Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-920/2023 ~ М-402/2023 от 08.02.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2023 года                                                                          город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Ткаченко Ю.А.,

при секретаре Кизирян К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к жилищно-строительному кооперативу «Южный-4» об обязании организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства

установил:

прокурор <адрес> города Саратова действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, к жилищно-строительному кооперативу «Южный-4» об обязании организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства, указав, что прокуратурой <адрес> г. Саратова по обращению администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка деятельности ЖСК «Южный-4», осуществляющим управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес>

В ходе проведенной проверки установлено, что кооперативом места для накопления отходов не созданы, в связи с чем отходы, образующиеся в жилых помещениях МКД в процессе потребления физическими лицами, складируются в иных не предусмотренных для накопления отходов местах, что приводит к возгоранию мусора, которое неразрывно связано со значительными выбросами в атмосферу продуктов горения, оказывающих крайне отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду, деградацию плодородного слоя почвы, а также к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения муниципального образования.

По указанному факту прокуратурой района ранее председателю правления Кооператива вносилось представление, по результатам рассмотрения которого, нарушения в полном объеме не устранены.

Неисполнение ответчиком требований законодательства, непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов, образующиеся в жилых помещениях обслуживаемого многоквартирного дома, а также в отсутствии оборудованной контейнерной площадки и соответствующих контейнеров создает угрозу нарушения экологической безопасности и нарушения прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, в т.ч. жителей <адрес> г. Саратова и их гостей.

На основании изложенного, просил суд обязать жилищно-строительный кооператив «Южный-4» организовать накопление, сбор и вывоз отходов в соответствии с требованиями законодательства путем оборудования для многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес>, контейнерной площадки, отвечающей требованиям СанПиН <Дата>-21.

В судебном заседании представитель истца Розничев Д.М.поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика Евсеев В.В., председатель правления ЖСК«Южный-4» Абашкин А.А. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, указали на то, что все нарушения были устранены ответчиком до подачи искового заявления.

Суд, руководствуясь положениями статей 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от <Дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 13, 4 Федерального закона от <Дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 1039 определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН <Дата>-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491. В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491). Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от <Дата> N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.

В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. На собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество. В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от <Дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с учетом положений п. п. "б" п. 4.2.4. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, размещение площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства жилых зданий, конструкция площадки должна быть типовой, либо ее устройство производится по специальному разработанному проекту.

В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом указанного правового регулирования, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила имеются исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> г. Саратова по обращению администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» проведена проверка деятельности «Южный-4» осуществляющим управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, <адрес>

В ходе проведенной проверки установлено, что кооперативом места для накопления отходов не созданы, в связи с чем отходы, образующиеся в жилых помещениях МКД в процессе потребления физическими лицами, складируются в иных не предусмотренных для накопления отходов местах, что приводит к возгоранию мусора, которое неразрывно связано со значительными выбросами в атмосферу продуктов горения, оказывающих крайне отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду, деградацию плодородного слоя почвы, а также к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения муниципального образования.

Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для твердых отходов и их содержание в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, выбрав способ управления домом путем привлечения ЖСК «Южный-4» собственники многоквартирного дома передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для твердых отходов и их содержание управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения – 8 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив обязанность на ответчика в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место накопления, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов путем оборудования для многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес>Н <Дата>-21.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

обязать жилищно-строительный кооператив «Южный-4» (ОГРН <данные изъяты> организовать место накопления, сбора и вывоза твердых коммунальных отходов путем оборудования для многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, <адрес>. контейнерной площадки отвечающей требованиям СанПиН <Дата>-21, в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено <Дата>.

Судья Ю.А. Ткаченко

2-920/2023 ~ М-402/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Заводского района г.Саратова
Ответчики
ЖСК Южный-4
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Ткаченко Юлия Андреевна
Дело на сайте суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее