УИД 63RS0038-01-2023-003772-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бесединой Т.Н.,
при секретаре Б.Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4623/2023 по иску Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АкваТехСервис» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда,
Установил:
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с иском (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АкваТехСервис» о признании незаконными бездействия ООО «АкваТехСервис» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 2 рабочих мест.
В обоснование иска истец ссылается на то, что прокуратурой Кировского района г. Самары в соответствии с п.п. 1.1. - 1.31 Указания ПСО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в ООО «АкваТехСервис» проведена проверка исполнения требований трудового законодательства. В рамках поверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что ООО «АкваТехСервис» на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 2 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 2 рабочих местах не проведена, что нарушает трудовые права работников ООО «АкваТехСервис».
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Самары Фоломеев А.В. уточненные исковые требования поддержал.
Законный представитель ответчика: ООО «АкваТехСервис» - директор Прусаков И.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в настоящее время специальная оценка условий труда 2 рабочих мест проведена, бездействие со стороны руководства общества отсутствует.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда " обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
По общему правилу, установленному ч.4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Законом.
Сроки, в течение которых может быть проведена первая специальная оценка условий труда, предусмотрены частями 4, 6 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ, в которой закреплены переходные положения.
Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона №ФЗ-426 специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч.3 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, оценка условий труда является одним из инструментов в системе охраны труда для создания безопасных условий труда для работников, и неисполнение работодателем обязанности по проведению специальной оценки условий труда приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью работников.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кировского района г. Самары проведена проверка исполнения требований трудового законодательства ООО «АкватехСервис».
В ходе указанной проверки было установлено, что в организации согласно штатному расписанию имеется 2 рабочих места: директора и механика.
Однако обществом требования действующего законодательства в части проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда не соблюдаются, так как с момента регистрации общества с ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по специальной оценке условий труда не проведены.
Несоблюдение ООО «АкваТехСервис» требований трудового законодательства нарушает права и законные интересы работников данной организации.
В ходе рассмотрения дела директор ООО «АкваТехСервис» Прусаков И.Л. в подтверждение выполнения требований трудового законодательства представил Сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, подписанную членами комиссии ДД.ММ.ГГГГ., Декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку работы по проведению специальной оценки условий труда выполнены ответчиком только после обращения в суд с иском, с момента назначения на должность директора Прусакова И.Л., им как директором меры, направленные на проведение специальной оценки условий труда не предприняты, сам факт проведения специальной оценки условий труда не исключают бездействие ответчика, поскольку возложенная на него законом обязанность провести специальную оценку условий в предусмотренный законом срок, исполнена не была, суд приходит к выводу о признании незаконными бездействия ООО «АкваТехСервис» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 2 рабочих мест.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика ООО «АкваТехСервис» в доход местного бюджета г.о. Самара в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АкваТехСервис» о признании незаконными бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда - удовлетворить.
Признать незаконными бездействие ООО «АкваТехСервис» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 2 рабочих мест.
Взыскать с ООО «АкваТехСервис» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2023 г.
Председательствующий: Т.Н. Беседина