Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1807/2024 ~ М-1313/2024 от 03.04.2024

Дело № 2а-1807/2024

73RS0002-01-2024-001988-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                      08 мая 2024 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Зубрилиной Е.А.,

при секретаре Комаровой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании Пояткина Сергея Викторовича, Вавиловой Марины Юрьевны к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Потякин С.В., Вавилова М.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома.

В обоснование требований указав, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом ; пол <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность о сокращении срока расселения жильцов дома. Во исполнении данного решения администрацией вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым установлен срок расселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку эксплуатация <адрес> и проживание в нем граждан невозможны, это угрожает жизни и здоровью жильцов просят суд признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения жильцов, проживающих по адресу <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию <адрес> установить разумные сроки сноса аварийного <адрес> и отселения из него жителей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска, МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска», Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ООО «УК Коммунальный стандарт», ООО «РИНС - Поволжье», ООО «Бюро оценки и консалтинга», Сергеева Н.Н., Сергеев Д.И., Ерофеев Н.Н., Фролов Е.Ю., Ванюшкин С.В., Ерофеева Л.В., Ерофеева Д.Н., Ерофеев Г.Н., Валиуллин Р.Э., Валиуллин Э.З., Валиуллина К.Г., Шумилкина М.Н., Борголова Т.Н., Андреева В.П., Борголова Д,А., Вавилова М.Ю., Акимова Е.В., Торутанова Г.А., Павлова Я.А., Мухарямова Р.Ф., Мухарямова Р.Ф., Кутняков Ю.А., Потякин С.В., Волкова С.А., Хрисанова (Волкова) Т.Н., Горюшинская Л.Н., Севелова А.Г., Акимова Я.А., Пергаева Г.З., Скрынник О.В., Губин А.А.

Истец Потякин С.В., Вавилова М.Ю. представитель истца адвокат Медведкин И.А. в судебном заседании требования поддержали, указав на то, что в 2024 году провели новое обследование жилого дома, состояние дома ухудшилось. Проживание в нем стало совсем невозможным, жилой дом в том состоянии в котором находится в настоящее время несет угрозу жизни и здоровья жильцов.

Представитель ответчика администрация г. Ульяновска в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв в котором просила в удовлетворении иска отказать.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы рассматриваемого административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды (далее по тексту - КАС РФ) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Статьями 14, 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъекты Российской Федерации).

При этом одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее по тексту - Положение), которым к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, определение срока сноса многоквартирного дома (п.49).

Согласно п.7 данного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по утвержденной форме. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено, что ФИО37 является собственником жилого помещения расположенного по адресу <адрес>, ФИО5 является собственником жилого помещения расположенного по адресу <адрес>.

Решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома установлено следующее.

Ранее постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение указанного дома предусмотрено до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (далее - заключение), утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , принято решение о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора <адрес> обследования установлено:

-    перегородки и полы первого этажа устроены по грунту, просели, покосились, имеют уклон в пределах 3-8 см.;

-    сети электроснабжения проложены хаотично и находятся в аварийном состоянии;

-    отмечается ослабление сопряжений элементов оконных и дверных коробок, переплетов, их перекос, неплотность закрывания переплетов, неисправность закрывания переплетов, неисправность оконных и дверных приборов. Дверные полотна осели или имеют плохой притвор по периметру коробки, местами отсутствуют полностью;

-    полы деревянные, прогнили просели, со щелями до 25 мм, местами легко прогибаются под нагрузкой или с изломами отдельных досок;

-    фундамент ленточный бутовой на естественном основании. Цокольная часть из керамического кирпича, снаружи оштукатурена цементным раствором;

-    обнаружены поврежденные участки: сквозные трещины в цокольной части раскрытием до 20 мм; выпадение отдельных камней цокольной части; трещины в теле керамического кирпича, раскрытием до 10 мм; множественные повреждения штукатурного слоя, его отслоение;

-    выявлены следы систематического намокания материала стен, вызванного протечками с кровли и расположением санузлов у наружных стен, вследствии чего произошло отслоение штукатурного слоя и потеря прочности наружных несущих стен. Имеются фрагменты стен с разрушением кладки на глубину 130 мм;

