Дело № 2-41/2021г.
УИД - 05RS0013-01-2020-005577-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
15 января 2021 г. г. Дербент.
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А. Т. при секретаре Таркулиевой Р. И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазановой Ресмие Мизенферовны к Бешировой Фатмаханум Мизенферовны, Гулахмедовой Гюльсане Мизенферовне и администрации МР «Дербентский район» о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ :
Рамазанова Р.М. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что 26 июля 2018 года умерла ее мать ФИО1, после которой открылось наследство. Та оставила ей завещание от 27.03.2018 года, оформленное нотариусом нотариального округа г. Дербент Республики Дагестан ФИО15, где завещает ей земельный участок с кадастровым номером № и находящийся на нем жилой домом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Постановлением от 29.08.2020 года нотариус нотариального округа г. Дербент Республики Дагестан ФИО15 отказала в совершении нотариальных действий в связи с пропуском ею шестимесячного срока принятия наследства.
Срок принятия наследства истек 26.01.2020 года, однако к нотариусу она обратилась лишь 01.08.2020 года, после обнаружения завещания. Срок принятия наследства пропущен вследствие позднего обнаружения завещания 01 августа 2020 года, а также своей неграмотности, проблем семейно-бытового характера и отсутствием финансов для принятия наследства.
Кроме Истицы наследниками первой очереди являются дочери умершей Сафарова (Беширова) Фатмаханум Мизенферовна и Сафарова (Гулахмедова) Гюльсане Мизенферовна.
Наследником, принявшим наследство по завещанию, является она, которая в установленный законом срок после обнаружения завещания обратилась с заявлением о принятии наследства по завещанию. Наследники первой очереди согласны с волей своей умершей матери, выраженной в завещании, на наследство не претендуют. Других лиц, заявивших о своих правах на наследство после смерти Сафаровой Г.М., не имеются.
На основании изложенного, истец просит восстановить ей срок для принятия наследства по завещанию, открывшегося после смерти ее матери ФИО4, умершей 26 июля 2019 года.
Истец Рамазанова Р.М., извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца по доверенности Мурадов А.С. требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.
Ответчики Беширова Ф.М. и Гулахмедова Г.М. извещённые о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявления истицы о восстановлении срока для принятия наследства не возразили.
Представитель администрации МР «Дербентский район» Манафова К. обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо, нотариус нотариального округа г. Дербент, ФИО15 извещена о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что согласно свидетельству о смерти 26 июля 2018 года скончалась ФИО1, о чём составлена запись о смерти № от 24.09.2019г. После ее смерти открылось наследство в виде земельного участка с расположенным на нём жилым домом, находящегося по адресу: <адрес>.
Сафарова Г.М. при жизни оставила завещание, сер. 05 АА № 2072654 от 27.03.2018г., в котором всё своё имущество, состоящее из земельного участка с кадастровым номером № с находящемся на нем жилым домом с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, завещала своей дочери Рамазановой Р.М. (истице).
28 августа 2020 года истица Рамазанова Р.М. обратилась к нотариусу г. Дербент и Дербентского района РД ФИО15 за оформлением наследственных прав на имущество по завещанию после смерти ФИО1 и получила отказ в связи с пропуском срока для принятия наследства.
Наследниками имущества ФИО1 после её смерти являются Рамазанова (Сафарова) Р.М.; Беширова (Сафарова) Р.М. и Гулахмедова (Сафарова) Г.М.
В ходе судебного заседания представитель истицы пояснил, что причиной пропуска срока принятия наследства послужило позднее обнаружение завещания, а также её неграмотность, проблемы семейно-бытового характера и отсутствие денежных средств для принятия наследства.
Положениями ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации предписано, что право наследования гарантируется.
Гарантированное право наследования, указанное в Основном законе, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение.
Вместе с тем, само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства, так как основания возникновения таких прав определяются законом.
Положениями ст. 1110 ГК РФ предусмотрено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (п. 1). Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами (п. 2).Согласно положений п. 1 ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из положений п. 1 ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Исходя из приведенных норм закона, основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства по заявлению наследника пропустившего срок, закон признает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока принятия наследства, которые могут быть связаны как с наличием препятствий для зарождения намерения наследника принять наследство, так и для исполнения имеющегося у наследника намерения принять наследство.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
С учетом приведенных истицей Рамазановой Р.М. обстоятельств пропуска срока принятия наследства, суд пришёл к выводу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Рамазановой Ресмие Мизенферовны удовлетворить.
Восстановить Рамазановой Ресмие Мизенферовне срок для принятия наследства по завещанию, открывшегося после смерти её матери ФИО19, умершей 26 июля 2019г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский районный в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Магомедов А. Т.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года.