2-2463/2023~М-2110/2023
86RS0№-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2023 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О.П., с участием представителей Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре Закирова А.Г., Егоровой О.В., представитель ответчика ОА «Юганскводоканал» Лысовой М.В., представителей третьего лица администрации города Нефтеюганска Иванчиковой И.Н., Лукьянчиковой Ж.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре к АО «Юганскводоканал» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными, возложении обязанности прекратить их, возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре обратилось в суд с вышеуказанным иском к АО «Юганскводоканал».
Требования мотивированы тем, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п. 1, 3 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322.
Согласно п.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан муниципального образования г. Нефтеюганск, имеющих намерение и уже использующих услуги данного исполнителя исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Предъявляя данный иск в суд, Истец действует в защиту значительного числа граждан, поскольку нарушение ответчиком действующего законодательства привело к нарушению прав граждан, не только являющихся собственниками жилых помещений, но и нанимателей, а также членов семей собственников и нанимателей, лиц, временно проживающих в жилых помещения и др., круг которых постоянно меняется. Определить полный перечень потребителей, на которых распространяются в настоящее время и будут распространяться в дальнейшем отношения не представляется возможным.
Жители города Нефтеюганска, оплачивающие коммунальные услуги по водоснабжению н установленном порядке и проживающие на законных основаниях в жилых помещениях, подключенных к системе водоснабжения, являются потребителями коммунального ресурса холодного водоснабжения, при этом поставщиком ресурса, исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению является ресурсоснабжающая организация АО «Юганскводоканал» ((иные данные))
Лабораторные исследования, проведенные в рамках санитарно-гигиенического мониторинга, показывают, что, пробы водопроводной питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть и в других точках отбора в разных микрорайонах города, в том числе и на магистральных сетях, не отвечает санитарным нормам по санитарно-химическим показателям. Следовательно, в кранах потребителя не может появиться качественный водный ресурс.
Коммунальный ресурс водоснабжения можно расценить как качественный только при соответствии воды санитарным нормам, установленным СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Таким образом, при проведении анализа результатов социально-гигиенического мониторинга установлено, что питьевая вода, подаваемая населению города Нефтеюганска, не соответствует предъявляемым к ней требованиям, тем самым нарушаются законные права и интересы неопределенного круга потребителей на получение коммунального ресурса належавшего качества, оплачиваемого потребителями.
Статья 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Исходя из требований статьи 23 ФЗ №416 от 07.12.11г. «О водоснабжении и водоотведении», главы 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечение потребителей жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению надлежащего качества, является для исполнителя обязательным.
Пунктом 60 типового договора между Ответчиком и Абонентами установлено: в случае нарушения ОВКХ требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
Согласно подпункту «а» пункта 12 типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, который заключается Ответчиком с Абонентами, ОВКХ (организация водопроводно-канализационного хозяйства) обязана: осуществлять подачу абоненту холодной воды установленного качества в объеме, установленном настоящим договором. Не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и настоящим договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями п.9 ст.23 Федерального закона № 416 на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, должны составляться для приведения качества воды в соответствии с установленными требованиями и рассматриваются как часть инвестиционной программы, т.е реализация этой программы поэтапно должна обеспечить приведение качества воды в соответствии с установленными требованиями. Вместе с тем, согласованные допустимые показатели качества питьевой воды АО «ЮВК», не свидетельствуют о возможности поставки потребителю водопроводной воды, не надлежащего качества, и не освобождают ресурсоснабжающую организацию от обязанности соблюдать законодательство о защите прав потребителей.
До настоящего времени, в том числе в период с 2021 - 2023 годы, нарушения законодательства в сфере водоснабжения не устранены, поставляемый ресурс (вода) не отвечает установленным требованиям, нарушаются права потребителя на получение коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества.
Потребители вынуждены приобретать очищенную воду, неся при этом дополнительные расходы.
Истец Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, с учетом заявлений об увеличении размера исковых требований, просит суд: признать действия АО «Юганскводоканал» противоправными законодательству о защите прав потребителей по поставке потребителям коммунального ресурса ненадлежащего качества в период с 15.04.2021 по 20.03.2023; обязать ответчика прекратить противоправные действия; обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации; обязать ответчика АО «Юганскводоканал» проводить перерасчеты потребителям за период с 15.04.2021 по 20.03.2023гг., в установленном законом порядке.
В письменных возражениях АО «Юганскводоканал» с исковыми требованиями не согласилось по следующим основаниям.