-    выявлены повреждения в стенах под опорами: перемычек, местах опирания на кладку балконных плит и стропильных йог в виде трещин, раздробление камня на глубину более 20 мм;

-    отмостка вокруг здания практически отсутствует, имеются многочисленные повреждения, трещины в теле отмостки и вдоль периметра здания, примыкание - отмостки к зданию не обеспечено;

-    перемычки над проемами имеют следы повреждений: сколы, нарушено сцепление арматуры с бетоном, рабочая арматура оголена, имеет повсеместные следы коррозии;

-    зафиксированы смещения плит перекрытия на опорах (не более 1/5 глубины заделки, не более 2 см), выпадение рядом кусков штукатурки, в местах опирания на внутренние несущие стены;

-    отмечены многочисленные следы замачивания несущих конструкций крыши;

-    зафиксированы многочисленные повреждения опирания стропильных ног на стены) гнилью, имеется изменения цвета (побурение), а также разрушение кирпича под основанием к кровле;

-    кровля имеет серьезные разрушения: кровельное покрытие шиферное имеет множественные сквозные отверстия. Основание кровли также имеет значительный износ и повреждения древесины, коробление досок.

Решением Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Административный иск прокурора Прокурора Засвияжского района города Ульяновска действующего в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации <адрес> о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома удовлетворить.

Признать незаконным п.2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию <адрес> не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения физических и юридических лиц аварийного <адрес>, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Апелляционным определением Ульяновского областного суда решение суда от 2ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Решение суда от 20-.07.2023 вступило в законную силу.

Постановлением администрации <адрес> от от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок отселения физических лиц и юридических лиц из аварийного и подлежащего сносу многоквартирных домов в соответствии с перечнем, в котором также указан дом ; 3 по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным ответчиком срок отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, был изменен с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.

В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление административный ответчик указал, что оспариваемое постановление было принято во исполнение указанного решения Засвияжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в заходе судебного разбирательства, дальнейшая эксплуатация <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц.

Как следует из акта исследования ООО «Ульяновская лаборатория строительно – технической экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, тепловизионного обследования МАД установлено аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в доме, расположенном по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, а также о возложении на административного ответчика обязанности по установлению срок сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей, суд учитывает следующее.

Как было указано выше, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ). Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирован вышеуказанным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.49 данного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии заслуживающих внимания доводов административных истцов о том, что дальнейшая эксплуатация жилого дома по <адрес> и проживания в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации <адрес> об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, дом грозит обрушением, в связи с чем, установленные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ новые сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

Вместе с тем, судом установлено, что степень физического износа конструктивных элементов данного многоквартирного дома, составляющая от 80% до 100%, является определением ветхого жилья, техническое состояние конструктивных элементов данного многоквартирного дома представляет угрозу (опасность) здоровью и жизни людей, поскольку имеется реальная угроза их самопроизвольного разрушения.

В соответствии с тепловизионным исследованием следует, что состояние спорного дома не соответствует требованиям по энергоэффективности конструкции имеют неустранимые дефекты, их невозможно исправить полной заменой конструкции. Выявлены нарушения санитарно – гигиенических требований.

Следовательно, установленный административным ответчиком срок для расселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ явно не отвечает требованиям разумности.

    Оценивая доводы сторон, представленные ими доказательства и вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы стороны административного ответчика являются необоснованными.

Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что дальнейшая эксплуатация <адрес> в <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу как для их жизни и здоровья, так и для жизни и здоровья иных лиц, в связи с чем оспаривамое решение администрации <адрес> об установлении срока отселения физических лиц из указанного аварийного, непригодного для проживания дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания и не может быть признано законным в части установления данного срока (до ДД.ММ.ГГГГ). Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации данного жилого многоквартирного дома.

В пункте 3 определения -О-О от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд Российской Федерации указал, что порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан. Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.

Пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, истцы указывают на неразумность установленного администрацией <адрес> срока отселения жителей из аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Исковые требования об определении разумных сроков для сноса аварийного дома не могут быть удовлетворены, поскольку оспариваемое постановление администрации <адрес> предусматривает лишь сроки отселения жильцов, но не устанавливает сроки сноса дома.

В п.22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

По мнению суда, исходя из технического состояния основных строительных конструкций и общего технического состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, которое оценивается как аварийное, имеется риск внезапного обрушения отдельных несущих конструкций, тем самым создается угроза жизни и здоровью жильцов и третьих лиц, в связи с чем, что администрация <адрес> обязана принять скорейшие меры к отселению жильцов этого дома.

Исходя из этого, установленный постановлением администрации <адрес> постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок сноса и отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, - ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признан разумным.

    Поскольку дальнейшая эксплуатация указанного аварийного многоквартирного дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации <адрес> об установлении срока отселения дома до ДД.ММ.ГГГГ нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, суд в качестве способа восстановления нарушенного права считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора и возложить на административного ответчика обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц из данного аварийного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость возложения такой обязанности на администрацию <адрес> и определения конкретного срока устранения нарушений обусловлена спецификой настоящего административного спора, характером спорных отношений, позицией административного ответчика, а также наличием прямой угрозы жизни и здоровья проживающих в указанном многоквартирном жилом доме людей.

При этом суд учитывает, что отсутствие конкретного срока устранения нарушений создает правовую неопределенность в разрешении вопроса восстановления жилищных прав граждан, повторно позволяет органу местного самоуправления принять решение о проведении мероприятий по расселению аварийного дома в пределах срока до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, при оценке доводов сторон суд учитывает то, что решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, было принято органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ. Административным ответчиком суду не представлено каких-либо объективных доказательств того, что по истечении более 1,5 лет с момента признания указанного дома аварийным администрацией <адрес> были совершены какие-либо реальные действия, направленные на реализацию мер, направленных на выполнение вышеприведенных норм действующего законодательства, регламентирующего полномочия органа местного самоуправления при признании многоквартирного дома аварийным, в том числе по отселению граждан из указанного дома.

Довод представителя административного ответчика о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом по настоящему делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и вывод суда о необходимости установления администрацией <адрес> реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Исходя из приведённых обстоятельств, сам по себе факт того, что разрешение вопроса по сроку отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными, в силу закона относится к компетенции органа местного самоуправления, не свидетельствует о вмешательстве в компетенцию администрации <адрес>, фактически уклонившейся от правильного исполнения этой обязанности.

С учетом изложенного, суд возлагает на администрацию <адрес> обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении срока отселения физических и юридических лиц аварийного многоквартирного <адрес> в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

Руководствуясь ст.177 КАС РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░><░░░░░>) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.05.2024

2а-1807/2024 ~ М-1313/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Потякин С.В.
Вавилова М.Ю.
Ответчики
Администрация муниципального образования
Другие
Ерофеева Д.Н.,
Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Ульяновска
Кутняков Ю.А.
Мухарямова Р.Ф.,
Акимова Е.В.,
Андреева В.П.,
Горюшинская Л.Н.
ООО «РИНС - Поволжье»
Губин А.А.
ООО «УК «Коммунальный стандарт»
Сергеева Н.Н., Сергеев Д.И.
Валиуллин Р.Э.,
Пергаева Г.З.
Сергеева Н.Н.,
Ерофеев Г.Н.
Сергеев Д.И.
Павлова Я.А.
Борголов Д.А.
Медведкин И.А.
ООО «Бюро оценки и консалтинга»
Борголова Т.Н.,
Ерофеев Н.Н.,
Ванюшкин С.В.,
Ерофеева Д.Н.
Шумилкина М.Н.,
МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска»
Фролов Е.Ю.,
УМС администрации г. Ульяновска
Мухарямов Р.Ф.,
Торутанова Г.А.,
Скрынник О.В.,
Ерофеева Л.В.,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Валиуллин Э.З.,
Волкова С.А.,
Валиуллина К.Г.
Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Акимова Я.А.,
Хрисанова (Волкова) Т.Н.
Севелова А.Г.
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Зубрилина Е. А.
Дело на сайте суда
zasvijajskiy--uln.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация административного искового заявления
04.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее