Дело № 2-1119/2023
УИД 42RS0020-01-2023-001362-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Осинники 22 ноября 2023 г.
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Крыжко Е.С.
при секретаре Галиевой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелковниковой Олеси Владимировны к администрации Осинниковского городского округа о признании права собственности в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Шелковникова О.В. обратилась в суд с иском к Соловьевой В.И., администрации Осинниковского городского округа о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> силу приобретательной давности.
Требования обосновывает тем, что за 30 000 рублей она приобрела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Соловьевой В.И., однако расписку не оформляли, договор заключили путем устного соглашения. С 2005 года, на протяжении 18 лет она открыто, непрерывно и добросовестно владеет данным имуществом, несет расходы по его содержанию, претензий со стороны бывшего собственника и иных лиц не поступали, споров в отношении владения и пользования жилым домом не возникало. Полагает, что стала собственником спорного имущества в силу приобретательной давности.
В ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечено ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» Филиал №14 БТИ Осинниковского городского округа.
Ответчик Соловьева В.И. согласно записи акта о смерти №, составленной ДД.ММ.ГГГГ Органом ЗАГС администрации <адрес> края Соловьева В.И. ДД.ММ.ГГГГ умерла.
Истец Шелковникова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации Осинниковского городского округа, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Осинниковского отдела в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представил письменные пояснения, из которых следует, что в ЕГРН не содержатся сведения об объекте - индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, назначение жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Представитель третьего лица ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» Филиал №14 БТИ Осинниковского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью второй статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и иное вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справки от 10.06.2022 и технического паспорта от 09.06.2022 выданных ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ» Филиал № 14 БТИ г.Осинники на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> правообладателем жилого дома является: Соловьева Валентина Ивановна на основании договора купли – продажи дома (части дома) (л.д.13-19, л.д. 20, л.д. 53). Указанные обстоятельства также подтверждаются договором купли продажи дома от 25.06.1992 (л.д. 37).
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева В.И. умерла, что подтверждается записью акта о смерти (л.д.64).
По сведениям нотариусов Осинниковского нотариального округа Кемеровской области наследственное дело к имуществу наследодателя Соловьевой В.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось, с заявлением о принятии наследства никто не обращался, свидетельства о праве на наследство не выдавались (л.д. 50, 51,62).
В Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений о зарегистрированных правах на жилой дом с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец указывает, что купленный спорный жилой дом перешел в её фактическое пользование и владение сразу после устного договора, она проводит в нем текущий ремонт, владеет им и пользуется постоянно, открыто и непрерывно. Никаких претензий по указанному дому ей никто не предъявлял и не предъявляет.
Разрешая данный спор, суд приходит к выводу о том, что с августа 2005 года истец открыто, добросовестно, непрерывно владеет жилым домом по адресу: <адрес>. Все эти годы истец несет бремя содержания дама, как собственника, использует дом по его назначению. Данные обстоятельства, с учетом положений ст.234 ГК РФ, свидетельствуют о наличии оснований для признания за Шелковниковой О.В. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Учитывая, что в настоящее время нет возможности в ином, внесудебном порядке признать право собственности истца на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ее владение и пользование жилым домом никто не оспаривает, суд считает возможным установить за ней право собственности на указанный жилой дом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шелковниковой Олеси Владимировны удовлетворить.
Признать за Шелковниковой Олесей Владимировной право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в силу приобретательной давности.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2023г.
Судья Е.С. Крыжко