Судья Гильфанов Д.А. Дело №5-5160/2021
Дело №7-1010/2023
Р Е Ш Е Н И Е
4 октября 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповым И.А., рассмотрел в отрытом судебном заседании жалобу защитника Искандерова Руслана Тельмановича на постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 12 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Заманли Турал Хазар оглы.
Изучив материалы дела, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда города Казани от 12 ноября 2021 года, индивидуальный предприниматель Заманли Т.О. (далее – заявитель), признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнут административному штрафу в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник заявителя – Искандеров Р.Т., действующий на основании доверенности, просит постановление отменить, производство по настоящему делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, дополнительно представил ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Протокольным определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2023 года ходатайство удовлетворено, жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30.1- 30.7 КоАП РФ.
Заманли Т.О. в судебное заседание не явился, причина неявки не известна, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Искандеров Р.Т. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы, позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 в перечень социально значимых заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) В 34.2).
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее – Постановление № 417).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" закреплено, что высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года № 129 в связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ, Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года №62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" на территории данного региона с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
19 марта 2020 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление Кабмина РТ № 208).
В силу пункта 8 Постановления Кабмина РТ № 208 (в редакции от 7.10.2021 №37), лицам старше 18 лет оказание услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), оказание услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, вход и нахождение указанных лиц в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 400 кв. метров допускаются при предъявлении QR-кодов.
Согласно материалам дела, ИП Заманли вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
25 октября 2021 года в 10 часов 00 минут ИП Заманли, при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в павильоне «Шаурма», расположенного по адресу: город Казань, улица Фрунзе, дом №1/3, допустил работу, а также доступ в указанное заведение покупателя и реализацию ему питания быстрого приготовления без проверки QR-кода, полученного с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности.
При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 2.1, частей 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм.
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Постановлением Кабмина РТ от 6 июля 2022 года №656, приостановлено действие Постановления Кабмина РТ №208.
На момент рассмотрения настоящей жалобы, фактическое исполнение постановления о назначении заявителю административного штрафа в размере 30 000 рублей, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 12 ноября 2021 года, вынесенное в отношении заявителя по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подлежит отмене. Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
жалобу защитника Искандерова Руслан Тельмановича удовлетворить.
Постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 12 ноября 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Заманли Турал Хазар оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Заманли Турал Хазар оглы прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Сабитов И.Н.