Дело № 5-334/21
УИД 29RS0008-01-2021-001216-38
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 апреля 2021 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
Администрации муниципального образования «Приводинское», расположенной по адресу: Архангельская область, Котласский район, рабочий посёлок Приводино, ул. Советская, д. 19, поставленной на налоговый учёт 29 декабря 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН 2904015928, ОГРН 1052904026878,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «Приводинское» виновна в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при следующих обстоятельствах.
24 февраля 2021 года в 10 часов 30 минут администрация муниципального образования «Приводинское» (далее по тексту - Администрация), являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог общего пользования местного значения в населенном пункте Удимский МО «Приводинское» Котласского района Архангельской области, при содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Заречная, Речная, Станционная, Овражная, Советская, Урицкого, пер. Новый в пос. Удимский допустила нарушение требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, пунктов 8.1, 8.3 (табл. 2), 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст) (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), поскольку :
1. не проведена снегоочистка проезжих частей автомобильных дорог по улицам:
- Заречная (толщина снега 0,09 м);
- пер. Новый (толщина снега от 0,1 м до 0,7 м);
- Станционная (толщина снега 0,1 м);
- Овражная (толщина снега 0,06 м);
- возле дома № 63 по ул. Советская (толщина снега 0,12 м);
- Урицкого (толщина снега от 0,1 м до 0,7 м);
2. не проведена снегоочистка тротуаров по ул. Речная на участке от дома № 9 до дома № 31 (толщина рыхлого снега составляет от 0,4 м до 0,9 м);
3. на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог по ул. Речная - ул. Заречная в пределах треугольника видимости сформированы снежные валы высотой 1,1 м.
При этом для участников дорожного движения отсутствовала какая-либо информация о вводимых ограничениях в организации дорожного движения на указанных участках с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, так как пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Законный представитель администрации МО «Приводинское» Панов С.И., извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем протокол рассмотрен без его участия.
Защитник администрации МО «Приводинское» Козырев Р.Н. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласился частично. Указал, что Администрация не признает свою вину в части ненадлежащей снегоочистки по улицам Заречной, Советской, пер. Овражный в пос. Удимский, поскольку снегоочистка была произведена. Свою вину в части непроведения снегоочистки по улицам Станционная, Урицкого, пер. Новый, непроведения снегоочистки тротуара по ул. Речная, а также наличия снежных валов в пределах треугольника видимости по ул. Речная - ул. Заречная Администрация признает.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Попов П.А. в судебном заседании полагал об обоснованности привлечения Администрации к административной ответственности. Пояснил, что вмененные Администрации нарушения полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами. На проезжих частях дорог по улицам Заречная, Советская, Овражная в пос. Удимский имеется уплотненный снежный покров, что недопустимо на дорогах в населенных пунктах.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.
По определению статьи 2 Федерального закона № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Аналогичную норму содержит пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, возлагающий на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, также обязанность содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 1ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Пунктом 8.3 (табл. 8.2) ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что для всех категорий дорог на тротуарах толщина рыхлого снега не должна превышать 5 см, срок снегоочистки составляет не более 1 суток.
В соответствии с п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Из материалов дела следует, что 24 февраля 2021 года в 10 часов 30 минут должностным лицом ОГИБДД ОМВД России «Котласский» Сухановым В.П. проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения в пос. Удимский МО «Приводинское» Котласского района Архангельской области в ходе которого выявлены следующие недостатки при содержании дорог:
1. не проведена снегоочистка проезжих частей автомобильных дорог по улицам: Заречная (толщина снега 0,09 м); пер. Новый (толщина снега от 0,1 м до 0,7 м); Станционная (толщина снега 0,1 м); Овражная (толщина снега 0,06 м); возле дома № 63 по ул. Советская (толщина снега 0,12 м); Урицкого (толщина снега от 0,1 м до 0,7 м);
2. не проведена снегоочистка тротуаров по ул. Речная на участке от дома № 9 до дома № 31 (толщина рыхлого снега составляет от 0,4 м до 0,9 м);
3. на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог по ул. Речная - ул. Заречная в пределах треугольника видимости сформированы снежные валы высотой 1,1 м.
Выявленные недостатки зафиксированы должностным лицом в акте с приложением к нему иллюстрационных материалов, измерения проводилась измерительной рулеткой Geobox РК2-30Р № №, поверка действительна до 17 ноября 2021 года.
В ходе проведения административного расследования должностным лицом установлено, что лицом, ответственным за содержание указанных дорог, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является Администрация.
Указанный вывод должностного лица является правильным по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Администрация является действующим юридическим лицом, поставлена на налоговый учёт.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.ст. 1 и 2 Устава МО «Приводинское», муниципальное образование «Приводинское» наделено законом Архангельской области статусом городского поселения, в границы муниципального образования «Приводинское» входит, в том числе, территория поселка Удимский.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Приводинского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Приводинского городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Приводинского муниципального образования (пп. 5 ч. 1 ст. 7 Устава, раздел 2 Положения «Об администрации Приводинского городского поселения»).
Администрация МО «Приводинское» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения (п. раздела 1 Положения об администрации).
То есть администрация МО «Приводинское» является лицом, на которое возложена организация деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Приводинского городского поселения.
Автомобильные дороги по улицам Заречная, Речная, Станционная, Овражная, Советская, Урицкого, пер. Новый в пос. Удимский включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Приводинское», утвержденный постановлением Администрации от 29 декабря 2018 года № 356.
Протокол об административном правонарушении в отношении Администрации составлен правильно в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ с участием защитника Козырева Р.Н. Событие правонарушения и сведения об Администрации, как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Копия протокола об административном правонарушении вручена защитнику Козыреву Р.Н., а также направлена почтой по месту нахождения юридического лица.
Доводы защитника Козырева Р.Н. о несогласии Администрации с протоколом в части непроведения снегоочистки проезжих частей дорог по улицам Заречная, Советская, пер. Овражный в пос. Удимский не свидетельствуют о необоснованности привлечения Администрации к административной ответственности в данной части, поскольку материалами дела подтверждается наличие на проезжей части улицы Заречная снега толщиной 9 см, на проезжей части улицы ул. Советская возле дома № 63 - 12 см, на проезжей части улицы Овражная - 6 см, что противоречит требованиям п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Юридическое лицо на основании части 1 статьи 2.10 КоАП РФ подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, Администрация, ненадлежащим образом исполняя возложенные на неё Уставом функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в пос. Удимский МО «Приводинское» Котласского района Архангельской области, в достаточной степени необходимых мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог по улицам Заречная, Речная, Станционная, Овражная, Советская, Урицкого, пер. Новый не приняла.
При такой ситуации действия Администрации подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность Администрации, судья признает частичное признание вины.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность Администрации, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Санкция части 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершённого Администрацией административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, дефицит местного бюджета на 2021 год в сумме 3893,9 тыс. рублей, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить Администрации наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судьёй не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Администрацию муниципального образования «Приводинское» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и НАО (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, номер счета 03100643000000012400 в отделении Архангельск Банка России// УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, БИК 011117401, кор./сч. 40102810045370000016, КБК 18811601123010001140, код ОКТМО 11 710 000, УИН № (протокол 29 СА № от 24 марта 2021 года).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Зобова