1. В соответствии с методическими рекомендациями МР 2.1.4.0143-19 «Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения», на период реализаций мероприятий инвестиционных программ, в том числе федерального проекта «Чистая вода», допускается отклонения качества питьевой воды от нормативного.
В целях улучшения качества подаваемой питьевой воды водопроводную сеть, администрация города Нефтеюганск участвует в «Чистая вода».
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует программа по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024гг., утвержденная постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.07.2019г. № 239-п, включающая мероприятия по строительству в г. Нефтеюганск объекта «Фильтрованная станция производительностью 20000м3/сут.», со сроками строительства 2021-2022 годы.
Таким образом, в соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального Закона «О водоснабжение и водоотведении» от 07.12.2011г. № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией. осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
У АО «Юганскводоканал» согласован план мероприятий по обеспечению качества питьевой воды в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» на 2022-2023гг. и допустимые показатели качества питьевой воды с «Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре» на 2022-2023гг.
Доказательств, свидетельствующих о небезопасности поставляемой холодной воды в эпидемическом и радиационном отношении, Истцом в материалы дела не предоставлены.
Забор воды АО «Юганскводоканал» осуществляет на основании лицензии на пользование недрами (иные данные), в которой указано, что в бактериальном отношении подземные воды «здоровые». Их использование для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения согласовано с Нефтеюганским районным Центром Госсанэпидемнадзора.
Заключения о невозможности подачи воды и необходимости прекращения ее подачи АО «Юганскводоканал» по причине несоответствия установленным требованиям к качеству территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г. Нефтеюганске не выносились.
2. В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение. холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона, п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, оплата питьевой воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Тарифы в сфере холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом соответствия качества питьевой воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами (п.п. «в» п. 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают, что при планировании расходов по каждой стадии технологического процесса каждого вида регулируемой деятельности (водоснабжение и водоотведение) используется следующая группировка затрат, отнесенных на соответствующий полезный отпуск услуги: материалы (химические реагенты), электроэнергия, амортизация, аренда основного оборудования, текущий ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, капитальный ремонт, оплата труда работников, содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала, прочие затраты.
Тариф на питьевую воду для АО «Юганскводоканал» установлен приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры № 142-нп от 12.12.2019г., в соответствии с данной нормой исходя из существующего производственного цикла и с учетом экономически обоснованных расходов предприятия на выработку и поставку ресурса имеющегося качества, что подтверждается письмом (иные данные).
При этом в состав тарифа на питьевую воду не включены расходы на мероприятия инвестиционной программы АО «Юганскводоканал» по проведению качества питьевой воды до нормативного, что исключает возможность перерасчета платы за поставленный и потребленный ресурс по установленным тарифам.
Таким образом, в составе действующего для АО «Юганскводоканал» тарифа на питьевую воду отсутствуют затраты, исключение которых или перерасчет, по которым позволил бы восстановить нарушенные права абонентов по поставке питьевой воды с отклонениями по качеству.
И наоборот, осуществление такого перерасчета приводит к нарушению прав АО «Юганскводоканал» в части получения нормативно обоснованной платы абонентов за потребленный ресурс и формирует у абонентов, получивших перерасчет стоимости за потребленный ресурс (питьевую воду) ниже установленных тарифов - неосновательное обогащение.
В связи с этим, оплату за потребляемый ресурс (питьевую воду) следует производить по действующему для АО «Юганскводоканал» тарифу.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживании граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. решение вопросов пользования указанным имуществом. а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2.3 статьи 161 ЖК РФ при выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления. приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Положениями пунктов 2, 3, 6-9, подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, установлено, что управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющие компании обязаны разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды и проводить мероприятия по недопущению ухудшения качества питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения многоквартирного дома, находящегося на обслуживании Управляющей компании.
Просит в исковых требованиях Управлению Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по XMAO-Югре отказать.
