Судья Терехов А.Ю. УИД 16RS0045-01-2023-003345-98
Дело № 5-245/2023
Дело № 7-962/2023
РЕШЕНИЕ
19 августа 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Ахметова Ильнура Гумаровича на постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 7 августа 2023 года, вынесенное в отношении Рузиева Йулчибоя Сафаралиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Ахметова И.Г., суд
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 7 августа 2023 года гражданин Республики Таджикистан Рузиев Й.С. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с таким постановлением судьи, защитник Ахметов И.Г. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с жалобой, в которой просил изменить судебный акт, исключив из него указание на дополнительное наказание в виде административного выдворения.
Жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом,
- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 настоящей статьи).
В соответствии с частью 3 настоящей статьи срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
В статье 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ указано, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
При этом учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ гласит, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
В развитие приведенного правового регулирования в пункте 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9, определено, что при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6, 8 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3.2 статьи 22 Федерального закона), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.
Привлекая Рузиева Й.С. к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что 5 августа 2023 года в 10 часов 00 минут в ходе проверки документов по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Побежимова, дом 39, уполномоченным должностным лицом административного органа было установлено, что гражданин Республики Таджикистан Рузиев Й.С. поставлен на миграционный учет по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, однако с 19 марта 2023 года фактически проживает по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, <адрес>, без миграционного учета.
В обоснование выводов о виновности были положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 5 августа 2023 года № 8302514; рапорт сотрудника полиции ФИО7 которым доложено, что в ходе проверки документов было установлено, что гражданин Республики Таджикистан Рузиев Й.С. поставлен на миграционный учет по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, однако с 19 марта 2023 года фактически проживает по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, <адрес>, без уведомления УФМС, в течение 7 дней не представлены владельцу жилья необходимые документ; объяснения Рузиева Й.С., в соответствии с которыми он приехал в город Казань в марте 2023 года и зарегистрировался по адресу: город Казань, <адрес>. По данному адресу он не проживал. С марта 2023 года проживал по данному адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, <адрес>. По указанному адресу не регистрировался по семейным обстоятельствам. Русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается; справка МВД, в соответствии с которой Рузиев Й.С. ранее привлекался к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ
В соответствии с данными выписки из АС ЦБДУИГ Рузиев Й.С. въехал на территорию Российской Федерации 18 марта 2023 года с целью «работа», с 24 марта 2023 года по 15 июня 2023 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Республика Татарстан, город Казань, <адрес>, а не по адресу: Республика Татарстан, <адрес>. В связи с чем, описанное в протоколе об административном правонарушении и постановлении событие правонарушения подлежит уточнению в этой части.
Приведенные доказательства были получены в рамках административных процедур, предусмотренных КоАП РФ, и потому являются допустимыми.
Собранных доказательств достаточно для вывода о нарушении Рузиевым Й.С. миграционного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Судья нижестоящей судебной инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, как то требуется статьей 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа вышеотмеченных доказательств установил все юридически значимые обстоятельства его совершения, входящие в предмет доказывания по делу и предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения Рузиева Й.С. к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в рамках санкции части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вопреки убеждениям защитника, Рузиев Й.С. не имел право проживать по указанному адресу без документов, подтверждающих его постановку на миграционный учет, однако вплоть до задержания никаких мер по соблюдению правил миграционного учета не предпринимал, продолжал проживать без регистрации длительное время с марта 2023 года.
В то же время, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Сведений о том, что применение в отношении Рузиева Й.С. административного выдворения за пределы Российской Федерации необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц, в материалах дела не содержится.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер совершенного Рузиевым Й.С. административного правонарушения, сведения о его личности, суд полагает возможным назначение административного наказания без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 7 августа 2023 года, вынесенное в отношении Рузиева Йулчибоя Сафаралиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из постановления указание на назначение Рузиеву Йулчибою Сафаралиевичу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Избранную Рузиеву Йулчибою Сафаралиевичу меру обеспечения производства по делу в виде помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, отменить.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья: