Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2170/2021 ~ М-1183/2021 от 22.03.2021

Дело № 2-2170/2021

51RS0001-01-2021-002019-69

Изготовлено 25 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2021 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Дородновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пасечник Н.В. к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Пасечник Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты.

В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> военного комиссариата Мурманской области.

ДД.ММ.ГГГГ- переведена на должность <данные изъяты> военного комиссариата Мурманской области, где работает по настоящее время.

07.05.2012 Президентом РФ подписан Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому Правительству РФ следует, в том числе, обеспечить повышение к 2018 году размер средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В нарушение Указа Президента РФ № 597, повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе не произведено.

В соответствии со справками о доходах физического лица за 2018, 2019 и 10 месяцев 2020 года, средняя заработная плата истца осталась практически неизменной, и на уровне средней зарплаты по региону.

Таким образом, полагает, что в отношении нее положения Указа № 597 не реализованы, повышение заработной платы не произведено до настоящего времени.

Просит суд, признать за ней право на повышение уровня заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ от07.05.2012 №597 «о мероприятиях по реализации государственной политики» и взыскать в ее пользу невыплаченную заработную плату за период с 2018 по 2020 гг. в размере 2 306 260 рублей 84 копейки, а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 267 730 рублей 86 копеек за 2018 год, 165 008 рублей 26 копеек – за 2019 год, 52 457 рублей 20 копеек – за 2020 год.

Истец в судебном заседании требования поддержал, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием своего представителя. В связи со служебной необходимостью и с разрешения суда покинул судебное заседание.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать в полном объеме по основаниям указанным в письменных возражениях на иск. Просил в иске отказать, применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении гражданского дела, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда дата принята Рекомендация N 198 "О трудовом правоотношении".

В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.

Пунктом 9 Рекомендации МОТ предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В соответствии с требованиями статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, а условие о размере оплаты труда является существенным условием трудового договора, любые изменения в размере оплаты труда должны быть оформлены в письменной форме.

Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера с учетом определенных условий работы (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; адрес ст. 149 адрес - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда, и издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется, размер же компенсационных выплат зависит от затрат работника, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или условий выполнения работы, а размер стимулирующих выплат определяется работодателем с учетом его оценки выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пасечник Н.В. принята на работу в Военный комиссариат Мурманской области на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Последняя занимаемая должность - <данные изъяты> военного комиссариата Мурманской области (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 4.1 трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 11 760 рублей.

В соответствии с пунктом 4.3 трудового договора работнику устанавливаются следующие надбавки:

- процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севра – 80%;

- районный коэффициент к заработной плате – 50%;

- процентная надбавка за выслугу лет в размере – 40 %;

- процентная надбавка за работу с вредными условиями труда – 4%;

- месячная премия в соответствии с коллективным договором в размере до 25% должностного оклада;

- единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов;

- другие стимулирующие надбавки и доплаты в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами организации.

В силу пункта 4.5 трудового договора заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (5 и 20 числа каждого месяца).

Дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Пасечник Н.В. устанавливался должностной оклад и на дату рассмотрения спора он составил 13 143 рубля.

Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (далее Положение).

Положением предусмотрено, что военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом), актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением.

Пунктами 4,5,6,7 Положения установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).

Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (командующего Северным флотом).

Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.

Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.

В силу пункта 12 Положения, наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Пунктом 23 Положения предусмотрено, что военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Северного флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 20,21 Положения, военный комиссариат возглавляет военный комиссар.

Военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; издает приказы в пределах своих полномочий, в необходимых случаях - совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, организует и проверяет их исполнение; ведет коллективные переговоры и заключает коллективный договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с работниками военного комиссариата и обеспечивает их выполнение.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" был издан Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583".

Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 были утверждены:

Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).

Также статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя, предписывалось обеспечить установление гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

должностных окладов (тарифных ставок) в размерах, установленных приложением N 1 к настоящему приказу;

компенсационных и стимулирующих выплат в порядке и размерах, установленных приложением N 2 к настоящему приказу.Заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил), обеспечить ежегодное утверждение контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала и своевременное доведение их до воинских частей и организаций.

Руководителям воинских частей и организаций:

организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом;

обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и организаций в соответствии с настоящим приказом;

осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В дальнейшем был издан Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" которым также были утверждены: Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу); Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу); Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 3 к настоящему приказу).

Руководителям организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя, обеспечить с 1 октября 2019 г.:

выплату должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в размерах, установленных приложением N 1 к настоящему приказу;

выплату компенсационных и стимулирующих выплат согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

формирование и использование фонда оплаты труда гражданского персонала в порядке, установленном приложением N 3 к настоящему приказу.

Заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил), обеспечить ежегодное утверждение контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала и своевременное доведение их до воинских частей и организаций.

Руководителям воинских частей и организаций:

организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом;

обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с настоящим приказом;

осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, между трудовым коллективом и военным комиссаром Мурманской области 28.02.2017 заключен коллективный договор на 2017 -2019 годы.

В соответствии с п.1 Соглашения о продлении срока действия Коллективного договора на 2017 -2019 год от 10.07.2020 срок действия коллективного договора продлен до 31.12.2020.

Пунктом 2 указанного соглашения упоминание в тексте коллективного договора Приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 №255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" заменено на Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации".

Согласно подпункту «в» пункта 2 раздела 2.2 Коллективного договора, работодатель устанавливает выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Конкретный перечень, критерии выплат и их размеры устанавливаются Положением об оплате труда гражданского персонала Мурманской области (Приложение №1).

Из подпункта «д» пункта 2 раздела 2.2 Коллективного договора следует, что работодатель выплачивает заработную плату, установленную в соответствии с системой оплаты труда гражданского персонала учреждений Министерства обороны РФ, 5 и 20 числа каждого месяца, путем перечисления на указанный в заявлении работника расчетный счет в банке.

Пунктом 5 раздела 2.2 Коллективного договора предусмотрено, что премирование работников за основные результаты работы, выплату надбавок и доплат стимулирующего, компенсационного характера работодатель производит на основании Положения об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, утверждаемого военным комиссаром с учетом мнения Совета трудового коллектива и являющегося приложением №1 к настоящему Договору.

Согласно Положению об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, утвержденного военным комиссаром Мурманской области от 28.02.2017 (далее – Положение об оплате труда), оно разработано в соответствии с пунктом 4 приказа Минобороны России от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583» и призвано определить систему оплаты труда гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области, в том числе его территориально обособленных подразделений.

В соответствии с разделом III Положения об оплате труда, выплаты стимулирующего характера – выплаты, направленные на стимулирование работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу.

Лицам из числа гражданского персонала военного комиссариата Мурманской области устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

- надбавка за выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы – гражданскому персоналу военного комиссариата Мурманской области за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты производится выплата по результатам работы за месяц. Выплата премии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели фондом оплаты труда, и производится на основании приказа военного комиссара с указанием конкретной суммы премии каждому работнику;

- премиальные выплаты из экономии фонда заработной платы;

- единовременное денежное вознаграждение по итогам года;

- надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы.

07 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента РФ от 05.07.2012 N 597)

Пунктами 1 и 3 Указа Президента РФ от 05.07.2012 N 597 предусмотрено повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, не являются постоянными выплатами, предусмотренным системой оплаты труда, а относятся к социальным выплатам, направленным на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение заработной платы определенных категорий работников.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Во исполнение Указа Президента РФ от 05.07.2012 N 597 распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.

Согласно разделу IV распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 N2190-р критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 и от 1 июня 2012 г. N 761 для соответствующей категории работников.

При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 761 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" установлено, что реализация "дорожной карты" призвана обеспечить становление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 02 июня 2014 года N 380 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации" целью Плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих, отдельных категорий граждан" (далее - "дорожная карта") является укрепление здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) (далее - медицинские работники).

Реализация "дорожной карты" позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда медицинских работников ВМО от объема и качества предоставляемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.

Повышение качества оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых услуг.

"Дорожной картой" устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии с которыми функционируют ВМО. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности ВМО путем достижения ими целевых показателей, включая основные показатели (индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.

Согласно Плану мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан", утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 02.06.2014 N 380, определен круг медицинских работников и работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг, имеющих право на получение стимулирующих выплат. Назначение стимулирующих выплат поставлено в зависимость от результатов труда и качества оказываемой медицинской помощи. В этом приказе установлено соответствие средней заработной платы медицинских работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2016 году 159,6%, в 2017 и 2018 году 200%.

До федеральных казенных учреждений бюджетные ассигнования доводятся главными распорядителями бюджета, главным распорядителем бюджета может являться Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ.

Проанализировав представленные по делу доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, нормы действующего трудового законодательства, Положение об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, Коллективный договор от 28.02.2017, указанные выше нормативно-правовые акты, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из того, что по условиям заключенного с истцом трудового договора и действующих у работодателя локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда и премирования работников, спорная выплата не является гарантированной, отнесена к выплатам стимулирующего характера и производится работодателем при наличии определенных условий.

При этом система оплаты труда, установленная внутренними локальными актами ответчика, не ухудшает положение истца по сравнению с трудовым законодательством.

В спорный период времени истцу выплачивались причитающиеся ему денежные средства в размере, определенном трудовым договором, в редакции дополнительного соглашения к нему, и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В рамках закона закреплено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В силу Указа Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что основным видом деятельности ответчика не является медицинская деятельность.

Суд учитывает, что «Дорожная карта» разработана и реализуется для военно-медицинских организаций Министерства обороны, к которым военные комиссариаты не относятся, поскольку военные комиссариаты и их структурные подразделения, в том числе, Центр военно-врачебной экспертизы, не являются медицинскими организациями, не оказывают медицинскую помощь в целях укрепления здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, а осуществляют мероприятия по медицинскому освидетельствованию граждан в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, в то время как целевыми индикаторами «Дорожной карты» являются, в том числе, основные показатели здоровья военнослужащих (снижение смертности военнослужащих проходящих службу по призыву и по контракту, снижение заболеваемости военнослужащих острыми респираторными инфекциями).

Кроме того, суд учитывает, что в силу статьи 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам срока он может быть восстановлены судом.

Суд приходит к выводу, что по требованиям за 2018, 2019 по февраль 2020 года включительно срок исковой давности истцом пропущен, уважительных причин пропуска срока не установлено.

Также суд приходит к выводу, что по заявленным требованиям ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» не является надлежащим ответчиком, поскольку работодателем истца, обязанным выплачивать заработную плату, согласно условиям трудового договора является ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области».

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Пасечник Н.В. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пасечник Н.В. к ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», ФКУ «ОСК СФ» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о взыскании заработной платы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:     Ж.А. Свиридова

2-2170/2021 ~ М-1183/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пасечник Наталия Владимировна
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Мурманской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Свиридова Жанна Анатольевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее