, так как Счетная палата не ставит вопрос о том, что установленную численность поголовья скота (целевой индикатор) Министерство могло достигнуть с использованием меньшего объема бюджетных средств, чем было предусмотрено бюджетом. Также не ставится вопрос о том, что используя выделенных объем бюджетных средств, Министерство могло бы достигнуть лучших результатом, еще большей численности поголовья скота, чем было запланировано (в качестве целевого индикатора).

Счетная палата области в обжалуемом предписании указывает на то, что Министерству были выделены  бюджетные средства, используя которые Министерство должно было достигнуть определенных показателей. Бюджетные средства были использованы Министерством  в полном объеме, однако запланированные целевые индикаторы не были достигнуты.

На сновании изложенного суд полагает, что доводы Министерства Сельского хозяйства Саратовской области несостоятельны в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства Саратовской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1.

Судья                                                                      А.В. Калинина

А57-8961/2010

Категория:
Другие
Статус:
Отказать в призн. решений и действий (бездействий) незаконными в части
Истцы
Прокофьев Владимир Николаевич
Суд
АС Саратовской области
Судья
Калинина А. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее