Дело № 2-783/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Суворовой Н.С.,
с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Крупиной М.В.,
с участием истца Агнищенко В.В.,
представителя ответчика Демура В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Агнищенко Валерия Васильевича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного жилого помещения в границах города Углегорска Углегорского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам,
УСТАНОВИЛ:
11 октября 2021 года Агнищенко В.В. обратился в Углегорский городской суд с исковым заявлением к Администрации Углегорского городского округа Сахалинской области (далее - администрация УГО) о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного жилого помещения в границах города Углегорска Углегорского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, не менее 65,6 кв.м.
В обоснование заявленного требования истец Агнищенко В.В. указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу в собственность от 26 июня 1994 года №. Постановлением администрации Углегорского городского округа от 20 декабря 2017 года указанный дом признан аварийным на основании заключения межведомственной комиссии от 29 ноября 2017 года. С 2017 года дома фактически нет, иного жилья нет. Состоял в очереди на расселение. Просит обязать администрацию Углегорского городского округа предоставить жилое помещение взамен аварийного жилого помещения в границах города Углегорска Углегорского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, не менее 65,6 кв.м.
В судебном заседании истец Агнищенко В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также пояснил, что постоянной регистрации на территории Углегорского городского округа он не имеет, временно зарегистрирован в <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика по доверенности Демура В.Г. пояснил, что что в удовлетворении исковых требований просит отказать, т.к. Агнищенко В.В. в установленном порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не признавался, в администрацию Углегорского городского округа за предоставлением ему жилого помещения обращался, однако в предоставлении ему данной муниципальной услуге было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Углегорского городского округа.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Агнищенко В.В. является собственником <адрес>, на основании договора № от 2 июня 1994 года о передаче квартиры (домов) в собственность.
Согласно адресной справке на Агнищенко В.В. следует, что последний зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>, с 28 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Из сведений, предоставленных КУМС Углегорского городского округа от 22 октября 2021 года следует, что Агнищенко В.В. не признан малоимущим и не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Агнищенко В.В. отказано КУМС УГО о признании его малоимущим в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.
Согласно постановлению и.о. главы администрации Углегорского городского округа № от 20 декабря 2017 года, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Граждане, зарегистрированные в жилых помещениях, подлежат переселению до 31 декабря 2020 года.
Из сведений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют объекты недвижимости у Агнищенко В.В.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ или иным нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, доказательств, подтверждающих, что до внесения в жилищное законодательство положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам, то есть до 01 марта 2005 года, истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении другого жилого помещения в связи с непригодностью занимаемого им жилья для проживания, либо о постановке на очередь, нуждающихся в его получения, суду представлено не было.
Учитывая, что истец Агнищенко В.В. до 01 марта 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий поставлен не был, следовательно, на спорные правоотношения распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 марта 2005 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 ЖК РФ, и часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Анализ указанных норм свидетельствует, что нанимателю жилого помещения, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, возможно предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда при наличии факта признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Доказательств тому, что истец признан в установленном порядке малоимущим и постановлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Согласно ответу КУМС Углегорского городского округа от 22 октября 2021 года №, Агнищенко В.В. не признан малоимущим и не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на праве собственности, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для обеспечения указанных лиц жилым помещением по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, в частности, признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Поскольку реализация права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по общему правилу, установленному статьей 52 ЖК РФ, осуществляется в рамках процедуры постановки на учет в органах местного самоуправления, при данных о такой постановке, основания для возложения на администрацию Углегорского городского округа обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отсутствуют.
Согласно ч.8 ст.32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для возложения обязанности на администрацию Углегорского городского округа предоставить истцу другое жилое помещение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Агнищенко Валерия Васильевича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного жилого помещения в границах города Углегорска Углегорского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Суворова
Решение суда принято в окончательной форме 16 ноября 2021 года.
Председательствующий судья Н.С. Суворова