№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Болдарь Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-597/22 по исковому заявлению Малыхиной ФИО7 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании права на получение жилого помещение; возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Истец Малыхина Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании права на получение жилого помещение; возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, мотивировав свои требования тем, что относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
До достижения восемнадцатилетнего возраста истец состояла на учете в органах опеки и попечительства Администрации города Юрги <адрес>. Проживала под опекой дедушки, в настоящее время проживает в г<адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ года включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Училась в <адрес> года окончила <данные изъяты>
В данный момент работает в <адрес>
В связи с проживанием в г<адрес> обратилась с заявлением в управление опеки и попечительства Администрации города Сургута, представила необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком направлен отказ во включении в список, так как истец состоит в списке по прежнему месту жительства и ее законный представитель до достижения ею совершеннолетия не обращался.
Полагая отказа ответчика незаконным, истец просит признать право на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истец Малыхина Ю.А., представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представитель третьего лица Администрации города Сургута, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Коляда ФИО8
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от <данные изъяты>
Коляда А.А. умер 27 мая 2008 года, что подтверждается свидетельством о смерти II-ЛО №609613.
В связи с вступлением в брак Коляда Ю.А. присвоена фамилия Малыхина Ю.А.
Малыхина Ю.А. состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на территории Кемеровской области в Юргинском муниципальном округе, на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением Администрации Юргинского муниципального округа Кемеровской области.
ДД.ММ.ГГГГ года Малыхина Ю.А. обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о включении в список Ханты-Мансийского автономного округа - Югры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Малыхина Ю.А. уведомлена о том, что правовые основания для включения истца в список Ханты-Мансийского автономного округа - Югры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствуют.
Материалами дела подтверждается, что Малыхина Ю.А., <данные изъяты> лет по месту жительства, жильём не обеспечена.
В период до 23 лет место жительства истца по причинам объективного характера изменено, при этом, как лицо, обладающее льготным правом на обеспечение жильем, и включенное в Список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильём, льготное право до 23 лет не реализовано, несмотря на то, что состоит на учете длительное время.
Соответственно в силу правил п.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» льготное право за истцом сохраняется. Независимо от изменения места жительства истец подлежит обеспечению жильём, ограничений возможности получить жильё в пользование в связи с изменением места жительства правила, установленные в законе, не содержат.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.109 ЖК РФ).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, без попечения родителей».
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции, действующей до 01 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также – список) в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Федерального закона является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктами 23 - 29 Правил формирования списка, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года №397, определен порядок включения детей-сирот в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства и об исключении их из списка по прежнему месту жительства. При перемене места жительства согласно пункту 23 Правил формирования списка, с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот, обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в уполномоченный орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации урегулирован порядок обращения для категории лиц, к которым относится истец, за разрешением вопроса об обеспечении жильём по новому месту жительства в случае переезда. Из него следует, что до достижения совершеннолетия от имени лица, обладающего льготным правом, действует опекун (попечитель), а после достижения совершеннолетия или в случае изменения дееспособности, такое лицо действует самостоятельно.
Реализация права на обеспечение жильём по смыслу правил ч.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ограничивается возрастом с 18 до 23 лет. В случае необеспечения жильем в указанный период, право сохраняется до фактического его предоставления. Истец представил сведения о соблюдении порядка, установленного Правительством Российской Федерации, об изменении места жительства и месте фактического проживания, а также сведения о том, что на момент обращения жилым помещением не обеспечен.
На момент рассмотрения спора, истец зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: г.Сургут, ул.Григория Кукуевицкого дом 10/1 квартира 35, соответственно вправе ставить вопрос об обеспечении жильем по месту постоянного проживания. Представленные сведения подтверждают наличие у истца нереализованного права на однократное получение в пользование благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного найма.
Смена места жительства препятствием для реализации права по смыслу закона, регулирующего возникшие правоотношения, не является, доводы ответчика в этой части несостоятельные.
Обжалуемый отказ ответчика не отвечает требованиям законности, ограничивает право истца на свободу передвижения и реализацию права получить жилье по месту фактического проживания по льготным основаниям, при наличии данных о том, что оно не реализовано.
Создание необоснованных препятствий и ограничений прав истца по сравнению с правами лиц, обладающих аналогичным статусом, нарушает принцип равенства, что недопустимо, поскольку имеет дискриминационные признаки. Отказывая, по сути во внесении изменений в единый список лиц в части определения субъекта Российской Федерации, в котором подлежит реализации право на обеспечение жильем, ответчик нарушает права истца, которые подлежат принудительному восстановлению заявленным в иске способом.
Тот факт, что до достижения совершеннолетнего возраста законный представитель истца в органы опеки с заявлением о включении истца в список по новому месту жительства и с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства не обращался, поводом для отказа истцу в реализации права получить жилье по фактическому месту жительства являться не может. После достижения совершеннолетия истец обладает самостоятельным правом обращаться за разрешением возникшего вопроса.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем, названо место жительства этих лиц. Аналогичная позиция указана в Обзоре по таким делам от 20 декабря 2020 года.
Таковым на момент обращения для истца является город Сургут, что подтверждается сведениями о регистрации по месту проживания, при этом, не реализованное право на обеспечение специализированным жильём является социальной льготой, установленной федеральным законом для категории лиц, к которым он относится.
Основания для снятия с учёта в целом и исключения из единого списка по смыслу п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют, поскольку истец не обеспечен жильём.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п.1 ст.20 ГГК РФ место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания. Ограничение права на свободу передвижения, в соответствии с Федеральным законом «О свободе передвижения и определении места жительства», недопустимо.
Исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по предоставлению лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации. Ограничение свободы передвижение по смыслу закона, регулирующего указанные правоотношения также недопустимо.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Российской Федерации должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания). Учитывая, что право подлежит реализации в период с 18 до 23 лет, а в случае не предоставления - до момента фактического предоставления, оснований для отказа в его реализации не имеется.
Исходя из приведенных выше правовых норм, право на получение истцом жилого помещения специализированного жилищного фонда в г.Сургуте может быть прекращено только в случае, установленном законом.
Факт переезда истца в другой регион не лишает её права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по фактическому месту жительства, что следует из смысла специального закона, регулирующего социальные льготы категории лиц, к которым относится истец, а в случае необеспечения жильём своевременно, право сохраняется до фактического обеспечения таковым.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком принято незаконное решение об отказе во включении истца в список Ханты-Мансийского автономного округа – Югры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания за ним права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда и возложении на ответчика обязанности по включению истца в вышеуказанный список.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Малыхиной ФИО9 удовлетворить.
Признать за Малыхиной ФИО10 право на получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры включить Малыхину ФИО11 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу Малыхиной ФИО12 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 15 февраля 2022 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов