Дело № 2-98/2024; УИД 42RS0010-01-2023-001648-89
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего – судьи Курач Е.В.,
при секретаре – Ломыгиной Л.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Киселёвске
18 апреля 2024 года
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Аретного В.В., Аретной В.В. к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству угольной промышленности Кузбасса о включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора на предоставление социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Аретный В.В., Аретная В.В. обратились в суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики РФ Кузбасса о включении в список граждан, подлежащих переселению и заключении договора на предоставление социальной выплаты.
Требования мотивируют следующим: истцы Аретная В.В. и Аретный В.В. зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно договора купли-продажи жилого дома от 01.06.1990 года, собственником указанного жилого дома является Аретный В.В. они каждый год в доме делают ремонт, в 2023 году лопнул фундамент и пошли трещины по стенам. Они обращались в Управление городского развития Киселевского городского округа, однако, управление не реагирует на их заявления. Из ответа УГР КГО, им стало известно, что 26.06.2013 года их дом обследовали работники СФ ОАО «ВНИМИ», хотя никто для осмотра дома к ним не приходил. Они обратились в суд, чтобы установить находится ли их дом нагорном отводе ликвидированной шахты, подрабатывался он или нет. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 18 кв.м. на одного члена семьи.
В ходе рассмотрения дела истцы требования неоднократно уточняли просит включить Аретного В.В. и Аретную В.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте. Обязать Министерство энергетики и Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с Аретным В.В., Аретной В.В. из расчета на два человека. 42 кв.м., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидированной шахте.
Определением суда от 13 марта 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечены Министерство угольной промышленности Кузбасса.
В судебное заседание истцы Аретный В.В., Аретная В.В. не явились, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Ответчик Управление городского развития, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в свое отсутствие, против удовлетворения требований возражают.
Ответчик Министерство энергетики РФ, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, дело просили рассмотреть в свое отсутствие, представили письменные возражения.
Ответчик Министерство угольной промышленности Кузбасса, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
Третьи лица ФГБУ "ГУРШ", Администрация Правительства Кемеровской области-Кузбасса, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации утвердить порядок финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1 - 6 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 8 Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» предусмотрена реализация программ местного развития: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; в) реконструкция пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков либо строительство новых объектов социальной инфраструктуры при условии, что затраты на их строительство не превышают затраты на реконструкцию; д) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность; е) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В целях реализации постановления Правительства РФ № 2252, государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 № 816, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кузбасса.
Указанными документами предусмотрено:
1) Орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса ежегодно до 1 февраля текущего года направляет в Министерство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по установленной форме с приложением следующих документов:
утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденных проектов ликвидации угольных шахт и разрезов, устанавливающий размер социальной выплаты по каждой семье, согласованный с Министерством энергетики Российской Федерации;
план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидии из областного бюджета (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан), утвержденный Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Министерство осуществляет проверку заявки уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса на комплектность в течение 5 рабочих дней с даты ее регистрации, по результатам которой принимает решение о заключении соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса или направлении заявки на доработку.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство заявки и документов на предоставление субсидий, отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, возлагается на муниципальное образование.
Не позднее 1 марта текущего года Министерство направляет в Министерство энергетики Российской Федерации сформированную по всем муниципальным образованиям заявку.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации (ГУРШ) обеспечивает организацию приема и рассмотрения заявки субъекта Российской Федерации и документов. Перечисление субсидий из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Далее осуществляется перечисление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
договор с гражданином о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, заключает орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасс.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам… производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что истцам Аретному В.В., принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 01.06.1990 года.
В указанном доме проживают и зарегистрированы Аретный В.В. и его супруга Аретная В.В. с 19.07.1990 года, что подтверждается копиями паспортов заявителей (л.д.8,9), представленными в материалы дела информацией ОВМ Отдела МВД России по г. Киселевску ( л.д. 47, 55).
Согласно представленным справкам Филиала № БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа за истцами не зарегистрировано иного имущества, кроме спорного жилого дома, участия в приватизации не принимали (л.д.27-30).
Согласно представленным уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № от 10.04.2024 г., № № от11.04.2024 г. за Аретным В.В., Аретной В.В. какого-либо недвижимого имущества не зарегистрировано.
Письмом УГР Киселёвского городского округа № от 28.06.2023 года истцу Аретной В.В. отказано в предоставлении социальной выплаты.
Определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 22.09.2023 года по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, производство которой поручить экспертам ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела».
Заключением экспертов ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» № от 15.12.2023 года установлено, что анализом горно-геологических материалов ликвидированной шахты "Черкасовская" установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> находится за горным отводом. По результатам геофизических исследований установлено, что жилой дом находится в зоне проявления деформаций земной поверхности, приуроченной к выходу тектонического нарушения под наносы, в I соответствии с методикой оценки степени влияния на жилые дома в зонах тектонических нарушений. Данная методика была разработана СФ АО ВНИМИ" и была применена институтом для оценки степени влияния подземных горных работ ликвидированных шахт города Киселёвска на техническое состояние жилых домов с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу (Заключение № 13.02.2020 г. СФ АО ВНИМИ" г. Прокопьевск). Хотя жилой дом по адресу: <адрес> находится за горным отводом, но ближайшие горные работы от него производились на ликвидированной шахте "Черкасовская". Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес>-<адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения, подтопление территории, техносейсмические явления, естественный физический износ строения и влияние на него подземных и открытых горных работ, в них длительное время проводились интенсивные взрывные работы, которые оказывали сейсмическое воздействие на тектоническое нарушение, в следствии чего на данном земельном участке проявились деформации земной поверхности (по результатам геофизических исследований жилой дом расположен в зоне трещиноватости, приуроченной к тектоническому нарушению). Однако основным фактором являются горные работы ликвидированной шахты "Черкасовская", так как горизонтальные деформации от влияния тектонического нарушения превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированной шахты "Черкасовская". Согласно п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания к жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. Жилой дом по адресу: <адрес>, по состоянию на май 2004 года, имел физический износ 66 %, то есть являлся ветхим. Жилой дом по адресу: <адрес> имеет физический износ 75 %, то есть в настоящее время является ветхим. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от. 3.07.2005, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Черкасовская", так как горизонтальные деформации от влияния тектонического нарушения превышают допустимые значения и жилое строение, по состоянию на май 2004 года, относилось к категории ветхих.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности и обоснованности указанного заключения экспертов, которое составлено на основании всех предоставленных в их распоряжение материалов дела, осмотра спорного объекта.
В заключении экспертов подробно описаны подходы и методы экспертного исследования, анализ всех существенных факторов, указано нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы, имеется описание проведенных исследований.
Отводов экспертам в ходе разрешения дела заявлено не было, доказательств заинтересованности экспертов не представлялось. Учитывая это, оснований не доверять выводам экспертов, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, и суд считает его достоверным и допустимым доказательством по делу.
Указанным экспертным заключением установлено, что ветхое состояние жилого дома, в котором проживают истцы, наступило в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте «Киселевская», и этот дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу.
Из статьи 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» следует, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Таким образом, социальная выплата – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащего сносу, которые постоянно проживают в ветхом жилом помещении и не имеют иного жилого помещения, с целью обеспечения их жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.4 Постановления).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истцы фактически зарегистрированы и проживали в доме с 1990 года, проживают в жилом доме, расположенном в <адрес> и по настоящее время.
Согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, а также ответа СФ АО ВНИМИ, ООО «Шахта «Киселевская» прекратило свою деятельность 14.05.2004 года.
Из приведенных выше норм, право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, однако возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы – заключения ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» № от 15.12.2023 года
В связи с вышеизложенным, истцы подлежат включению в списки на предоставление социальной выплаты, требования истцов о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению и заключить договор на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен сносимого, следует удовлетворить.
В удовлетворении требований предъявленных к ответчикам Министерству энергетики РФ, Министерству угольной промышленности Кузбасса, следует отказать за необоснованностью, поскольку в полномочия указанных ответчиков не входит включение в списки и заключение договором, что возложено на муниципальное образование.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Включить Аретного В.В. (СНИЛС №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Аретную В.В. (СНИЛС №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте.
Обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с Аретным В.В. (СНИЛС №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Аретной В.В. (СНИЛС №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения. из расчета на два человека. 42 кв.м., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидированной шахте.
В удовлетворении требований предъявленных к ответчикам Министерству энергетики РФ, Министерству угольной промышленности Кузбасса, истцам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд, через Киселевский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25.04.2024 года.
Судья Е.В. Курач