Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-870/2023 от 26.09.2023

26RS0003-01-2022-001786-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года г.Зеленокумск

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,

при секретаре Дакука А.И.,

с участием представителя истца Шевченко Е.В., адвоката Усачевой С.Н.

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю –Метусовой Е.Н. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шевченко Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

установил:

Шевченко Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю, в последствии уточненном, в котором окончательно просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения в календарном порядке.

Признать за Шевченко Е.В. право на страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать Отделение Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить Шевченко Е.В. страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с документами для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 Закона № 400-ФЗ, согласно которому досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Решением № 18 от 24.12.2021 ответчиком в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной деятельности.

При этом ответчиком в специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения, так как наименование организации «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком .

По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка , Правил и Постановления на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 3 месяца 12 дней (при требуемом 30 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.

Считает незаконным невключение указанного периода в стаж лечебной деятельности.

Согласно представленной к исковому заявлению справки и копии трудовой книжки, она ДД.ММ.ГГГГ принята на должность палатной медицинской сестры на 1.0 ставку в травматологическое отделение Советской районной больницы. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность участковой медицинской сестры на 1.0 ставку детской консультации <адрес>ной больницы.

Как следует из справок, представленных истцом ответчику и в суд, Советская районная больница переименована в Советское районное территориальное медицинское объединение (ТМО) с ДД.ММ.ГГГГ Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по Советской райбольнице.

<адрес> больница переименована в <адрес>ное территориальное медицинское объединение с ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения <адрес> ФИО2 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О введении нового хозяйственного механизма в работу лечебно — профилактических учреждений района» и приказа Управления здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе учреждений здравоохранения края на новый хозяйственный механизм».

На основании постановления главы администрации Советского района № от 14.05.1993 года Советское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение Советского района» с ДД.ММ.ГГГГ.

Территориальное медицинское объединение является лечебно- профилактическим учреждением и включено в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , п. 1.2.3. Кроме того, согласно п. 8 Номенклатуры – ТМО является комплекс лечебно- профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в лечебно – профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включаются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

На период до 01.11.1999 действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

Так же истец указывает, что как следует из справки, приложенной к списку, Советское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное предприятие «Территориальное Медицинское Объединение Советского района с 14.05.1993 года далее Детская консультация переименована в Детскую поликлинику (приказ № от 29.10.1999 года).

При этом цели, задачи и функции медицинского учреждении не менялись. Списком № 1066, равно как и списком № 781 предусмотрены наименования учреждений «больница и поликлиника».

Независимо от смены наименования учреждения здравоохранения, она в спорный период работала и продолжает работать в одном учреждении, где оказывала и продолжает оказывать лечебную и медицинскую помощь населению, при этом ни условия труда, ни специфика, ни характер работы, ни функциональные обязанности не менялись по сравнению с периодами, включенными ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, был сохранен прежний характер профессиональной деятельности работников, что усматривается из документов, а также то обстоятельство, что период работы до реорганизации, и после того, включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении, в связи с чем считает, что спорный период должен быть также включен в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.

Из справок ГБУЗ, трудовой книжки, с очевидностью следует, что она (Шевченко Е.В.) осуществляла медицинскую деятельность, работая в структурном подразделении организации. Определяя вид структурного подразделения, где она работала, считает необходимым учитывать положения п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, согласно которым документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Учитывая изложенное, считает, что ее работа в спорные периоды осуществлялась в течение полного рабочего дня, на 1.0 ставку, медицинское объединение являлось структурным подразделением организации, а потому такая работа должна быть правомерно зачтена судом в соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , подлежит зачету в специальный стаж.

Полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением право на досрочное назначение пенсии по указанным выше основаниям у нее возникло, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Шевченко Е.В. – адвокат Усачева С.Н. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Метусова Е.Н. поддержала представленные возражения, и просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно трудовой книжке серии АТ-VI , выданной ДД.ММ.ГГГГ, Шевченко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность палатной медицинской сестры в травматологическое отделение Советской районной больницы. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность участковой медицинской сестры детской консультации <адрес>ной больницы Далее по настоящее время продолжает работу в том же учреждении здравоохранения.

Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ СК «Советская районная больница», подтверждаются периоды работы истца, записи о которых внесены в трудовую книжку.

Советская районная больница переименована в Советское районное территориальное медицинское объединение с ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения <адрес> ФИО2 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О введении нового хозяйственного механизма в работу лечебно — профилактических учреждений района» и приказа Управления здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе учреждений здравоохранения края на новый хозяйственный механизм».

На основании постановления главы администрации Советского района № 223 от 14.05.1993 года Советское территориальное медицинское объединение переименовано в Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение Советского района» с ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение Советского района» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в Государственное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница» (приказ № 356 от 20.11.2000 года).

С 03.06.2005 года Государственное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница» (приказ № 327 от 29.08.2005 года).

С 01.01.2012 года изменен тип Муниципального учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» и создано Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница» (МБУЗ «Советская центральная больница») (приказ № 01-05/625 от 28.12.2011).

МБУЗ «Советская центральная больница» с 01.01.2013 года переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Советская центральная районная больница» (приказ №01-05/646 от 29.12.2012 года).

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Советская центральная районная больница» с 25.07.2016 года переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Советская районная больница» (приказ № 01-05/424 от 25.07.2016 года).

Муниципальное предприятие «Территориальное медицинское объединение <адрес>» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом предприятия, утвержденный учредителем-комитетом по управлению гос. имуществом <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированный Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданный администрацией <адрес>.

ГУЗ «Советская центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный учредителем-комитетом по управлению гос. имуществом Советского района за № 31 от 09.11.2000, зарегистрированный Распоряжением главы Советской районной государственной администрации, регистрационный № 425 от 20.11.2000. Свидетельство о государственной регистрации № 23 от 20.11.2000, Регистрационный № 1-П-09/163, выданный главой Советской районной государственной администрации Ставропольского края Советского района г. Зеленокумска.

МУЗ «Советская центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный Распоряжением Главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края № 209 от 03.06.2005, согласован Распоряжением начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Советского муниципального района. Свидетельство «О государственной регистрации юридических лиц» № 00357431 от 27.07.2005.

МБУЗ «Советская центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный Распоряжением главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края № 281 от 08.12.2011, свидетельство «О государственной регистрации юридических лиц» серия № 0038755772 от 16.12.2011.

ГБУЗ СК «Советская центральная районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный приказом министерства здравоохранения Ставропольского края № 01-05/67 от 29.01.2013, согласован Распоряжением Министерства имущественных отношений СК № 34 от 10.01.2013, свидетельство о государственной регистрации юридических лиц № 003916833 от 08.02.2013.

ГБУЗ СК «Советская районная больница» имеет статус юридического лица, подтвержденный Уставом учреждения, утвержденный приказом министерства здравоохранения Ставропольского края № 01-05/631 от 14.07.2016.

С заявлением о назначении пенсии истец обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости Шевченко Е.В. отказано ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной деятельности.

При этом ответчиком в специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения, так как наименование организации «Территориальное медицинское объединение» не предусмотрено Списком .

По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П на ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 5 месяца 6 дней (при требуемом 30 лет), что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.

При этом     ответчиком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, засчитаны периоды работы Шевченко Е.В.:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве палатной медицинской сестры травматологического отделения Советской районной больницы (в календарном порядке);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советской районной больницы (в календарном порядке);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры участковой детской консультации муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединение <адрес>» (в календарном порядке);

Согласно решению Советского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2006 года был установлен юридический факт наличия у медицинских работников муниципального предприятия «Территориальное медицинское объединение Советского района» (МП ТМО) профессии и должности, которых поименованы Списком профессий, специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры кабинета здорового ребенка Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» (до ДД.ММ.ГГГГ - МП «ТМО Советского района», до ДД.ММ.ГГГГ — Государственное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница», до ДД.ММ.ГГГГ — Муниципальное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница», до ДД.ММ.ГГГГ — Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница») (указанный период засчитан в медицинский стаж в календарном порядке);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Советская центральная районная больница» (в календарном порядке);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей медицинской сестры детской поликлиники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Советская районная больница» (до ДД.ММ.ГГГГ - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Советская центральная районная больница») (в календарном порядке).

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Установление условий назначения пенсий, в том числе правил исчисления стажа, относится, таким образом, к полномочиям законодателя.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК в размере не менее 30. Это нововведение реализуется поэтапно - с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30. Таким образом, в 2022 году обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются наличие величины ИПК в размере не менее 23,4.

С 01.01.2019 в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 03.10.2018 № 350 «О внесении изменений на отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу назначения и выплаты пенсий» изменился возраст, по достижении которого возникает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

С учетом положений, предусмотренных приложением 7 к Закону 400-ФЗ в 2019 году пенсия может назначаться не ранее чем через 12 месяцев после возникновения права, в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца после возникновения права, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев после возникновения права, в 2022 году - не ранее чем через 48 месяцев после возникновения права, в 2023 году и в последующие годы - не ранее чем через 60 месяцев после возникновения права.

Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (далее – Постановление №665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее – Список №781 и Правила №781).

Согласно пункту 3 Правил №781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке №781.

Согласно пункту 4 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрены должности среднего медицинского персонала: медицинская сестра, медицинская сестра участковая, медицинская сестра палатная (постовая), а разделом «Наименование учреждений» - больницы всех наименований.

Пунктом 6 Правил № 781 предусмотрено, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях, указанных в Списке № 781, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Положение пункта 6 Правил №781 означает, что в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, включается работа не в любых учреждениях здравоохранения, имеющих произвольные наименования, а в учреждениях, указанных в названном Списке, которые являются по своему статусу структурными подразделениями территориально медицинских объединений. Указанным Списком территориально медицинское объединение не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами № 781.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Из содержания данного пункта Правил следует, что льготный порядок исчисления специального стажа применяется тогда, когда лечебная деятельность в учреждениях здравоохранения осуществлялась как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городе, т.е. имеется смешанный стаж работы (при смешанном стаже работы право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 30 лет стажа медицинской деятельности).

Если лечебная деятельность гражданина протекала только в сельской местности, то льготный порядок подсчета стажа медицинской деятельности (год работы за год и три месяца) не применяется (право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 25 лет стажа медицинской деятельности).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516).

Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ может производиться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования, то есть по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ исчисление медицинского стажа за период до 01.11.1999 может производится в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 №464 (далее постановление от 06.09.1991 №464) «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее Список №464), а за период работы после 01.11.1999 в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 (далее — Список №1066 и Правила №1066). С 01.01.2002 по настоящее время применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.

Постановлением №464 предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.05.2001 №38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию, утвержденным постановлением №464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в стаж медицинской деятельности до 01.11.1999.

Списком №1066 и Правилами №1066 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением медицинской деятельности периодов работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Согласно пункту 2 Постановления №464, врачам хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев.

Положение названного постановления не содержит перечня отделений хирургического профиля стационаров. В этой связи за периоды до 1 ноября 1999 года применялся приказ Минздрава России от 15.10.1999 №377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный №1943), который содержал исчерпывающий перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах (в том числе травматологическое, акушерское, хирургическое отделение).

Таким образом, в стаж медицинской деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом Списка №464, Постановления №464, Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 №377, может быть засчитан с применением льготного порядка исчисления стажа (год работы за год и 6 месяцев) период работы заявительницы с 01.08.1990 по 18.11.1990 в качестве палатной медицинской сестры травматологического отделения Советской районной больницы, поскольку должность и отделение предусмотрены Списком №464.

При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Закона № 400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета.

Дата регистрации Шевченко Е.В. в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года , , при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 года № 73. (действовавшим до 03 июля 2003 года), в п. 8 Примечания которого было указано, что «Территориальным медицинским объединением» (ТМО) является комплекс лечебно - профилактических и других учреждений и подразделений, функционально и организационно между собой связанных, объединившихся на добровольных началах по территориально - отраслевому принципу. Головной организацией ТМО является поликлиника или больница.

В соответствии с пунктом 8 примечания Номенклатуры (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.02.2000 № 73) лечебно - профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО).

Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Учреждения здравоохранения, входящие в ТМО, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица.

В разделе 1.2 «Учреждения здравоохранения особого типа» Приказа Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» предусмотрено Территориальное медицинское объединение (ТМО) (п. 1.2.3).

Приказом Минздрава РФ от 03 ноября 1999 года № 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» в состав лечебно-профилактических учреждений входит, в том числе Территориальное медицинское объединение (ТМО) - указанный пункт 1.2.3 Приказа исключен Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 года № 73.

Таким образом, как видно из изложенного, за весь период существования учреждения здравоохранения, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, происходило только переименование организации, при этом данных о том, что менялся характер его деятельности, функции не имеется. Иные периоды работы истца в том же учреждении, но в период когда его наименование совпадало с наименованием учреждения, предусмотренного Списком № 781, ответчиком включены в льготный стаж истца в бесспорном порядке.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, период работы истца с 01.01.1991 по 13.05.1993 в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения подлежит включению в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С учетом включения спорных периодов работы истца в стаж лечебной деятельности необходимый 30-летний стаж выработан истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с учетом приведенных положений закона об отложенном праве на назначение пенсии пенсия Шевченко Е.В. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Шевченко Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю об обязании Отделения Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения в календарном порядке, признании за Шевченко Е.В. права на страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязаиии Отделения Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить Шевченко Елене Владимировне страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 13.12.2021 — удовлетворить.

    Обязать Отделение Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в стаж Шевченко Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.01.1991 по 13.05.1993 в качестве медицинской сестры участковой детской консультации Советского территориального медицинского объединения в календарном порядке.

    Признать за Шевченко Е.В. право на страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать Отделение Фонда пенсионного и социально страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить Шевченко Е.В. страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 13.12.2021.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение суда, в соответствии со ст.199 ГПК РФ оставлено 22.11.2023.

Судья Е.В. Белоусова

2-870/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Елена Владимировна
Ответчики
Государственное Учреждение Отделение Пенсионного фонда РФ по СК
Суд
Советский районный суд Ставропольского края
Судья
Белоусова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
sovetsky--stv.sudrf.ru
26.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Дело оформлено
19.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее