Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 июля 2022г.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Исмаилова И.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием:
истца - ФИО2,
представителя истца - ФИО11, действующего на основании доверенности, удостоверенной 13.11.2021г., нотариусом нотариального округа <адрес> РД ФИО4 в реестре №-н/05-2021-1-1894.
представителя ответчика администрации МР «<адрес>» РД по доверенности – директора МКУ «Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан об установлении юридического факта обращения в администрацию СП «<адрес>» <адрес> РД с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг. как участника боевых действий в Афганистане и обязании администрации муниципального района «<адрес>» РД включить в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. как участника боевых действий в Афганистане,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с учетом уточнений к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан (далее администрация МР «<адрес>» РД) об установлении юридического факта обращения в администрацию СП «<адрес>» <адрес> РД с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг. как участника боевых действий в Афганистане и обязании администрации МР «<адрес>» РД включить в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. как участника боевых действий в Афганистане.
В обосновании требований указал, что он является ветераном боевых действий в Афганистане т.к. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 09.08.1986г. проходил действительную военную службу в составе ограниченного воинского контингента в Демократической <адрес> в в/ч № и принимал активное участие в боевых действиях. Согласно постановлению ЦК КПСС и ФИО1 № от 17.01.1983г. имеет право на льготы и право на обеспечение жилой площади на всей территории РФ, как участник боевых действий в Афганистане. 24.09.1986г. ему выдано свидетельство о праве на льготы серия А №. Собственного жилья не имеет, с членами своей семьи проживает в родительском доме, в котором помимо них проживают 8 человек, в том числе старший брат ФИО5, психически больной шизофренией. Недостаточная жилая площадь создает невыносимые трудности для нормального жилья.
После окончания службы в Афганистане, до 2005г. он неоднократно обращался в администрацию <адрес>, в администрацию <адрес>, председателю ФИО1 ветеранов <адрес> по поводу постановки на учет и обеспечения жильем как участника боевых действий в Афганистане.
22.07.2002г. на приеме у бывшего главы СП <адрес> РД ФИО8 он обратился с письменным заявлением о постановке на учет и обеспечения жильем как участника боевых действий в Афганистане.
На его обращения, администрация МР «<адрес>» РД сообщила, что он действительно как участник боевых действий в Афганистане неоднократно в устной форме обращался по поводу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и основанием для включения его и членов его семьи в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. является решение суда.
Просил суд установить юридический факт постановки администрацией <адрес> РД на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг. как участника боевых действий в Афганистане и обязании администрации муниципального района «<адрес>» РД включить в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. как участника боевых действий в Афганистане.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО11 иск с учетом уточненных требований поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» РД по доверенности ФИО6, который является председателем Магарамкентского общества ветеранов Афганистана исковые требования ФИО2 признал и пояснил, что его требования законны и обоснованны. Истец ФИО2 как ветеран Афганской войны нуждается в улучшении жилищных условий.
Изучив материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны ФИО1 и работники Министерства обороны РФ, направленные в другие государства органами государственной власти ФИО1, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Частью 3 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по ДД.ММ.ГГГГ. На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Судом установлено, что истец ФИО2 в период с 18.08.1984г. по 09.08.1986г. являясь военнослужащим срочной службы войсковой части №, принимал участие в боевых действиях в Демократической <адрес>.
24.09.1986г. было выдано свидетельство серии А № праве на льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и ФИО1 от 17.01.1983г. № "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Таким образом, ФИО2 относится к категории ветеранов боевых действий, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона 12.01.1995г. №5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.1, 2, 6 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан на приобретение жилья инвалидам боевых действий в Афганистане, ветеранам боевых действий в Афганистане, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий в Афганистане и ветеранов боевых действий в Афганистане" (далее по тексту - Порядок обеспечения жильем).
Право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан имеют граждане, являющиеся инвалидами боевых действий в Афганистане, ветеранами боевых действий в Афганистане, членами семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий в Афганистане и ветеранов боевых действий в Афганистане в том числе состоящие в сводном (по <адрес>) списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ администрациями муниципальных районов и городских округов ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пп.«в» п.4 Порядок обеспечения жильем).
В пункте 8 Порядка обеспечения жильем указано, что администрации муниципальных районов и городских округов представляют в Министерство ежегодно, до 1 февраля, учетные дела и списки очередников, оформленные в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов".
Социальная выплата на приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемая в качестве полной или частичной оплаты договора приобретения жилого помещения в <адрес> (абз.1 п.1 Порядка обеспечения жильем).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентировано, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.1, 3 - 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из имеющегося в материалах дела постановления главы администрации сельского поселения «сельсовет «Магарааментский» от 01.02.2022г. за № усматривается, что ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Афганистане.
При этом наличие оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в судебном заседании не установлено.
На обращение истца, прокуратурой <адрес> РД подготовлен ответ от 25.02.2022г. за №ж-2021, из которого усматривается, что согласно сведений предоставленных администрацией МО СП «сельсовет Магарамкентский» ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 24.12.2013г. за №. Учитывая, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося после 01.1.2005г., он не может быть включен в список очередников, предоставляемый МР «<адрес>» в Министерство труда и социального развития РД для включения в республиканский сводный список. Разъяснено право обратиться в суд для установления факта постановки на учет до 01.01.2005г.
Между тем, из объяснений ФИО2 следует, что до 2005г. он неоднократно обращался в орган местного самоуправления, а также к председателю ФИО1 ветеранов <адрес> по поводу постановки на учет и обеспечения жильем как участника боевых действий в Афганистане.
В подтверждение указанного факта, истцом в суд предоставлено заявление адресованное ДД.ММ.ГГГГ главе СП «<адрес>» ФИО8 с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В заявлении имеется отметка о передаче заявления ответственному лицу ФИО7 для постановки на учет.
В судебном заседании, вызванный по ходатайству истца свидетель ФИО8 показал, что в период его работы в качестве главы сельского поселения «<адрес>» действительно истец ФИО2 до 01.01.2005г. обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Запись в предоставленном заявлении от 22.07.2002г. «ФИО7 поставить на учет» и подпись учинена им собственноручно. По какой причине запись об этом не внесена в книги учета сельской администрации и ФИО2 не поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в Афганистане, ему не известно.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании также показал, что он с ФИО2 проживают по соседству. Он подтверждает, что действительно вместе с ним 22.07.2002г. ходили в администрацию <адрес>, чтобы подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как ФИО2 является участником боевых действий в Афганистане.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу о наличии доказательств подтверждающих факт обращения истца в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. При этом, несвоевременное включение истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий не должно нарушать права ФИО2
В соответствии с ч.1 ст.264 ГК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Установление данного факта имеет для истца юридическое значение, так как позволяет ему, как участнику боевых действий в Афганистане, реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Получить в ином порядке, надлежащие документы, удостоверяющие факт постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, и как следствие невозможно получить субсидии для улучшения жилищный условий.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.264, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.01.2005░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░