Дело № 2-10789/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-015766-02
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Щелупановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Усинска Республики Коми в интересах Антипова ... к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Усинска в интересах Антипова Д.Д. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить бесперебойно и бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом по международному непатентованному наименованию ... под конкретным торговым наименованием ... в объеме, установленном медицинскими показаниями, взыскании компенсации морального вреда.
Истец и прокурор г.Усинска направили в суд заявление от отказе от исковых требований об обязании обеспечить бесперебойно и бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом по международному непатентованному наименованию ... под конкретным торговым наименованием ... в объеме, установленном медицинскими показаниями.
В силу статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Согласно статье 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятия его судом, производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии со статьей 221 ГПК РФ при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд считает, что отказ от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь статьями 39, 173, 220, 221 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
1. Принять отказ прокурора г.Усинска Республики Коми и Антипова ... от исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить бесперебойно и бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом по международному непатентованному наименованию ... под конкретным торговым наименованием ... в объеме, установленном медицинскими показаниями.
2. Производство по делу в этой части прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 15 дней.
Судья Т.А.Попова
Дело № 2-10789/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-015766-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Щелупановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Усинска Республики Коми в интересах Антипова ... к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Усинска в интересах Антипова Д.Д. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить бесперебойно и бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом по международному непатентованному наименованию (МНН) ... под конкретным торговым наименованием (ТН) ... в объеме, установленном медицинскими показаниями, взыскании компенсации морального вреда.
Производство по делу по требованиям об обязании обеспечить бесперебойно и бесплатно жизненно необходимым лекарственным препаратом по международному непатентованному наименованию Флудрокортизон под конкретным торговым наименованием Кортинефф в объеме, установленном медицинскими показаниями, прекращено в связи с отказом от исковых требований.
В судебном заседании прокурор требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая, что ** ** ** истец обеспечен лекарственным препаратом ... под торговым наименованием ... на 6 месяцев, поставок лекарственного препарата под торговым наименованием ... нет в связи с геополитической ситуацией в мире и наличием логистических трудностей поставки препарата.
Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Антипов Д.Д., ... года рождения, является ... и имеет право на льготное лекарственное обеспечение.
В связи с имеющимся у истца заболеванием ему ** ** ** выдан льготный рецепт ... №... на обеспечение по федеральной льготе лекарственным препаратом под МНН «...» под ТН ... в дозировке 0,1мг. №... в количестве 1 упаковки.
** ** ** рецепт предъявлен в аптеку и поставлен на отсроченное обслуживание, в связи с отсутствием в аптечной сети лекарственного препарата срок хранения рецепта истек.
** ** ** истец обеспечен лекарственным препаратом под МНН «...» под ТН ... в дозировке 0,1мг. №... в количестве 6 упаковок.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу статей 2,20,38,39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человек от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к силу конституционно значимых ценностей, гарантируя право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья граждан; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Коми является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Коми (Положение о Министерстве).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Коми является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Коми относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Коми, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения граждан необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку гарантированное государством право на льготное лекарственное обеспечение истца нарушено, суд в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации находит необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из степени вины ответчика, характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с нарушением его права на получение бесплатной медицинской помощи. Отсутствие лекарственного препарата, безусловно, усугубляет и без того болезненное состояние истца, поскольку неоказание бесплатной гарантированной государством помощи, вызвало у истца чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние своего здоровья. Принимая во внимание длительность нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права истца на получение бесплатных лекарственных препаратов, а также причину – логистические трудности в поставке препарата, производителем которого является другая страна, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Антипова ... компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Судья Т.А.Попова