Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-337/2019 от 11.07.2019

                                                                     Дело №

РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Г.Рязань                                                                                       06 сентября 2019 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Горбатенко Е.Ю.

при секретаре Полуэктовой А.С.

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление, ОО «РОООиР» - Туровской О.И.., действующего на основании ордера и удостоверения адвоката,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общественной организации «Рязанское областное общество охотников и рыболовов» (ОО «РОООиР») на постановление начальника управления по надзору и охране животного мира Минприроды Рязанской области от 05 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № от 05 июля 2019 года, вынесенным начальником управления по надзору и охране животного мира Минприроды Рязанской области, ОО «РОООиР» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 500 руб.

В жалобе ОО «РОООиР» просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, мотивируя тем, что постановление вынесено без учета положений ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, не предусматривающей административную ответственность за инкриминируемое обществу деяние.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ОО «РОООиР», Туровская О.И., доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям и просила ее удовлетворить.

Суд, посчитав возможным, на основании положений ст. 25.1 КоАП РФ, рассмотреть дело в отсутствии законного представителя лица, в отношении которого вынесено постановление, выслушав объяснение защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 2.1, 24.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность, то есть деяние имеющие все признаки состава административного правонарушении.

Так, к элементам состава административного правонарушения относится объективная сторона, то есть совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, наличие которого является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности.

Инкриминированная ОО «РОООиР» ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией орудий добывания животных или без таковой, за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 - 2 настоящей статьи.

Причем, диспозиция данной нормы является бланкетной, то есть отсылает к конкретным правилам, регламентирующим правила пользования объектами животного мира, за исключением правил охоты и правил рыболовства, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.1, 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ и ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, соответственно.

В силу данных норм, юридическое значение для оценки наличия в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, имеет наличие императивного, то есть обязательного для применения, определяющего права и обязанности сторон, содержащего запрет или категорическое предписание, а также определенность количественных и качественных условий и способа их реализации, требования правил пользования объектами животного мира, за исключением вышеуказанных случаев.

В свою очередь, основанием для привлечения лица к административной ответственности по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ может являться исключительно нашедший достоверное подтверждение факт допущения лицом нарушения соответствующих требований.

Согласно оспариваемого постановления, ОО «РОООиР», расположенная по адресу: <адрес>, допустило превышение численности лисицы в нарушение п.4.1, п.8.2.2 условий охотхозяйственного соглашения от 21.05.2015 года №61, ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», утвержденных приказом Минприроды РФ от 30.04.2010 года №138, ст. 40 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире», а именно по результатам ЗМУ в 2019 году, численность лисицы в Спасском охотхозяйстве составляет 1,07 особи на тысячу гектар, В Скопинском охотхозяйстве составляет 1,02 особи на тысячу гектар, в Рыбновском охотхозяйстве составляет 1,51 особи на тысячу гектар на основании данных служебной записки от 28.05.2019 года № поступившей от начальника отдела регулирования использования животного мира. Тем самым, ООО «РОООиР» не обеспечило нормативы численности лисицы - до 1,0 на тысячу гектар на территории Ухоловского, Спасского, Скопинского и Рыбновского охотничьих хозяйств Рязанской области, нарушив правила пользования объектами животного мира.

Действительно, Федеральный закон «О животном мире», регулирующий вопросы пользования объектами животного мира, предусматривает, что пользование животным миром должно осуществляться с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 35).

В свою очередь, ст. 40 данного Закона установлена обязанность пользователей животным миром соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О животном мире», нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира, а также в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Данные виды нормативов входят в общую группу нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 22, 26 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливаемых в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Статьей 34 Закона определены виды пользования объектами животного мира, к которым отнесены: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, опылителей растений и т.п.); изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, опылителей растений и т.п.); получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Правила использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, утверждаются для каждого субъекта Российской Федерации органами государственной власти в соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом (ст. 40 Федерального закона «О животном мире»).

Необходимость поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм допустимого изъятия охотничьих ресурсов, численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и пропускной способности охотничьих угодий, предусмотрена ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как указано в ст. 17 Федерального закона "О животном мире", нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира и в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

С помощью системы показателей - нормативов, норм - осуществляется ограничение добычи охотничьих ресурсов в целях поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства.

Указанные нормативы и нормы не являются правовыми нормами и представляют собой систему технических показателей.

К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий. Данные нормативы разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 г. N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" <95> (зарег. в Минюсте России 18 июня 2010 г. N 17603) (далее - Приказ N 138) утверждены Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.

Нормативы численности являются показателями качества окружающей среды, характеризующими такие признаки благоприятной окружающей среды, как ресурсоемкость и эстетическое богатство.

Нормативы численности охотничьих ресурсов охотничьих угодий состоят из показателей максимальной и минимальной численности охотничьих ресурсов. В Приказе N 138 закреплены показатели максимальной численности охотничьих ресурсов (особей) на 1000 га охотничьих угодий в отношении охотничьих ресурсов, перечисленных в ст. 11 комментируемого. Нормативы максимальной численности охотничьих ресурсов (особей) устанавливаются не для всех охотничьих ресурсов.

Из материалов дела следует, что ООО «РОООиР» вменяется не обеспечение нормативов численности лисицы до 1 особи на 1000 гектар.

Между тем, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в ст. 48 настоящего Федерального закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.

Согласно Решения Министерства природопользования Рязанской области от 14.05.2019 года №108, решено произвести регулирование численности охотничьих ресурсов: лисицы, при этом установлен срок проведения мероприятий: по 15.09.2019 года.

Таким образом, срок проведения контрольных мероприятий в 2019 году как на момент привлечения юридического лица к административной ответственности, так и на момент рассмотрения жалобы не истек.

Причем, юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации охоты, имеет возможность контролировать общее количество численности животных лишь путем выдачи охотникам (ответственным за отстрел) разрешений на добычу ресурсов.

Соответственно, нарушение юридическим лицом нормы, может иметь место лишь в случае, если количество выданных разрешений привело к превышению установленного допустимого предела, а также в связи с неисполнением решения о регулировании численности охотничьих ресурсов.

Ссылка административного органа в оспариваемом постановлении на нарушение ОО «РОООиР» своими действиями (бездействием) условий охотхозяйственных соглашений является несостоятельной, поскольку ответственность за неисполнение договорных обязательств установлена не КоАП РФ, а нормами гражданского законодательства.

В силу положений пп. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе, при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ОО «РОООиР» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление начальника управления по надзору и охране животного мира Минприроды Рязанской области от 05 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пп. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу ОО «РОООиР» - удовлетворить.

Постановление начальника управления по надзору и охране животного мира Минприроды Рязанской области от 05 июля 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении ОО «РОООиР» - прекратить, ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Рязанский областной суд г.Рязани в течение 10 суток с момент получения копии данного решения.

Судья

12-337/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Сухорослова Марина Ялмаровна
Суд
Советский районный суд г. Рязани
Судья
Прокофьева Т.Н.
Статьи

ст. 12.9 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetsky--riz.sudrf.ru
12.07.2019Материалы переданы в производство судье
03.09.2019Судебное заседание
04.09.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2019Вступило в законную силу
24.09.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее