Дело № 2-857/2022
УИД: 33RS0002-01-2021-006292-63
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 мая 2022 года <...>
Октябрьский районный суд <...> в составе
председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием
прокурора ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <...> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПОАТиС» об обязании принять меры по приведению транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура <...> в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратилась в суд с иском к ООО «ПОАТиС», в котором просит обязать ООО «ПОАТиС» принять меры по приведению всех транспортных средств, обслуживающих муниципальный маршрут ###С <...> (марки «Мерседес Бенц», с г.н. О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, У416НТ33, Е718МК33, Р487НА33, Р501НА33, Р631МО33), в соответствие с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно обеспечить наличие: специальных подъемных устройств (рамп); информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля; звуковых, визуальных информационных систем для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города, выявлено, что ООО «ПОАТиС» не исполнены требования законодательства в сфере обеспечения доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов. Выявленные нарушения явились поводом для обращения в суд с названными требованиями.
Заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора удовлетворен.
По заявлению ответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.
В ходе судебного разбирательства представитель прокуратуры исковые требования уточнил, в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать ООО «ПОАТиС» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению транспортных средств марки «Мерседес Бенц» с государственными номерами О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, У416НТ33, Е718МК33, Р487НА33, Р501НА33, У723НТ33), в соответствие с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно: оборудовать информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля; привести кнопки вызова для инвалидов в рабочее (исправное) состояние; оборудовать автобусы О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, Е718МК33, Р487НА33, Р501НА33, У723НТ33 информационным табло; оборудовать рампы (аппарели, пандусы).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены ГИБДД УМВД России по <...>.
Прокурор в суде иск поддержал.
Представитель ответчика в суде указал, что эксплуатация автобусов осуществляется надлежащим образом, ТС оснащены автоинформаторами, установка аппарелей не является обязательной, оснований для удовлетворении иска не имеется.
ГИБДД в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания судом извещались.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <...> в отношении ответчика проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов.
Установлено, что на основании договора аренды ТС от ДД.ММ.ГГГГ автобусы марки Мерседес-Бенц О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, Е718МК33, У416НТ33, Р487НА33, Р501НА33, У723НТ33 находятся в пользовании ООО «ПОАТиС».
Согласно Акту осмотра ТС от ДД.ММ.ГГГГ в автобусах имеется звуковой информатор, кнопки вызова инвалидов не в рабочем состоянии, шрифт Брайля отсутствует, информационное табло имеется в ТС У416НТ33.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона ### – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из статьи 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Согласно ст. 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляется на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В силу п.6 ст.21.1 Устава перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов:
- посадку в транспортное средство и высадку из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;
- провоз собак-проводников при наличии специального документа;
- оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Общие технические требования к автобусам для перевозки инвалидов установлены ФИО5 50844-95.
В соответствии с п. 4.4.2.4 ФИО5 50844-95 в случае перевозки инвалидов непосредственно в кресле-коляске, в автобусе должна быть предусмотрена рампа, имеющая боковую отбортовку высотой не менее 5 см, предотвращающую боковое смещение кресла-коляски во время ее движения, а также фиксирующие устройства, позволяющие сохранять неподвижность и устойчивость рампы во время движения инвалида в кресле-коляске. Согласно п. 4.3.5 дверь, используемая для доступа инвалидов в кресле-коляске в автобус, должна иметь соответствующее обозначение (надписи или пиктограммы). Пунктом 4.3.3 установлено, что ширина дверного проема, предназначенного для доступа инвалидов в кресле-коляске в автобус, должна быть не менее 90 см.
Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов также регламентированы ФИО5 51090-2017. В силу п. ДД.ММ.ГГГГ.4 каждое доступное для инвалидов транспортное средство должно быть оборудовано звуковой и визуальной (табло, дисплей и др.) информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.3 органы управления (кнопки) должны быть смонтированы на всех вертикальных поручнях на пути следования инвалида от зоны размещения до двери на высоте 1200 мм от пола салона транспортного средства.
Согласно п. 5.1 ФИО5 51671-2020 средства связи и информации общего пользования, доступные для инвалидов, должны обеспечивать возможность связи с сотрудниками объекта для оказания помощи, возможность передачи информации об оказываемых на объекте услугах и/или особенностях их получения.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи установлен приказом Минтранса РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок).
В соответствии с п. 8 Порядка владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее - обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
В ходе комиссионного обследования автобусов, принадлежащих ООО «ПОАТиС», в составе сотрудников прокуратуры Владимирской области, прокуратуры города, ОГИБДД УМВД России по <...>, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области, <...> общественной организации Всероссийского общества инвалидов выявлены нарушения в сфере обеспечения транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
Так, транспортные средства, принадлежащие ООО «ПОАТиС», не оборудованы специальными устройствами (рампами), исправными приборами ручного управления подачей сигналов водителю транспортного средства о входе и выходе, а также информацией, выполненной с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Кроме того, при осмотре вышеуказанных автобусов выявлен факт отсутствия визуальных информационных системам для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.
Обследованием вышеуказанных транспортных средств установлен факт отсутствия на дверях, предназначенных для доступа инвалидов с креслом-коляской, соответствующих обозначений (надписей, пиктограмм).
Кроме того, кнопки вызова, размещенные в салонах данных автобусов, расположены свыше 1200 мм.
Факты выявленных нарушений зафиксированы в актах проверок, также произведена фотофиксация.
Также в нарушение п. 8 Порядка ООО «ПОАТиС» в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов обследование транспортных средств не проводилось, паспорт доступности не составлялся.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города директору ООО «ПОАТиС» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа Общества от ДД.ММ.ГГГГ ### не усматривается, что каких-либо конкретных мер по устранению нарушений перевозчиком принято. В обосновании указано на невозможность ввиду краткосрочности контрактов планирования предпринимательской деятельности, в том числе по оснащению подвижного состава оборудованием для лиц с ограниченными возможностями.
Несоблюдение ответчиком перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Доказательств обратного суду не представлено (ст. 56 ГПК).
Поскольку отсутствие возможности беспрепятственного пользования пассажирами из числа инвалидов, с учетом ограничений их жизнедеятельности, нарушает требования законодательства в области социальной защиты инвалидов, ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокуратуры <...> удовлетворить.
Обязать ООО «ПОАТиС» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по приведению транспортных средств марки «Мерседес Бенц» с государственными номерами О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, У416НТ33, Е718МК33, Р487НА33, Р501НА33, У723НТ33), в соответствие с требованиями законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, а именно
- оборудовать информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- привести кнопки вызова для инвалидов в рабочее (исправное) состояние;
- оборудовать автобусы О749НС33, Е633НВ33, С856МХ33, Х010МА33, Е718МК33, Р487НА33, Р501НА33, У723НТ33 информационным табло;
- оборудовать рампы (аппарели, пандусы).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья М.С.Игнатович
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.С.Игнатович