Дело № 2-261/2021
32RS0001-01-2020-010087-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Удовенко А.С.,
с участием истца Шестерова С.В.,
его представителя Абушенко Ю.Е.,
представителя ответчика Петрунина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шестерова Сергея Викторовича к Бежицкой районной администрации г.Брянска, департаменту строительства Брянской области, Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Шестеров С.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Бежицкого районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его исковые требования к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании распоряжения Бежицкой районной администрации об отказе в постановке на жилищный учет незаконным, о постановке на жилищный учет.
Суд обязал Бежицкую районную администрацию г.Брянска поставить Шестерова С.В. с составом семьи 4 человека, как лицо, выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, признал право Шестерова С.В. на получение жилищного сертификата и на его участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2015 - 2020 года», реализуемой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153.
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из 4 человек.
До настоящего времени жилищный сертификат ему не выдан. В то же время, как указал истец, по сведениям Бежицкой районной администрации г. Брянска он включен в список граждан, которые должны были получить сертификат в 2018 году. В департамент по строительству Брянской области направлено его учетное дело с заявлением на выдачу жилищного сертификата, которое в дальнейшем возвращено ввиду отчуждения жилого помещения как утраченного имущества.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, уточнив заявленные требования, просил суд:
- обязать Бежицкую районную администрацию г.Брянска, Брянскую городскую администрацию, департамент строительства Брянской области включить его с составом семьи 4 человека в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2021 год;
- обязать департамент строительства Брянской области выдать ему в 2021 году государственный жилищный сертификат.
В судебном заседании истец Шестерова С.В. и его представитель Абушенко Ю.Е. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - департамента строительства Брянской области Петрунин Р.А. исковые требования не признал, представил письменный отзыв. Пояснил, что возложение на департамент обязанности выдать жилищный сертификат не имеет правовых оснований, поскольку истец не подтверждал свое волеизъявление на участие в программе, а соответствующие списки формируются ежегодно. Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, осуществляется с учетом даты подачи заявления в органы местного самоуправления.
Также указал, что органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целях организации работы по выдаче жилищных сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году в период с 1 января до 1 июля года, предшествующим планируемому. В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы органами местного самоуправления, осуществляющими учет граждан, на него заводится учетное дело, которое представляется в департамент строительства Брянской области. На основании списков, полученных от органов местного самоуправления, департамент формирует сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по Брянской области и направляет его до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику ведомственной целевой программы. Ответственный исполнитель государственной программы с учетом средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. В рамках ведомственной целевой программы департамент оформляет сертификаты, органы местного самоуправления - их выдачу гражданам.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации, надлежаще извещенной, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по городу Брянску формируются на основании представленных списков районных администраций города Брянска, в которых граждане состоят на жилищном учете. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Орган местного самоуправления формирует список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, и представляет указанный список в департамент строительства Брянской области, который является уполномоченным органом по выпуску и реализации государственных жилищных сертификатов.
Представитель Бежицкой районной администрации г. Брянска, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве привел аналогичные доводы, указал, что истец, начиная с 2019 года, с заявлениями об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году в Бежицкую районную администрацию г. Брянска не обращался, ввиду чего в соответствующие списки получателей жилищных сертификатов не включался.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, надлежаще извещенного о судебном заседании, не явился. В материалах дела имеется его письменный отзыв, согласно которому департамент реализует полномочия в сфере предоставления гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества в связи с выездом за пределы зоны радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской АЭС.
С учетом мнения истца, его представителя, представителя ответчика в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вступившим в законную силу решением Бежицкого районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ на Бежицкую районную администрацию г.Брянска возложена обязанность поставить Шестерова С.В. с составом семьи 4 человека, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ. За ним как за лицом, выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, признано право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», реализуемой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации №153 от 21 марта 2006 г.
Судом было установлено, что он отнесен к числу лиц, проживавших в зоне отселения в результате Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в зоне с правом на отселение (<адрес>) и имеет выданное в установленном порядке удостоверение, подтверждающее факт его добровольного выезда из зоны с правом на отселение.
В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ приведенные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Обратившись с иском, Шестеров С.В. просит о понуждении ответчиков в судебном порядке включить его с составом семьи 4 человека в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2021 год и выдать ему такой сертификат в том же году.
Требования истца суд находит не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон о ЧАЭС) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона, таким гражданам гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 закона, в числе которых обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона о ЧАЭС).
В настоящее время указанная мера социальной поддержки реализуется в рамках действующей на период с 2018 по 2025 г.г. на территории Российской Федерации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710.
Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках ее реализации определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 (далее - Правила).
Как из следует из п.п. «е» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона о ЧАЭС.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном п.п. 19 - 21 Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (п. 6 Правил).
Для участия в ведомственной целевой программе указанные граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по установленной форме с приложением документа, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копий документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Далее органы местного самоуправления осуществляют проверку полученных документов.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения (п.п. 19-21 Правил).
Пунктом 24 Правил определено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В дальнейшем согласно п. 26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы.
Ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников ведомственной целевой программы, издает приказ о выпуске сертификатов и направляет в органы исполнительной власти перечень серий и номеров сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам - участникам ведомственной целевой программы в соответствии с указанным приказом (п.п. 33, 35).
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что одним из обязательных условий для получения сертификата в рамках указанной программы в 2021 году является подтверждение участия в ней посредством подачи нуждающимся в улучшении жилищных условий лицом, выехавшим из соответствующей зоны загрязнения Чернобыльской АЭС, в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, в период с 1 января по 1 июля 2020 года заявления об участии в ведомственной целевой программе в планируемом 2021 году (в произвольной форме). Рассматриваемые правоотношения носят мсключительно заявительный характер.
Как установлено судом, Шестеров С.В., добровольно выехавший из зоны с правом на отселение в результате Чернобыльской АЭС, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, его учетное дело заведено Бежицкой районной администрацией г. Брянска.
Согласно информации Бежицкой районной администрации г. Брянска на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ истец ранее был включен в список граждан на получение сертификата по ранее действовавшей программе по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в 2018 году («Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 и в касающейся части утратившая силу изданием обозначенного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710).
Согласно представленным суду спискам граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в 2018 году, Шестеров С.В. значился под №, в списках желающих получить сертификат в 2019 году, он значился под №.
Включение его в указанные списки обусловлено его обращениями с соответствующими заявлениями в Бежицкую районную администрацию г.Брянска ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В списках на 2020, 2021 г.г. Шестеров С.В. не значится, с соответствующими заявлениями в Бежицкую районную администрацию г.Брянска не обращался, что подтверждается материалами учетного дела, представленными суду.
Ввиду изложенного суд полагает, что оснований для его включения в указанный список получателей жилищных сертификатов в 2020 и 2021 г.г. без прохождения установленной административной процедуры у администрации не имелось. Не имеется таких оснований и у суда, поскольку суд в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей, не подменяет органы исполнительной власти с учетом их полномочий и функций.
Суд также отмечает, что право истца на предоставление государственного жилищного сертификата не может считаться нарушенным только лишь из-за того, что этот сертификат не был предоставлен в 2018 году, поскольку согласно приведенным нормам материального права выдача государственного жилищного сертификата производится в зависимости от объема средств федерального бюджета, выделенных на эти цели на соответствующий год.
Доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для получения жилищного сертификата по причине получения Шестеровым С.В. ранее меры социальной поддержки в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС суд во внимание не принимает, поскольку требований о признании соответствующего права в рамках рассмотрения настоящего дела истцом не заявлено. В свою очередь в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах исковые требования Шестерова С.В. подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░,
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░,
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░