В письменном отзыве представитель третьего лица Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры, в лице руководителя службы, Березовский А.А. указал, что в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ханты- Мансийского автономного округа Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты- Мансийского автономного округа - Югры», РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги). В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период с 2018 по 2028 год, утвержденной постановлением администрации города Нефтеюганска от 03.07.2019 № 584-п «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нефтеюганск на период с 2018 по 2028 год» (далее - Схема) централизованные системы холодного водоснабжения города Нефтеюганска обеспечивают: - хозяйственно-питьевое водоснабжение потребителей города; - хозяйственно-питьевое водоснабжение на технологические нужды источников теплоснабжения (в т. ч. на горячее водоснабжение). Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения потребителей города Нефтеюганска являются подземные воды (подземный водозабор). Технология очистки подземной воды - обезжелезивание (в 2019 году после модернизации произведен ввод в эксплуатацию «нежилого строения станции обезжелезивания города Нефтеюганска» (СОЖ). Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения на технологические нужды источников теплоснабжения (в т.ч. на горячее водоснабжение) является вода из поверхностного источника (поверхностный водозабор). Весь объем воды, добытой из поверхностного водозабора, проходит через водоочистные сооружения (ВОС), где производится обеззараживание, осветление, устранение запахов и органических веществ и с помощью скорых песчаных фильтров удаляются механические примеси, микроорганизмы, тяжелые металлы и другие опасные элементы. Эксплуатацию и обслуживание ооъектов водоснабжения (водозаборы (подземный, поверхностный), ВОС, СОЖ), определенных Схемой осуществляет АО «Юганскводоканал». РСТ Югры на 2021-2023 годы тарифы на холодную (питьевую) воду для потребителей АО «Юганскводоканал» установлены на основании заявлений предприятия, документов и материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов необходимых для обслуживания и эксплуатации объектов водоснабжения, предусмотренных Схемой для обеспечения потребителей города Нефтеюганска водой хозяйственно-питьевого назначения. Увеличение тарифов на коммунальные услуги для населения ограничено предельными индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в среднем по Югре и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по муниципальным образованиям. Тарифы установлены в пределах ограничений изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением Губернатора № 127. В составе тарифов учтены только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документально в соответствии с требованиями действующего законодательства, и нормативно необходимые для воды, поставляемой на территории города Нефтеюганска. Вопрос качества воды, подаваемой потребителям, не относится к компетенции РСТ Югры, поскольку РСТ Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги).
В письменном отзыве представитель третьего лица Администрации города Нефтеюганска Лукьянчикова Ж.Г. указала, что заключения о невозможности подачи воды и необходимости прекращения ее подачи АО «Юганскводоканал» по причине несоответствия установленным требованиям к качеству территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г. Нефтеюганске не выносилось. В составе действующего для АО «Юганскводоканал» тарифа на питьевую воду отсутствуют затраты, исключение которых или перерасчет, по которым позволил бы восстановить нарушенные права абонентов по поставке питьевой воды с отклонениями по качеству. Осуществление такого перерасчета приведет к нарушению прав АО «Юганскводоканал» в части получения нормативно обоснованной платы абонентов за потребленный ресурс и формирует у абонентов, получивших перерасчет стоимости за потребленный ресурс (питьевую воду) ниже установленных тарифов - неосновательное обогащение. В связи с этим, оплату за потребляемый ресурс (питьевую воду) следует производить по действующему для АО «Юганскводоканал» тарифу.
Вступившим в законную силу 06.02.2020 решением от 30.01.2020 Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № удовлетворены исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц. На администрацию и водоканал возложена обязанность в срок до декабря 2022 года организовать снабжение населения города Нефтеюганска питьевой водой, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). Также на администрацию возложена обязанность в срок до 2020 года организовать осуществление проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, до декабря 2020 года - обеспечить выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до января 2021 года - организовать строительно-монтажные работы по реконструкции станции обезжелезивания, в срок до декабря 2022 года - обеспечить выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции станции обезжелезивания и ввод объекта в эксплуатацию.
27.12.2021 в целях выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Фильтровальная станция, производительностью 20000 м3 в сутки» ХМАО Югра, г. Нефтеюганск, 7 микрорайон (ВОС) заключен муниципальный контракт. Срок завершения выполнения работ - 30.09.2023 (в соответствии с дополнительным соглашение №7 к муниципальному контракту). Срок исполнения контракта - 30.11.2023. На участке завершены работы по благоустройству (асфальтирование, устройство газонов). Внутри здания продолжаются работы по настройке системы автоматизации технологического оборудования. На объекте проведена выездная проверка Службой жилищного и строительного надзора ХМАО, замечания отсутствуют. Ожидаемый срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 15.11.2023.
Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, в частности, путем предъявления новых исков правопреемниками такой стороны, заключения договоров уступки прав (требований), поручительства и совершения иных гражданско-правовых сделок, в том числе направленных на изменение подсудности и подведомственности спора для достижения этих целей.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение Нефтеюганского районного суда ХМАО-Югры от 30.01.2020 дело №, вступившее в законную силу 06.02.2020. При таких обстоятельствах считают, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по основаниям абз.3 ст. 220 ГПК РФ.
Просит прекратить производство по гражданскому делу № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре к АО «Юганскводоканал» о признании действий ответчика противозаконными, в части поставки коммунального ресурса - холодной питьевой воды ненадлежащего качества населению города Нефтеюганска.
