Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-424/2023 ~ М-362/2023 от 28.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Таланкиной А. С.

с участием представителя Курганского межрайонного природоохранного прокурора - помощника прокурора Катайского района Ефремовой Л. В.

рассмотрел в открытом судебном заседании 12 октября 2023 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-424/2023 по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным бездействие и обязании совершить определенные действия,

установил:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал»), в котором просит признать незаконным бездействие по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, по установке аттестованных средств измерения объема сброса сточных вод в реку Исеть и обеспечению очистки сбрасываемых сточных вод до установленных нормативов; обязать в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно комплекс очистных сооружений (инвентарный ) и очистные сооружения канализации биологическая очистка (инвентарный ) с выпуском сточных вод в реку Исеть; обязать в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на очистных сооружениях г. Катайска Катайского муниципального округа Курганской области аттестованные средства измерения объема сброса сточных вод в реку Исеть; обязать в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых вод до установленных нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Требования мотивированы тем, что надзорными мероприятиями выявлены нарушения требований экологического законодательства в деятельности ООО «Водоканал». Основными видами деятельности ответчика являются забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод. На основании договора аренды муниципального имущества от 29.08.2020, заключенного между ООО «Водоканал» и Администрацией г. Катайска, ответчик владеет и пользуется имуществом города Катайска, предназначенным для обеспечения водоснабжения и водоотведения, в том числе комплексом очистных сооружений и очистными сооружениями канализации биологическая очистка с выпуском сточных вод в р. Исеть. Указанными объектами оказывается негативное воздействие на окружающую среду путем сброса сточных вод в поверхностный водный объект – реку Исеть. Сброс сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 06.10.2020, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Установленный решением срок водопользования с 06.10.2020 по 01.09.2035. Канализационные очистные сооружения предназначены для очистки промышленно-бытовых сточных вод, поступающих через канализационную насосную станцию по напорному коллектору и завозимых ассенизаторскими машинами из выгребов. На очистных сооружениях предусмотрена механическая и полная биологическая очистка с обеззараживанием сточных вод. Проектная мощность очистных сооружений составляет 5000 куб.м./сут., 1825 тыс. куб.м./год. Согласно отчету формы № 2ТП (водхоз) за 2022 г. в результате эксплуатации очистных сооружений ответчиком фактически сброшено в реку Исеть 303,84 тыс. куб.м. сточных вод. В нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлен ответчиком на соответствующий государственный учет. Река Исеть относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения. Сброс ответчиком сточных вод в реку Исеть осуществляется с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается результатами испытаний и экспертизы, проведенной филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области. Так, согласно протоколу результатов испытаний от 05.04.2023 № 396/2023 в воде реки Исеть в месте сброса ответчиком сточных вод выявлено наличие превышений нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и условно-фоновых значений по загрязняющим веществам: БПК полн. в 35 раз, аммоний-иону более чем в 8 раз, железу в 2,9 раз, нефтепродуктам в 2,6 раза. Изложенные обстоятельства оказывают негативное воздействие на компоненты природной среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. По результатам проверки генеральному директору ООО «Водоканал» 18.04.2023 Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. Указанное представление по существу не было обжаловано. Нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, заявка о постановке на учет в уполномоченный орган не направлена, объект на учет не поставлен, аттестованные средства измерения не установлены, очистка сбрасываемых сточных вод не осуществляется. Таким образом, ООО «Водоканал» нарушает права Российской Федерации на получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и защиту водных объектов от негативного воздействия (л. д. 4-10 т. 1).

22.08.2023 от Курганского межрайонного природоохранного прокурора поступила информация о том, что очистные сооружения канализации города Катайска с кадастровым номером , здание лабораторий на очистных с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , на котором расположены обозначенные объекты, находятся в собственности муниципального образования город Катайск Катайского района Курганской области. В соответствии с Законом Курганской области от 29.09.2022 № 63 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Катайского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Катайский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» муниципальные образования Катайского района, в том числе муниципальное образование город Катайск, преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование – Катайский муниципальный округ Курганской области. По информации администрации Катайского муниципального округа Курганской области имущество муниципального образования город Катайск не передано по акту приема-передачи муниципальному образованию Катайский муниципальный округ. Правопреемником администрации города Катайска является Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа (л. д. 184 т. 1).

Определениями суда от 03.08.2023 и от 23.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, на стороне ответчика - Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области, администрация Катайского муниципального округа Курганской области, администрация города Катайска Курганской области (л. д. 174-175, 199-200 т. 1).

В судебном заседании представитель Курганского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Катайского района Ефремова Л. В., действующая на основании поручения от 04.10.2023 (л. д. 40 т. 2), поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Водоканал» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела (л. д. 20 т. 2), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В ранее представленном отзыве ответчик указал, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично. Полагает, что в нарушение ч. 1 ст. 45 ГПК РФ истец указал более одного лица, в чьих интересах подано исковое заявление (Российская Федерация и неопределенный круг лиц), в то время как указанная норма наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, Российской федерации, муниципальных образований, то есть в защиту интересов одной категории лиц, что свидетельствует о необходимости уточнения исковых требований. Помимо этого, требование о признании незаконным бездействия удовлетворению не подлежит, поскольку такое требование рассматривается в ином судебном порядке, в рамках арбитражного или административного судопроизводства. Кроме того, ответчик не является органом государственной власти или местного самоуправления, а является коммерческой организацией. А требования о признании бездействия незаконным могут быть предъявлены к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим. Срок исполнения требований о возложении на ответчика обязанности установить на очистных сооружениях аттестованные средства измерения ответчик считает необоснованным. Истцом не учтено финансовое положение ответчика и сроки, в которые коммерческая организация способна исполнить решение суда. При принятии решения необходимо учесть, что в соответствии с определением арбитражного суда Курганской области от 17.05.2023 № А34-6180/2023 к производству арбитражного суда принято заявление о признании ООО «Водоканал» несостоятельным (банкротом). Общая задолженность общества перед УФНС России по Курганской области и АО «ЭК «Восток» составляет более 16 млн. рублей. На банковские счета общества наложен арест в рамках исполнительных производств. Исполнение решения суда в части обязании установить на очистных сооружениях аттестованные средства измерения возможно в срок не мене 2 лет. Также требование о возложении обязанности обеспечить надлежащую очистку сточных вод до установленных нормативов качества воды в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не является исполнимым. Для обеспечения надлежащей очистки необходимо проведение реконструкции объектов водоотведения (очистных сооружений), поскольку они находятся в аварийном состоянии, общий износ объекта превышает 90 %. Обязанность по реконструкции может быть возложена на недавно созданный орган местного самоуправления Катайского муниципального округа – Администрацию Катайского муниципального округа, поскольку объект находится в муниципальной собственности, и обязанность проведения ООО «Водоканал» реконструкции объектов по договору аренды не предусмотрена. Согласно судебной практике суды при принятии решений о возложении обязанности на органы местного самоуправления организовать работу по реконструкции объектов водоотведения, а также о возложении на водопользователей обязанности обеспечить надлежащую очистку сточных вод, исходя из баланса интересов сторон и разумности требований, определяли достаточным для исполнения решения суда срок в 7 лет (определение Седьмого кассационного суда от 23.11.2022 № 88-18519/2022 по делу № 2-267/2022) и 2 года – при условии отсутствия необходимости обеспечить реконструкцию объекта (определение Седьмого кассационного суда от 24.11.2020 № 88-17519/2020, апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.05.2021 по делу № 33-6844/2021). Ответчик полагает, что по настоящему спору срок исполнения решения суда необходимо определить в пределах не менее 5 лет. При этом, исполнение решения суда возможно только в случае проведения собственником реконструкции объекта (л. д. 133-134 т. 1).

В ходатайстве от 15.09.2023 о приостановлении производства по делу ООО «Водоканал» указало, что согласно акту технического обследования системы водоотведения от 09.06.2023, составленному ООО «Водоканал» и Администрацией г. Катайска, износ системы водоотведения составляет 82 %, канализационные сети находятся в аварийном состоянии, протяженность ветхих сетей составляет 3500 метров, техническое состояние объекта – малонадежное. Предельные сроки проведения капитального ремонта или реконструкции объектов – 2028 г. (л. д. 238-239 т. 1).

Представитель третьего лица Уральского межрегионального Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела (л. д. 25-26 т. 2), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Из ранее представленного отзыва на исковое заявление следует, что на территории Курганской области уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВОС) является Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а региональным – Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов ОНВОС к объектам I, II, III, IV категорий. В соответствии с ч. 2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов ОНВОС. Заявка на постановку на государственный учет объектов ОНВОС ответчиком не подана. Законодательством установлена обязанность физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, которым в установленном законом порядке предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод, осуществлять учет объема сброса сточных вод аттестованными средствами измерений. Порядок ведения учета утвержден приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903. В соответствии с п. 2 Порядка обязанность ведения учета возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод. Собственник водных объектов осуществляет такой учет в случае использования ими водных объектов. Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов (л. д. 119-122 т. 1).

Представитель третьего лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебное заседание не явился, согласно отзыву просили рассмотреть дело без участия представителя, указав, что постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, контроль за работой очистных сооружений ООО «Водоканал» относится к полномочиям уполномоченного федерального органа власти – Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л. д. 212 т. 1).

Представители третьих лиц Катайского территориального управления Катайского муниципального округа Курганской области, администрации Катайского муниципального округа Курганской области, администрации города Катайска Курганской области в судебное заседание не явились, хотя своевременно и надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (л. д. 22, 21, 28а т. 2), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя Курганского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 9, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статьям 3, 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов (статья 3).

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно статье 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7, 8 статьи 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров.

Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (ред. от 09.03.2023) утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в соответствии с пунктами 1, 4 которого Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096 (ред. от 26.02.2022) «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» утверждено Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - государственный экологический контроль).

Согласно пункту 2 указанного Положения предметом государственного экологического контроля является, в том числе, соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 указанного Положения контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля): деятельность юридических лиц, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на водных объектах и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос: поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты или их части для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более.

Согласно пунктам 9, 10, 13 Положения при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит государственному экологическому контролю, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется государственный экологический контроль.

Учет объектов контроля осуществляется: а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; б) при ведении государственного водного реестра.

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ведут перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержден приказом Минприроды России № 903 от 09.11.2020.

Согласно пункту 2 Порядка обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Пунктами 4, 5 Порядка установлено, что измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно части 5 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктами 1, 2, 3 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов.

Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 10, 11 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Судом установлено, что ООО «Водоканал» в соответствии с постановлением администрации города Катайска Курганской области от 13.07.2020 № 80 наделено статусом гарантирующей организации с 30.08.2020 (л. д. 42 т. 2).

В соответствии с Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ основными видами экономической деятельности ООО «Водоканал» являются забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод (л. д. 13-14, 244-249 т. 1).

Решением Правительства Курганской области от 06.10.2020 ООО «Водоканал» предоставлено право пользования водным объектом - река Исеть на срок с 06.10.2020 по 01.09.2035 для сброса сточных вод путем выпуска после канализационных очистных сооружений, на которых предусмотрена механическая и полная биологическая очистка с обеззараживанием сточных вод. Согласно указанному решению водопользование должно осуществляться с условием непревышения объема сброса сточных вод 0,05 тыс. куб. м. в час (0,014 куб.м. в сек., 1,176 тыс. куб. м. в сутки, 429,420 тыс. куб. м. в год). Учет объема сброса должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений, которые на момент выдачи Решения у водопользователя отсутствовали (л. д. 64-71 т. 1).

Очистные сооружения города Катайска, являющиеся объектом ОНВОС, предоставлены во владение и пользование ООО «Водоканал» на основании договора аренды муниципального имущества без проведения торгов от 29.08.2020 администрацией города Катайска (л. д. 56-60, 61-63 т. 1).

Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения Курганского межрайонного природоохранного прокурора от 06.03.2023 проведена проверка соблюдения ООО «Водоканал» требований экологического законодательства (л. 16-55 т. 1), в результате которой установлено, что отбор проб и анализ качества воды в рамках утвержденной и согласованной отделом водных ресурсов по Курганской области Нижне-Обского БВУ программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в 2021, 2022, и 2023 годах ООО «Водоканал» не проводится. Кроме того, отсутствует прибор учета объема сброса сточных вод с очистных сооружений канализации города Катайска, эксплуатируемых ООО «Водоканал». В соответствии с критериями отнесения объектов ОНВОС к объектам I, II, III, IV категорий (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398) осуществление на указанных очистных сооружениях деятельности по сбору и очистке сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. м. отводимых сточных вод в сутки), является основанием отнесения данного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 2 категории. Вместе с тем, в государственном реестре объектов ОНВОС сведения об объектах, эксплуатируемых ООО «Водоканал» отсутствуют. Заявлений о постановке на государственный учет объектов ОНВОС от ООО «Водоканал» в Управление не поступало.

В ходе проверки осуществлен отбор проб сточных вод и природных вод в месте сброса сточных вод и их лабораторное исследование, в результате которого установлено наличие превышение нормативов загрязняющих веществ (протоколы испытаний № № 396, 397, 398).

По результатам проверки в отношении ООО «Водоканал» Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой 18.04.2023 внесено представлено об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших (л. д. 107-110 т. 1).

11.05.2023 в ответ на представление директор ООО «Водоканал» ФИО1 сообщил, что постановка объекта (очистных сооружений) на государственный учет находится в стадии решения. Приобрести прибор учета сточных вод в настоящий момент затруднительно в связи с блокировкой расчетного счета предприятия налоговой инспекцией и тяжелым финансовым положением. В связи с устаревшим оборудованием в конце марта 2023 г. на очистных сооружениях произошел сбой в работе блока биологической очистки. В настоящее время очистные сооружения работают в штатном режиме (л. д. 111 т. 1).

