УИД: 16RS0017-01-2020-002254-54
дело № 2-655/2020
учет № 121г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2020 года город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ахкямовой Л.Ф. к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о признании решения жилищной комиссии незаконным, о возложении обязанности включить в список получателей субсидии на 2020 год,
У С Т А Н О В И Л:
Ахкямова Л.Ф. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан ((далее – Исполком Кукморского района), Министерству сельского хозяйств и продовольствия Республики Татарстан (далее – Минсельхоз Республики Татарстан) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в список получателей субсидий.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ семья истца на основании заявления поставлена в исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан на учет по программе улучшения жилищных условий молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года.Протоколом заседания районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, семья истца исключена из списка участников получателей субсидии. С данным решением жилищной комиссии истец не согласен, поскольку на момент включения в программу его семья соответствовала предъявленным требованиям.
На основании изложенного истец просит признать незаконным решение районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ,обязать ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем включения семьи Ахкямовой Л.Ф.в список получателей социальных выплат на 2020 год.
В судебном заседании истец Ахкямова Л.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Исполкома Исрафилов Р.Н. исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в суд не явился, надлежаще извещен.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела и учетное дело, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее также - федеральная целевая программа), которая является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Указанная Программа включает следующие мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;
грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;
научно-методическое обеспечение реализации Программы.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, и Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235, Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 06.10.2014 N 724 утвердил Правила предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно Приложению № 1 названных Правил пгт. Кукмор был отнесен к сельской местности.
В целях реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013 года № 235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2021 годы», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 приняты Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно Приложению № 1 к данным Правилам г. Кукмор в настоящее время не входит в перечень сельских поселений.
Как следует из материалов дела, постановлениеми.о. руководителя Исполкома Кукморского района № от ДД.ММ.ГГГГ семья Ахкямовой Л.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 год.
Ахкямова Л.Ф. планировала строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Законом Республики Татарстан от 27 апреля 2017 года № 23-ЗРТ «О преобразовании поселка городского типа Кукмор Кукморского района и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан», пгт. Кукмор был преобразован в г. Кукмор.
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия районной жилищной комиссией при Исполкоме Кукморского района решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении истца из списка участников мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Основанием исключения из списка явилось то обстоятельство, что истец не соответствует требованиям, установленным государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Между тем, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит указаний на придание им обратной силы.
Иного закона, предусматривающего возможность исключения истца из реестра получателей субсидий на улучшение жилищных условий, не имеется.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, а семья истца подлежит восстановлению в списке граждан - участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельской территории». Оснований для возложения на Исполком Кукморского района обязанности включить истца в список получателей субсидии на 2020 год суд не усматривает, поскольку оспариваемым решением ответчика вопрос о формировании списком получателей социальных выплат в 2020 году не разрешался.
Минсельхоз Республики Татарстан является не надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах исковые требования к исполкому подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Ахкямовой Л.Ф. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение районной жилищной комиссии при Исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Ахкямовой Л.Ф. из списков получателей мероприятий.
Обязать Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан включить Ахкямову Л.Ф. в список граждан – участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельской территории».
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30.10.2020
Председательствующий