Определением суда от 13.11.2023 отказано в удовлетворении ходатайства представителя третьего лица администрации города Нефтеюганска о прекращении производства по настоящему делу.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре Закиров А.Г., действующий на основании доверенности № от 09.01.2023 и Егорова О.В., действующая на основании доверенности № от 16.10.2023, исковые требования поддержали, просили удовлетворить, приведя доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ОА «Юганскводоканал» Лысова М.В., действующая на основании доверенности № от 03.04.2023, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители третьего лица администрации города Нефтеюганска Иванчикова И.Н., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2023, Лукьянчикова Ж.Г., действующая на основании доверенности № от 09.01.2023, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры, по правилам статей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1).
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (часть 3).
Согласно статье 45 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально- гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден Приказ от 28.12.2012г. № 1204 «Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды».
Согласно п.3 Приказа, оценка качества воды проводится по результатам производственного контроля, проводимого организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение, и/или в ходе проведения социально-гигиенического мониторинга либо лабораторного обеспечения надзорного мероприятия.
В силу положений статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 указанного Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
К условиям, необходимым для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, относится и разработка необходимых в соответствии с законодательством документов, подтверждающих качество подаваемой воды.
Требования к питьевой воде содержаться в разделе III СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В силу абзаца 1 статьи 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению в муниципальном образовании город Нефтеюганск является ресурсоснабжающая организация АО «Юганскводоканал», ((иные данные))
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Нефтеюганске, Нефтеюганском районе г.Пыть-Яхе, проанализированы результаты мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания, проводимых в рамках согласованной программы «Мониторинговых наблюдений за факторами среды обитания, с перечнем контролируемых показателей в точках мониторинга и с учётом отбора проб на бактериологические, паразитологические, радиологические и химические исследования по Муниципальным образованиям» за период 2021-2023. Отбор проб воды проводился перед поступлением в распределительную сеть, по магистральным и разводящим сетям водопровода города, в рамках согласованной программы. Данные исследования проводятся в целях реализации Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2006г. № 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
В результате проведенного анализа установлено, что коммунальный ресурс - водопроводная вода, предоставляемая АО «Юганскводоканал» (Ответчиком) населению г.Нефтеюганска для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по органолептическим и санитарно-химическим показателям (железа, аммиака по азоту, мутности, запаху, цветности, окисляемости перманганатной).
Данное обстоятельство подтверждается протоколами лабораторных испытаний проб воды за период 2021-2023гг. ((иные данные)).
Лабораторные исследования, проведенные в рамках санитарно-гигиенического мониторинга, показывают, что пробы водопроводной питьевой воды перед поступлением в распределительную сеть и в других точках отбора в разных микрорайонах города, в том числе и на магистральных сетях, не отвечают санитарным нормам по санитарно-химическим показателям.
Доказательства поставки коммунального ресурса холодное водоснабжение до потребителей – населения города Нефтеюганска, надлежащего качества, материалы дела не содержат.
При этом с учетом установленной пунктом 5 статьи 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).
Однако допустимы ситуации, когда фактические обстоятельства дела свидетельствуют о наличии обратной презумпции (некачественности ресурса), то есть начальное бремя доказывания возлагается именно на РСО, которая обязана доказать надлежащее качество ресурса.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статья 56 ГПК РФ).
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.
Доводы истца о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества по холодному водоснабжению подтверждаются материалами дела.
Более того, тот факт, что поставляемая по централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения потребителям города Нефтеюганска холодная и горячая вода не соответствует требованиям санитарно-гигиенических правил, является общеизвестным фактом, подтвержденным многочисленной судебной практикой судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Информация о вступлении в силу судебных актов является общедоступной, поскольку в обязательном порядке размещается на официальных сайтах судов.
Решением Нефтеюганского городского суда ХМАО-Югры от 13.10.2014 года по гражданскому делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре к ОАО «Юганскводоканал», третьи лица Администрация города Нефтеюганска, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворены исковые требования о признании действий ОАО «Юганскводоканал» по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. На ОАО «Юганскводоканл» возложена обязанность по доведению сведений о решении суда до потребителей в десятидневный срок.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в заключении по делу о защите прав потребителей от 27.11.2020 года установлено, что анализ показателей за анализируемый период (2016-2019гг.) показал, что вся питьевая, поступающая от ресурсоснабжающей организации в жилые микрорайоны и многоквартирные дома города Нефтеюганска по санитарно-химическим показателям не отвечает санитарным требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Водный ресурс горячий и холодный можно расценить как качественный только при соответствии воды санитарным нормам, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Забор воды АО «Юганскводоканал» осуществляет на основании лицензии на пользование недрами ХМН 02536 ВЭ, в которой указано, что в бактериальном отношении подземные воды «здоровые». Их использование для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения согласовано с Нефтеюганским районным Центром Госсанэпидемнадзора.
У АО «Юганскводоканал» согласован план мероприятий по обеспечению качества питьевой воды в соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» на 2022-2023 г.г. и допустимые показатели качества питьевой воды с «Управлением Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре» на 2022-2023 г.г.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует программа по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024гг., утвержденная постановлением Правительства ХМАО-Югры от 26.07.2019г. № 239-п, включающая мероприятия по строительству в г. Нефтеюганск объекта «Фильтрованная станция производительностью 20000м3/сут.», со сроками строительства 2021-2022 годы. Срок исполнения муниципального контракта - 30.11.2023. Ожидаемый срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 15.11.2023.
Однако, до настоящего времени нарушения законодательства в сфере водоснабжения не устранены, нарушаются требования санитарного законодательства, закона об охране здоровья граждан, жителям города подается вода, несоответствующая требованиям санитарного законодательства, качественной питьевой водой граждане не обеспечиваются.
Пробы воды, отобранные в разных точках города Нефтеюганска и исследованные по санитарно-химическим (органолептическим) показателям свидетельствуют о поставке воды ненадлежащего качества в г.Нефтеюганске в целом.
Несоответствие водопроводной воды требованиям санитарных правил даже по одному показателю говорит о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
В связи с тем, что поставляемый ресурс (вода) не отвечает установленным требованиям, нарушаются права неопределенного круга потребителей на получение коммунальной услуги по водоснабжению надлежащего качества.
Сложившаяся ситуация с осуществляемым водоснабжением неприемлема, население города на протяжении многих лет использует воду, несоответствующую по органолептическим показателям. Потребители вынуждены приобретать за личные деньги очищенную воду.
Значимость водного фактора в соматической заболеваемости населения достаточно высока, что позволяет проблему обеспечения населения качественной питьевой водой считать приоритетной.
Непринятие указанных мер приводит к нарушению прав потребителей на охрану здоровья.
Согласно положениям статьи 2 пункта 18 Закона о водоснабжении и водоотведении питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции. Техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции.
В силу частей 1, 4 статьи 23 указанного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Таким образом, установлено и не доказано обратного, что потребители – население города Нефтеюганска получают некачественные услуги по водоснабжению.
Коммунальный ресурс водоснабжения можно расценить как качественный только при соответствии воды санитарным нормам, установленным СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
На ответчика законом возложено бремя доказывания соответствия качества коммунального ресурса и оказываемых коммунальных услуг предъявляемым требованиям, однако ответчиком не представлено доказательств соответствия предоставляемых коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению требованиям СанПиН и иным вышеуказанным требованиям, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования подлежат частичному удовлетворению, надлежит признать действия АО "Юганскводоканал" по поставке потребителям коммунального ресурса - питьевой воды ненадлежащего качества в период с 15.04.2021 по 20.03.2023 противоправными.
Основания для удовлетворения требования в части возложения обязанности на ответчика прекратить противоправные действия не может быть удовлетворено, поскольку у ответчика до введения в действие объекта «Фильтрованная станция производительностью 20000м3/сут.» отсутствует техническая возможность прекратить противоправные действия, удовлетворение данного требования может привести к ограничению потребителей в поставке коммунального ресурса – холодное водоснабжение, что недопустимо.
Основание и порядок перерасчета стоимости поставленного коммунального ресурса предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, который имеет заявительный характер, в связи с чем основания освобождения потребителей коммунальной услуги и ее перерасчете до обращения потребителя в РСО с соответствующим заявлением, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности производить перерасчеты потребителям за период с 15.04.2021 по 20.03.2023.
Учитывая, что иск о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей удовлетворен, исходя из положений ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", суд должен назначить срок, в течение которого правонарушитель обязан через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда, в связи с чем надлежит обязать АО "Юганскводоканал" довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре к АО "Юганскводоканал" о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей по поставке некачественной питьевой воды населению противоправными, возложении обязанности прекратить их, возложении обязанности произвести перерасчет коммунальной услуги, удовлетворить частично.
Признать действия АО "Юганскводоканал" по поставке потребителям коммунального ресурса - питьевой воды ненадлежащего качества в период с 15.04.2021 по 20.03.2023 противоправными.
Обязать АО "Юганскводоканал" довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева
Решение в мотивированной форме составлено 20.12.2023 года