Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2 -412/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославская область 22 августа 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.
с участием старшего ФИО 1., при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО 2 в интересах неопределенного круга лиц к ФИО 3, ФИО 4», ФИО 5 о прекращении права собственности на огнестрельное газовое оружие, признании оружия безхозяйным и разрешить ФИО 3 уничтожить оружие
у с т а н о в и л :
ФИО 2 обратился в суд (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФИО 3 ФИО 4», ФИО 5 о прекращении права собственности на огнестрельное газовое оружие, признании оружия безхозяйным и разрешить ФИО 3 уничтожить оружие о прекращении права собственности ФИО4 на оружие <данные изъяты>, №, признать данное оружие безхозяйным, разрешить ФИО 3 уничтожить вышеназванное оружие.
В обоснование требований указано, что владелец оружия ФИО4, которому выдавалось разрешение на хранение и ношение оружия, умер ДД.ММ.ГГГГ, наследников не установлено. Оружие изъято ДД.ММ.ГГГГ и находится на ответственном хранения в <данные изъяты> <адрес>. В силу Закона об оружии огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте. Статьей 22 Закона об оружии предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Право на хранение оружия у ответчиков отсутствует. Хранение и бремя содержания оружия требует определенных материальных затрат, влечет дополнительное расходование бюджетных средств. Принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев предусмотренных законом. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утере контроля за таким оружием, создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
В судебное заседание явились ФИО 1. и представитель третьего лица ФИО 3., остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
ФИО 1. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ФИО 3. поддержал позицию прокурора, пояснил, что изъятое у жены ФИО4 оружие хранится на складе <данные изъяты> <адрес>, подлежит уничтожению, так как неисправно, какой-либо историко-культурной ценности не представляет. После прекращения права ФИО4 на данное оружие, какого-либо разрешения на уничтожение оружия не требуется.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы прокурора и представителя третьего лица, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Из материалов дела следует, что ФИО4 являлся владельцем огнестрельного оружия <данные изъяты>, №, выдано разрешение <данные изъяты> № на хранение и ношение оружия действительно до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается документами из личного дела №-Ш на индивидуального владельца огнестрельного оружия.
Согласно записи акта о смерти отдела <данные изъяты><адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное выше разрешение, оружие и патроны изъяты у ФИО6 по адресу: <адрес> на основании акта изъятия гладкоствольного охотничьего, нарезного оружия.
Оружие и патроны по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ сданы на хранение <данные изъяты> <адрес>, что подтверждается реестром, хранящегося на складе оружия, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками ФИО4 являются его жена и дети, которые с учетом положений ч.2 ст. 1153 ГК РФ фактически приняли наследство, проживая совместно с наследодателем по месту жительства.
В силу закона принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия и вида имущества, включая оружие и другие, ограниченные в обороте объекты (ст. ст. 1152, 1180 ГК).
Часть 4 ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии) предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.
В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно п. 2 ст. 1180 ГК РФ меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.
При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Таким образом, при прекращении права собственности в соответствии со ст. 238 ГК РФ, суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Наследники с заявлением о передаче им оружия, либо о его реализации не обращались. Учитывая, что у наследников отсутствует разрешение на хранение и ношение оружия, мер, направленных на возврат оружия, они не предпринимают, имеются основания для прекращения права собственности на огнестрельное оружие. Требования о признании оружия безхозяйным удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчикам.
Согласно ст. 27 Закона об оружии изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством <адрес>
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 814, оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном <данные изъяты> <адрес>
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры <адрес>.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории <адрес>, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии <адрес> и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии <адрес> в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии <адрес> (пункт 83).
В нарушение приведенных положений п. 82, 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации суду не представлены доказательства, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации.
Требований, разрешающих вопрос реализации и выплате наследникам компенсации стоимости реализуемого имущества за вычетом затрат на его отчуждение, предъявлено не было, что нарушает права наследников, поскольку требования об изъятии наследственного имущества (оружия) и его уничтожение без выплаты компенсации стоимости оружия не соответствуют выше указанным положениям ст.ст. 238, 1180 ГК РФ.
Таким образом, требования о разрешении ФИО 3 уничтожение огнестрельного оружия не основаны на законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> (№) удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на оружие «<данные изъяты>, №.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Захарикова