№ 2-785/2023
55RS0014-01-2023-000942-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 6 октября 2023 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Федорова К.Е., при секретаре судебного заседания Добринской И.А., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Гусаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–785/2023 по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО15 к Администрации Калачинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, суд
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд с вышеназванным иском обратился Калачинский межрайонный прокурор, указав, что истцы проживают по адресу: <адрес>, указанное домовладение принадлежит ФИО2 на праве собственности, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Как указывает прокурор в исковом заявлении, в соответствии с постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 02.08.2023 № 110-п ФИО1 совместно с членами семьи признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. Основанием для возникновения внеочередного права обеспечения ФИО1 и членов ее семьи жилым помещением является факт признания ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Калачинского муниципального района жилого дома, в котором проживают истцы, непригодным для проживания.
С учетом изложенного прокурор просит возложить на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанность предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 52 кв.м.
В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора Писарчук М.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила фактические обстоятельства, изложенные в иске.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО9 в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Омской области Шалкарбаева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с отсутствием бюджетных денежных средств жилое помещение истцам до настоящего времени не предоставлено, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, оценив доводы искового заявления, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частями 1, 3 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Как определено в ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При этом действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 17.04.2014 № 67-п ФИО1 и члены ее семьи (4 человека) признаны малоимущими, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальном найма малоимущих граждан (л.д. 23-24).
Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, совместно с супругом ФИО12. (л.д. 10).
Вышеуказанное домовладение, общей площадью 52 кв.м., принадлежит истцу ФИО2 на праве собственности (л.д. 14-15). Иных объектов недвижимого имущества в собственности истцов не имеется (л.д. 32-35).
В соответствии с постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 02.08.2023 № 110-п семья ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди с датой постановкой на учет 14.04.2014 (л.д. 28).
Основанием для возникновения внеочередного права обеспечения ФИО1 и членов её семьи жилым помещением является факт признания 02.03.2023 Межведомственной комиссией Калачинского муниципального района Омской области по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания (л.д. 25-27).
Вместе с тем, признав ФИО1 и членов ее семьи лицами, имеющими право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, Администрацией Калачинского муниципального района Омской области соответствующая обязанность на момент рассмотрения гражданского дела не исполнена.
Непредоставление органом местного самоуправления ФИО1 и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма после постановки на учет повлекло обращение 09.08.2023 последней в Калачинскую межрайонную прокуратуру, что являлось основанием для предъявления прокурором в суд искового заявления в защиту интересов истцов (л.д. 7).
Анализируя приведенные выше нормы материального права и представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает обоснованными требования Калачинского межрайонного прокурора о возложении на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанности предоставить истцам на состав семьи 4 человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 52 кв.м.
При решении вопроса о сроке исполнения решения суда, учитывая необеспеченность истцов жилым помещением с момента постановки на учет, их право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, суд не находит оснований для установления такого срока в соответствии со ст. 204, 206 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО13 к Администрации Калачинского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 52 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е. Федоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.10.2023
Судья К.Е. Федоров