КОПИЯ
УИД 16RS0007-01-2023-001129-30
Дело № 2-30/2024 (2-876/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2024 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизова М.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиуллиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Волна» о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Волна» о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, в обоснование иска указав, что в отношении ООО «Волна») на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках плана работ территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по <адрес> по проведению контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований при использовании Государственной системы мониторинга товаров (ГИС МТ) по отклонению «Повторные продажи» за 2 квартал категории товаров: духи и туалетная вода (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет <адрес> («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1957 (далее – Правила № 1957). В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены отклонения при реализации ООО «Волна» парфюмерной продукции (духов, туалетной воды). Так, ООО «Волна» товар «Туалетная вода для мужчин SHAMAN SILVER 100ml» с кодом идентификации № был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без его возврата в оборот, а именно: 19.01.2023г. в 16:06 товар был реализован (продан, выведен из оборота) по адресу: <адрес>, (чек на реализацию №); ДД.ММ.ГГГГ в 16:06 товар был повторно реализован (продан, выведен из оборота) по адресу: <адрес> (чек на реализацию №). Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н. Вышеуказанные факты нарушают п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515; п. 66, п. 661 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ООО «Волна» ДД.ММ.ГГГГ было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, которое направлено ООО «Волна» посредством почтового отправления, возражение на него в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005) в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не поступило. Средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак». Фактически, в действиях ООО «Волна» ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так системой было зафиксировано всего 39 отклонений по повторным продажам парфюмерной продукции на дату подачи искового заявления, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. На основании изложенного, истец просит признать действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на ООО «Волна» обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Представитель истца Халиуллина Т.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в предыдущем в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Плотников Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в предыдущем в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на регулярные технические сбои в работе системы «Честный знак».
Представитель третьего лица ООО «Оператор ЦРПТ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения относительно рассматриваемых требований.
Выслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля Сагитова Л.М., суд приходит к следующему
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Так в соответствии с пунктом 2 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей являются:
1) соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, владельцами агрегаторов обязательных требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании";
3) соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", за исключением таких обязательных требований, относящихся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (часть 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей").
Так в силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
- выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
- при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля или отдельных полномочий по их осуществлению в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации, может быть возложено на государственные или муниципальные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу пункта 5.1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.
Согласно пункту 7 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера, владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Согласно ст. ст. 8, 10 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанная информация до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны предавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, в информационную систему мониторинга, и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (далее - Правила № 515), Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил № 515).
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ 31.12.2019 № 1957 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот парфюмерной продукции без нанесения на нее средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке парфюмерной продукции средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота парфюмерной продукции, не маркированной средствами идентификации, допускаются до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" пункта 2 настоящего постановления.
Согласно подпунктам "е", "ж" и "з" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 установлено, что участники оборота духов и туалетной воды в соответствии с утвержденными постановлением Правилами:
е) при наличии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, вправе осуществлять реализацию такой парфюмерной продукции без маркировки средствами идентификации до ДД.ММ.ГГГГ включительно;
ж) при наличии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, вправе осуществлять маркировку такой парфюмерной продукции средствами идентификации до ДД.ММ.ГГГГ при условии ее регистрации в информационной системе мониторинга в соответствии с пунктами 23 и 23 1 Правил, утвержденных настоящим постановлением, и внесение в информационную систему мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до ДД.ММ.ГГГГ;
з) вправе осуществлять ввоз на территорию Российской Федерации и реализацию ввезенных на территорию Российской Федерации комплектов товаров и наборов товаров, включающих парфюмерную продукцию, без их маркировки средствами идентификации и не вносить в информационную систему мониторинга сведения о таких комплектах товаров и наборах товаров в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, до ДД.ММ.ГГГГ
Абзацем 10 пунктом 15 Правил № установлено, что участники оборота товаров несут ответственность за достоверность представляемых в информационную систему мониторинга сведений с ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515:
"вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
Пунктом 55 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 установлено, что при передаче (приемке) парфюмерной продукции в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на нее, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник оборота парфюмерной продукции, осуществляющий отгрузку (приемку) парфюмерной продукции, формирует уведомление о передаче (приемке) парфюмерной продукции (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) парфюмерной продукции, но не позднее дня передачи этой парфюмерной продукции третьим лицам.
В соответствии в п. 66, п. 661 Правил участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу маркированной парфюмерной продукции и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.
Согласно абз. 1 п. 77 Правил при возврате парфюмерной продукции потребителем с неповрежденным средством идентификации парфюмерная продукция не подлежит перемаркировке, а в информационную систему мониторинга участником оборота парфюмерной продукции вносятся следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию;
код идентификации, или код идентификации набора товаров;
реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированной парфюмерной продукции.
Абз. 1, 2 п. 771 Правил при возврате парфюмерной продукции, выведенной из оборота на основании пункта 76 1 настоящих Правил, участник оборота парфюмерной продукции в течение 3 рабочих дней со дня возврата парфюмерной продукции представляет в информационную систему мониторинга соответствующие сведения.
При возврате парфюмерной продукции с неповрежденным средством идентификации парфюмерной продукции парфюмерная продукция повторно не маркируется, а участник оборота парфюмерной продукции обязан передать в информационную систему мониторинга следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию;
код идентификации.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ не допускается реализация парфюмерной продукции без средств (кодов) идентификации, ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» несут хозяйствующие субъекты.
При возврате потребителем парфюмерной продукции, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
По п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Как следует из материалов дела, в рамках плана работ территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по <адрес> по проведению контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований при использовании Государственной системы мониторинга товаров (ГИС МТ) по отклонению «Повторные продажи» за 2 квартал категории товаров: духи и туалетная вода (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет <адрес> («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены отклонения при реализации ООО «Волна» парфюмерной продукции (духов, туалетной воды). Так, ООО «Волна» товар «Туалетная вода для мужчин SHAMAN SILVER 100ml» с кодом идентификации № был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без его возврата в оборот, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 16:06 товар был реализован (продан, выведен из оборота) по адресу: <адрес>, (чек на реализацию №); ДД.ММ.ГГГГ в 16:06 товар был повторно реализован (продан, выведен из оборота) по адресу: <адрес> (чек на реализацию №).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №/н.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ООО «Волна» ДД.ММ.ГГГГ было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, которое направлено ООО «Волна» посредством почтового отправления, возражение на него в порядке, установленном пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005) в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не поступило.
Ответчик отрицает получение данного предостережения, из материалов дела следует, что оно отправлено простым письмом (л.д. 45), штриховой почтовый идентификатор, позволяющий отследить его получение, отсутствует, таким образом, истцом надлежащим образом не доказан факт того, что предостережение было доведено до ООО «Волна».
В действиях ООО «Волна» ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так системой было зафиксировано всего 39 отклонений по повторным продажам парфюмерной продукции на дату подачи искового заявления.
Вместе с тем, доводы истца о том, что выявленные обстоятельства свидетельствуют о нежелании ответчика устранять нарушения, суд признает несостоятельными, поскольку предостережение надлежащим образом до ответчика не доведено, после даты вынесения предостережения истцом выявлено всего 1 отклонение – ДД.ММ.ГГГГ повторная продажа воды туалетной «Букет России Анютины глазки» (л.д. 104).
При этом истец, являясь органом государственного контроля, выступающий в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к субъекту предпринимательской деятельности, надлежащим образом не опровергнул доводы ответчика, подтверждённые свидетельскими показаниями программиста Сагитова Л.М., о систематических сбоях в работе системы «Честный знак».
Как следует из материалов дела, код идентификации № был получен импортером ООО «СЕРЖИО НЕРО» ИНН 7701518940 (далее - ООО «СЕРЖИО НЕРО») на парфюмерную продукцию, которую ООО «СЕРЖИО НЕРО» зарегистрировало в национальном каталоге с наименованием - «Туалетная вода для мужчин SHAMAN SILVER» и указало заявленный объем - 100 мл. Позже, данная парфюмерная продукция была отгружена ИП Черевичко В. В. (ИНН 590800875958) в адрес ООО «Волна» согласно зафиксированному в информационной системе мониторинга универсальному передаточному документу № от ДД.ММ.ГГГГ Далее, в информационную систему мониторинга от ООО «Волна» поступили фискальные документы (кассовые чеки): № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие информацию о реализации товаров с одним и тем же кодом идентификации - №, при этом наименования реализуемых товаров, представленные ООО «Волна» в указанных кассовых чеках, отличались.
По коду идентификации №, относящемуся к товару ТВ Shaman silver 100ml, который был реализован по чеку № от ДД.ММ.ГГГГ по цене 850,00 руб. В связи с чем в статусе обработки указан статус «код не найден».
По чеку на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ В наименовании указан ТВ муж Евролюкс дип блю пур хом 100 ml, а в товаре списан ТВ Shaman silver 100ml. По цене 360,00руб в связи с чем вместо фактически реализованного товара (что подтверждается чеком ОФД) информационная система мониторинга списала другой товар.
По чеку на реализацию № от ДД.ММ.ГГГГ позиция № в графе наименование указан ТВ жен Энзо Ле О Пар 95мл, а в графе товар указан ТВ Shaman silver по цене 161, 50 руб. в связи с чем вместо фактически реализованного товара (что подтверждается чеком ОФД) информационная система мониторинга списала другой товар.
Доводы ответчика о технических сбоях в программном обеспечении государственным контролирующим органом не опровергнуты, истец и третье лицо ограничились лишь констатацией выявленных отклонений и указали на их возможные причины, ходатайств о проведении экспертного исследования не заявлялось.
При этом по информации третьего лица, являющегося оператором ГИС МТ «Честный знак», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата выгрузки информации) ООО «Волна» представляет в информационную систему мониторинга уведомления о выводе парфюмерной продукции из оборота с указанием корректных кодов идентификации в соответствии с требованиями Правил.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Удовлетворение исковых требований Роспотребнадзора при установленных обстоятельствах (недоведение предостережения до ответчика, единичный случай отклонения в части повторной продажи товара, имевший место более чем за 3 месяца до обращения в суд, отсутствие других нарушений вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, недоказанность отсутствия сбоев в работе системы «Честный знак») в данном случае не защитит права неопределенного круга лиц.
С позиции изложенных обстоятельств, ввиду недоказанности в целом совершения ответчиком противоправных действий, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья ___________________М.С. Хафизов
Решение вступило в законную силу «___»___________2024 года
Судья ___________________М.С. Хафизов