На момент рассмотрения судом данного спора ответчик мер по устранению нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства, не предпринял, что подтверждается информацией, содержащейся в письменных отзывах лиц, участвующих в деле.

Такое бездействие суд признает незаконным, при этом доводы ответчика о сложном финансовом состоянии предприятия и возбуждении в арбитражном суде дела о его несостоятельности (банкротстве) суд не признает уважительной причиной бездействия и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку хозяйственная деятельность ООО «Водоканал» на очистных сооружениях города Катайска при использовании водного объекта (реки Исеть) осуществляется с 2020 г.

Именно тогда в соответствии с Решением Правительства Курганской области от 06.10.2020 ответчику предоставлено право пользования водным объектом с условием контролирования объема сброса сточных вод инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений.

Указанная обязанность, так же как и обязанность поставить на государственный учет очистные сооружения и обеспечивать надлежащую очистку сбрасываемых сточных вод, установлена законом и должна исполняться независимо от финансового положения хозяйствующего субъекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение указанных обязанностей влечет угрозу экологической опасности, негативного изменения качества окружающей среды.

Согласно представленному ответчиком акту технического обследования системы водоотведения города Катайска от 09.06.2023 очистные сооружения и станция перекачки введены в эксплуатацию в 1965 г., в период 2005-2010 гг. осуществлялась реконструкция очистных сооружений на биологическую очистку. После реконструкции очистные сооружения введены в эксплуатацию в 2010 г. На момент обследования износ реконструированной системы очистных сооружений, так же как и износ не подвергавшейся реконструкции станции перекачки, составляет 82 %, износ канализационной сети – 80 %. Указано, что насосы очистных сооружений и станции перекачки находятся не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки, устраняемые в межремонтные интервалы. По отдельным загрязняющим веществам сброс превышает допустимые нормативы. Техническое состояние объекта – малонадежное, дальнейшая эксплуатация в течение 5 лет возможна при осуществлении постоянного контроля за работой оборудования, предотвращения возникновения неисправностей и аварийных ситуаций, а в случае их возникновения – принятия мер к их устранению и ликвидации. По показателям энергетической эффективности рекомендована модернизация оборудования, в том числе замена на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия; по режимам эксплуатации – обеспечение заданных режимов работы, наличие резервного оборудования в случае возникновения аварийной ситуации. Способы приведения объекта в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации - получение субсидий в рамках государственных и региональных программ. Возможные проектные решения – капитальный ремонт, чистка иловой карты (л. д. 250-251 т. 1).

Указанным актом опровергаются доводы ответчика об отсутствии возможности исполнить исковые требования без проведения реконструкции объекта и необходимости предоставить более длительные сроки для исполнения решения суда по данному гражданскому делу, чем заявлено в иске.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

С учетом отсутствия доказательств необходимости в более длительных сроках для исполнения судебного решения, а также длительности бездействия ответчика и наличия угрозы возникновения негативного изменения качества окружающей среды суд определяет срок исполнения настоящего решения три месяца с момента вступления решения суда в законную силу, предложенного Курганским межрайонным природоохранным прокурором.

Кроме того, до внесения представления и подачи искового заявления в суд у ответчика была возможность с 6 октября 2020 года – даты выдачи решения о предоставлении водного объекта в пользование выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, подача прокурором настоящего искового заявления в суд сама по себе не являлась препятствием для устранения ответчиками выявленных в ходе проверки нарушений.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным бездействие и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 4509007180, ОГРН 1204500002024) по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, по установке аттестованных средств измерения объема сброса сточных вод в реку Исеть и обеспечению очистки сбрасываемых сточных вод до установленных нормативов.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно комплекс очистных сооружений, инвентарный , и очистные сооружения канализации биологическая очистка, инвентарный с выпуском сточных вод в реку Исеть.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на очистных сооружениях г. Катайска Катайского муниципального округа Курганской области аттестованные средства измерения объема сброса сточных вод в реку Исеть.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую очистку сбрасываемых в реку Исеть сточных вод до установленных нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2023 года.

2-424/2023 ~ М-362/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курганский Межрайонный природоохранный прокурор Курганской области
Прокурор Катайского района
Ответчики
ООО "Водоканал"
Другие
Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Администрация города Катайска Курганской области
Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области
Администрация Катайского муниципального округа Курганской области
Суд
Катайский районный суд Курганской области
Судья
Бутакова О.А.
Дело на сайте суда
kataysky--krg.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Подготовка дела (собеседование)
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.08.2023Предварительное судебное заседание
23.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2023Предварительное судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее