к делу №
№-42
категория дела-2.126 - споры, возникающие из жилищного законодательства - о признании недействительным ненормативного акта... - решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а также общего собрания ТСЖ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2022 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Рысина А.Ю.,
при секретаре Харченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании решения общего собрания собственников помещений недействительным,
установил:
государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании решения общего собрания собственников помещений недействительным, выраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что на основании решения о проведении внеплановой документальной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией в целях рассмотрения обращений граждан изучены решения и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Краснодаре по вопросам, поставленным на повестку дня общего собрания. В результате анализа представленных на проверку документов, установлено, что имеются разночтения, а также решение подписано за периодом проведения собрания, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить.
Третье лицо ФИО11 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Представитель третьего лица ООО УО «Адмирал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, третье лицо, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
На основании части 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
В силу части 3 статьи 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе, очно-заочного голосования.
В соответствии с положениями статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в ч.2 ст.45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования /передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 1).
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством, в том числе, очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
На основании части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п.п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса РФ решений, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ с 19.00 часов до ДД.ММ.ГГГГ 16.00 часов состоялось внеочередное общее собрание собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Краснодар, <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в голосовании приняли участие 154 собственника жилых (нежилых) помещений дома с 701,7 долями (16271,29 кв. м), что составляет 70,17% принявших участие в общем собрании собственников. Кворум имеется.
На рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края поступили обращения ФИО11 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) о нарушении требований к проведению общих собраний собственников помещений в МКД и оформлении протокола№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки Государственной жилищной инспекцией установлено, что повестка дня собрания, отраженная в сообщении о проведении собрания соответствует повестке дня, отраженной в протоколе и в решениях собственников помещений в МКД. Также сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, приложения к протоколу общего собрания, соответствуют требованиям жилищного законодательства.
Вместе с тем, из анализа документов установлено, что в совокупности сведений, содержащихся на сайте Росреестра и данным, содержащимся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД составляет 23189,8 кв. м, что составляет 100% голосов от общего числа собственников помещений в МКД.
Согласно Реестру собственником <адрес> МКД указан ФИО3, однако решение подписано ФИО4, собственником <адрес> МКД указан ФИО5 - подписано Лопатиной, <адрес> ФИО6 - ФИО7, <адрес> ФИО8 - ФИО9, при этом доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, участвующего в голосовании, в приложениях к протоколу отсутствуют; согласно реестру собственником помещений квартир отсутствует.
Следовательно, решения собственников указанных жилых помещений к подсчету кворума не принимаются.
При произведении арифметического расчета кворума, согласно Реестру установлено, что в общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники, обладающие помещениями суммарной площадью 16271,29 кв. м - 7017 % голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД. Однако при подсчете кворума собрания не применяются решения по квартирам под номерами 6,7, 14, 27, 31, 32, 40, 49, 59, 63, 75, 80, 85, 108, 110, 112, 129, 131, 136, 154, 181, 182, 207, общей площадью 2617,6 кв. м.
Таким образом, в собрании приняли участие собственники, обладающие помещениями суммарной площадью 13325,6 кв. м, то есть 57,5 % голосов от общего числа всех собственников помещений в МКД, следовательно, кворум для проведения общего собрания имелся.
Вместе с тем, по вопросу № повестки дня собрания: «Предоставить ООО УО «Адмирал» от имени собственников помещений право на заключение бессрочного безвозмездного соглашения об установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером: 23:43:0208012:75, по адресу: г. Краснодар, <адрес>, с уполномоченными собственниками помещений в домах по адресам: г. Краснодар, <адрес>, собственниками парковочных мест в подземной автостоянке по <адрес>, в целях прохода и проезда к соседним земельным участкам. За установление сервитута проголосовали 41,8% голосов от общего числа голосов, что не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, которое содержит требования о необходимости двух третей голосов, что составляет не менее 66,67%.
По вопросу № повестки дня собрания: «Предоставить ООО УО «Адмирал» право на заключение договоров на поставку, монтаж Автоматизированной системы платной парковки. Количество голосов «ЗА» составило 43,8%, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, поскольку такое решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в МКД – не менее 66,67 %.
По вопросу № повестки дня собрания: «Утвердить условия Положения о порядке доступа на территорию жилого комплекса «Адмирал». Количество голосов «ЗА» составило 44,9%, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку такое решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в МКД - не менее 66,67 %.
По вопросу № повестки дня собрания: «Установить тариф на оплату парковки для автотранспорта, въезжающего/ выезжающего на территорию жилого комплекса «Адмирал»: 200 рублей- 1 час, а также стоимость компенсации за утерянный/испорченный выездной билет в размере 5000 рублей, в соответствии с условиями Положения о порядке доступа на территорию жилого комплекса «Адмирал» при условии принятия решения по вопросу №. Количество голосов «ЗА» составило 44,1%, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку такое решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в МКД - не менее 66,67 %.
По вопросу № повестки дня собрания: «Наделить ООО УО «Адмирал» полномочиями распределять денежные средства, поступившие на счет управляющей организации от оплаты парковки с использованием АСПП, на уменьшение размера платы за работы и услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, <адрес> месяц, следующим за отчетным, с учетом действующего налогового законодательства РФ. Количество голосов «ЗА» составило 45,5%, что не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку такое решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в МКД - не менее 66,67 %.
Таким образом, решения по вопросам №№,5,9,10,11 повестки дня собрания собственников помещений в МКД, оформленные протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ приняты в отсутствие необходимого количества голосов.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых - энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 3.1 Положения государственная жилищная инспекция Краснодарского края осуществляет контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами. Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что в случаях выявления нарушений при принятии решения о выборе управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 48 Жилищного кодекса РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (часть 4.1).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Согласно ч. 5.1 указанной статьи при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».
Указанные нарушения порядка проведения общего собрания собственников помещений в МКД являются существенными, так как не позволяют определить правомочность лиц, принимавших участие в голосовании, учитывая, что форма проведения общего собрания была установлена очно-заочная.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение), или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с частью 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Суд приходит к выводу, что доказательств надлежащего исполнения требований жилищного законодательства, предусматривающих порядок проведения общего собрания собственников жилья и порядок принятия общим собранием решения, ответчиками суду не предоставлено.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о признании решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Краснодаре, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, недействительными.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании решения общего собрания собственников помещений недействительным - удовлетворить.
Признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Краснодаре, оформленные протоколом отДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд города Краснодара.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.Ю. Рысин