Дело № 2-1372/2024
УИД 76RS0014-01-2024-000150-45
Изготовлено: 13.03.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Ярославль |
4 марта 2024 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А.,
при секретаре Куликовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйные недвижимые объекты,
установил:
Заместитель прокурора г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля, в котором просил обязать ответчика осуществить поставку на учет в Управление Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный и надземный газопроводы низкого давления протяженностью 7,6 м, 41,1 м, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Лисицына, д.30, корп.2, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ответчика в течение трех месяцев после поставки на учет участков газопроводов в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при поставке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. При проведении проверки было установлено, что на территории города Ярославля имеются бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный и надземный газопроводы низкого давления протяженностью 7,6 м, 41,1 м, расположенные по адресу: г. Ярославля, ул. Лисицына, д.30, корп.2. Указанные объекты не являются объектами муниципальной собственности города Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержание бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено. Данные участки сети газоснабжения обеспечивают коммунальной услугой неопределенный круг лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Бурлакова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Иные участники процесса, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменном отзыве мэрии г. Ярославля указано, что на 2024 год запланирована процедура закупки для выбора поставщика на проведение кадастровых работ, по итогам которой будет заключен муниципальный контракт и проведены кадастровые работы, в 2022-2023 гг. выявлено более 100 бесхозяйных объектов-сетей, бюджет города является дефицитным и город не имеет возможности обеспечить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества всех сетей газопровода единовременно.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора города Ярославля подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что на территории города Ярославля имеются бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный и надземный газопроводы низкого давления протяженностью 7,6 м, 41,1 м, расположенные по адресу: г. Ярославля, ул. Лисицына, д.30, корп.2.
Объекты недвижимости (участки газопроводов) – подземный и надземный газопроводы низкого давления протяженностью 7,6 м, 41,1 м, расположенные по адресу: г. Ярославля, ул. Лисицына, д.30, корп.2 не являются объектами муниципальной собственности города Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержание бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города не предусмотрено.
Данные участки сети газоснабжения обеспечивают коммунальной услугой неопределенный круг лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий,, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владе.т, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч.3 ст.7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и безопасностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878.
В силу п.5 назначенных Правил охраны газораспределительных сетей, в соответствии с законодательством РФ газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
В силу п.4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы – вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населённых пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
В соответствии со ст.7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 №42 структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) – мэрия г. Ярославля.
Согласно ст.98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленной муниципалитетом города.
В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о поставке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских сельских поселений, городских округов, а на межселенных территоиях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Срок, который указан прокурором в иске для исполнения обязанности, суд считает достаточным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов:
- подземный и наземный газопроводы низкого давления протяженностью 7,6 м, 41,1 м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул.Лисицына, д.30 корп.2.
Обязать мэрию города Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанных участков газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых объектов организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья |
О.А.Нувахова |