Дело № 2а-102/2018
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
с. Ельники 20 апреля 2018 года
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Кашуркина В.Н.,
при секретаре Шаталиной Е.М.,
с участием в деле:
административного истца – Морозовой Т.В.,
представителя административного ответчика – Гришакиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозовой Татьяны Васильевны к администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
Морозова Т.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий.
В обосновании административного иска указала, что она является собственницей жилого дома, где она проживает постоянно и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. В настоящее время проезд к ее дому осуществляется по грунтовой дороге, проходящей от д. 16 по ул. Кохозная с. Новый Ковыляй через луг до моста через реку Нулуй. Протяженность данного участка дороги составляет около одного километра. Однако в осенний и весенний периоды из-за грязи и плохого состояния дороги проехать к ее дому ей на легковом автомобиле, а также автомобилям скорой медицинской помощи и пожарной службы нет возможности, что в свою очередь влечет угрозу ее жизни и здоровью. Участок дороги от <адрес> до <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, обязанности по содержанию, обслуживанию и ремонту возложены на органы местного самоуправления, в не зависимости от того, включена данная дорога в Перечень автомобильных дорог, утвержденный органом местного самоуправления или нет. Ее неоднократные обращения к ответчику и администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия провести ремонт, осуществив отсыпку вышеуказанной дороги и принять меры к регулярному дальнейшему обслуживанию указанной дороги, проигнорированы.
Просит признать незаконным бездействие администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в невыполнении обязанности по содержанию, обслуживанию и ремонту участка дороги протяженностью около одного километра, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия. Обязать администрацию Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия включить указанный участок дороги протяженностью около одного километра, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения Ельниковского района Республики Мордовия. Обязать администрацию Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия выполнить все предусмотренные Законом мероприятия по обеспечению организации и проведения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту участка дороги протяженностью около одного километра, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия, в том числе оборудовать твердое покрытие дорожного полотна на указанном участке дороги, обеспечивающее возможность круглогодичного проезда.
В судебном заседании административный истец Морозова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Гришакина С.А. относительно административного иска возразила. Суду пояснила, что дом Морозовой Т.В. ранее принадлежал леснику, находится на значительном отдалении от с. Новый Ковыляй. По дороге, указанной в административном иске передвигаются преимущественно трактора и автомобили за лесом, в связи с чем и образуются колеи и ямы на дороге. Приобретая указанный дом Морозовой Т.В. было известно каким образом ей необходимо добираться до своего дома. Оспариваемый участок грунтовой дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения не включен. Она подтверждает, что после проезда большегрузного транспорта на указанном участке дороги образовываются колеи и ямы, по мере возможности администрация поселения изыскивает возможность выравнивать поверхность дороги. Из за отсутствия денежных средств осуществить ремонт дороги не представляется возможным.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).
На основании частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11. 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно статье 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 18 указанного выше Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления утверждать Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения, своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения прямо предусмотрена законом.
Как усматривается из Акта участка грунтовой дороги от 11 апреля 2018 года, участок дороги проходящий от дома №16 до <адрес> Республики Мордовия состоит из природного грунта, не имеет укрепленного земляного основания и какого-либо покрытия, проходит по полю, через луг до реки Нулуй затем уходит в лес по направлению <адрес>. Протяженность данного участка грунтовой дороги составляет 950 м. Границы данной «дороги» строго не определены (л.д. 112).
Между Ельниковским муниципальным районом и Новоямским сельским поселением на 2015 - 2018 годы заключены соответствующие соглашения о передаче полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л. д. 58-62, 111).
Согласно приложению к постановлению администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 04 февраля 2013 года № 2 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия» в Перечень дорог общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия включена дорога с. Новый Ковыляй ул. Колхозная, протяженностью 0,9 км, усовершенствованная 0,9 км (л.д. 69).
Судом установлено, что грунтовая дорога по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй, протяженностью 950 м, от <адрес> до <адрес> не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения.
С учетом выше приведенных норм, администрация Новоямского сельского поселения обязана включать в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения и своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения. Недостаточность бюджетных денежных средств, на что ссылался представитель административного ответчика в суде, принята во внимание быть не может, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления по обеспечению дорожной деятельности с финансовыми возможностями и ресурсами. Отсутствие запланированных бюджетных средств на содержание дороги не освобождает орган местного самоуправления от принятия всех необходимых мер для обеспечения безопасности дорожного движения.
Предъявляя настоящие исковые требования, административный истец Морозова Т.В. представила доказательства факта несоответствия состояния дороги техническим регламентам и другим нормативным документам. При этом данное обстоятельство может быть подтверждено не только техническим паспортом дороги, но и иными допустимыми доказательствами.
Так, представленными к иску фотографиями подтверждается, что участок указанной дороги имеет ямы и колеи, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (л.д. 26-28). Представителем административного ответчика данное обстоятельство признано в судебном заседании. Такое состояние дороги свидетельствует об отсутствии надлежащего содержания объекта со стороны органа местного самоуправления Новоямского сельского поселения. Невыполнение работ по содержанию данной дороги представитель ответчика не оспаривал.
Непринятие мер администрацией Новоямского сельского поселения по приведению дороги местного значения в надлежащее состояние нарушает права не только административного истца, но и неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, а также может привести к аварийной ситуации, в результате чего может пострадать неограниченный и неопределенный заранее круг лиц.
При таких обстоятельствах, имеются правовые основания для возложения на администрацию Новоямского сельского поселения обязанности устранить нарушения статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, части 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ, требований ГОСТ Р 50597-93 в отношении дороги от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия, что не может расцениваться как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.
Согласно абзацу "з" подпункта 2 пункта 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года N 402 в отношении грунтовых дорог низшего типа, к которым относится спорная дорога, проводятся лишь работы по содержанию таких дорог, а именно восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части дороги с грунтовым покрытием без добавления новых материалов и профилировка. Ремонт таких дорог не предусмотрен.
В связи с чем, требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика выполнить мероприятия по обеспечению организации и проведения работ по ремонту участка дороги протяженностью около одного километра, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия, в том числе оборудовать твердое покрытие дорожного полотна на указанном участке дороги, обеспечивающее возможность круглогодичного проезда, не основаны на Законе и удовлетворению не подлежат, поскольку такие виды работ не предусмотрены для той дороги, в отношении которой предъявлен иск.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Морозовой Татьяны Васильевны к администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в невыполнении обязанности по содержанию, обслуживанию участка дороги протяженностью 950 м, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия.
Обязать администрацию Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия включить участок дороги протяженностью 950 м, проходящий от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения на территории Новоямского сельского поселения Ельниковского района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Новоямского сельского поселения Ельниковского муниципального района Республики Мордовия устранить нарушения требований частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ, статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", выполнив работы по содержанию дороги общего пользования - участка дороги протяженностью 950 м, проходящего от дома №16 по ул. Колхозная с. Новый Ковыляй Ельниковского района Республики Мордовия через луг до моста через реку Нулуй и далее до <адрес> Республики Мордовия.
В удовлетворении остальной части административного иска Морозовой Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2018 года
Председательствующий В.Н. Кашуркин