Дело №
55RS0№-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд <адрес>
в составе председательствующего Брижатюк И.А.,
при секретаре Голиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
8 августа 2019 года
дело по иску департамента имущественных отношений администрации <адрес> к Соколовой А. Р. об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> обратился в суд с требованиями к Соколовой А.Р. об освобождении земельного участка.
В обоснование иска указал, что специалистами отдела муниципального земельного контроля департамента имущественных отношений Администрации <адрес> 21.05.2019 года, проведено обследование земельного участка с кадастровым номером № площадью 107 кв.м., расположенного в 3 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, корпус 2 (далее – участок) и составлен акт обследования №-ф.
По результатам проверки установлено, что на участке осуществляется складирование строительных материалов. Фактическим пользователем данного земельного участка является Соколова А.Р.
Указанный земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> (от <адрес>).
При этом обозначенный земельный участок в аренду Соколовой А.Р. не предоставлялся, в связи с чем, в ее действиях присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Управление Росреестра по <адрес> вынесло в отношении Соколовой А.Р. предписание от 07.05.2018 года № об устранении допущенного нарушения земельного законодательства РФ в срок до 05.10.2018 года.
Предписание в установленный срок Соколова А.Р. не исполнила, в связи с чем, постановлением мирового судьи судебного участка № 77 в Первомайском судебном районе в <адрес> от 26.12.2018 года, она была привлечена к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Ссылаясь на положения ст.ст. 60, 62 и 76 ЗК РФ, ст.ст. 12 и 209 ГК РФ просит обязать ответчика Соколову А.Р. освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:160228, площадью 107 кв.м., расположенного в 3 южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, корпус 2 от строительных материалов.
Представитель истца департамента имущественных отношений Администрации <адрес> Наумкина П.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержала исковые требования, Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании Ответчик Соколова А.Р. не оспаривала факт самовольного размещения на земельном участке, принадлежащих ей строительных материалов. Указала, что обращалась в Администрацию ЦАО <адрес> с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка, при этом ей был разъяснен порядок предоставления земельного участка.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденных Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 года № 452, департамент от имени муниципального образования городской округ <адрес> осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества.
Целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества <адрес>; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом <адрес>; защита имущественных интересов муниципального образования <адрес>.
Департамент согласно своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов местного самоуправления <адрес> и других нормативных правовых актов в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности <адрес> в пределах своей компетенции.
Также в функции департамент входит проведение проверок целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена; обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения и иные.
В судебном заседании установлено, что Соколова А.Р. является сособственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Земельный участок площадью 107 кв.м. с кадастровым номером №, местонахождение которого установлено в 3 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, корпус 2, находится в собственности муниципального образования городской округ <адрес>.
Постановлением мирового судьи судебного участка №77 в Первомайском судебном районе в <адрес> от 28.12.2018 года Соколова А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения об устранении нарушений земельного законодательства, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
Из данного постановления следует, что 07.05.2018 года Управление Росреестра по <адрес> выдало Соколовой А.Р. предписание № с требованием в срок до 05.10.2018 года устранить нарушение – оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, местоположение которого установлено в 3 м южнее относительно жилого <адрес> корпус 2 по <адрес> в г. <адрес>ю 107 кв.м., либо прекратить использование указанного земельного участка.
15.05.2019 года Соколова А.Р. обратилась к главе администрации ЦАО <адрес> с заявлением, в котором просила предоставить ей земельный участок площадью 107 кв.м., местоположение которого в 3 м южнее относительно жилого <адрес> корпус 2 по <адрес> под благоустройство территории. Данный участок она планирует озеленить и облагородить; порядок и соблюдение чистоты обязуется соблюдать. Также указала, что жилой <адрес>, корпус 2 по <адрес> принадлежит ей на праве собственности.
Согласно акту обследования земельного участка от 21.05.2019 года №-ф, составленному сотрудниками отдела земельного контроля департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, земельный участок площадью 107 кв.м. с кадастровым номером №, местонахождение которого установлено в 3 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, корпус 2, фактическим пользователем Соколовой А.Р. используется для складирования строительных материалов.
Участок находится в муниципальной собственности и предназначен для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> (от <адрес> до <адрес>, идентификационный № ОП МГ 301).
Земельный участок в аренду Соколовой А.Р. не предоставлялся. Плата за его использование Соколовой А.Р. не осуществляется.
Таким образом, в действиях Соколовой А.Р. при использовании участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, присутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Письмом от 07.06.2019 года Администрация ЦАО <адрес> в ответ на обращение Соколовой А.Р. о предоставлении земельного участка сообщило последней порядок выдачи разрешения на использование земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В судебном заседании ответчик не отрицала факт самовольного размещения на спорном земельном участке строительных материалов, в том числе и на момент вынесения решения суда.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пункт 2 части 1); Действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право (пункт 4 части 2).
В силу пункта 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть понуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
По правилам п.п. 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется…гражданами, виновными в указанных нарушениях или за их счет.
Оценив и исследовав представленные доказательства, учитывая, что ответчик без законных оснований самовольно размещает принадлежащие ей строительные материалы на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время у нее отсутствуют разрешительные (правоустанавливающие) документы, суд приходит к выводу о незаконности использования ответчиком земельного участка, площадью 107 кв.м, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:160228, расположенного в 3 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес <адрес>, корпус 2.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные истцом требования об освобождении земельного участка подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 107 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 3 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.08.2019 ░.