Решение по делу № 21-148/2015 от 13.08.2015

Судья: Ноздрина О.О. Дело № 21-148/2015

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2015 года г.Орел

Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности, главы муниципального <...> сельского поселения – Макашова С.С.,

главного государственного инспектора г.Мценска и Мценского района по пожарному надзору ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда дело по жалобе главы муниципального <...> сельского поселения ФИО4 на решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 31 июля 2015 года,

установила:

постановлением главного государственного инспектора г.Мценска и Мценского района по пожарному надзору ФИО3 от 17.06.2015 (далее по тексту – инспектор пожарного надзора) глава <...> сельского поселения Мценского района Орловской области Макашов С.С. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Макашов С.С. обратился с жалобой в Мценский районный суд Орловской области, в которой просил вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решением Мценского районного суда Орловской области от 31.07.2015 постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору от 17.06.2015 о привлечении Макашова С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, Макашов С.С. просит состоявшиеся акты о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указывает, что его вина в нарушении первичных норм пожарной безопасности. В полномочия глав сельских поседений согласно действующему законодательству по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов входит, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Перечень источников, используемых в качестве первичных мер пожаротушения, определен ст. 62 Закона №123-ФЗ, и следовательно, глава администрации не может быть субъектом данного правонарушения.

Кроме того, земельный участок, где размещена несанкционированная свалка, возгорание на территории которой явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, не относится к собственности сельского поселения. Данный земельный участок не находится в аренде или на ином законном праве пользования у <...> сельского поселения, тем самым у администрации нет обязанности принимать какие-либо меры в отношении этой свалки.

Также указывает, что при назначении наказания за инкриминируемое правонарушение главным государственным инспектором по пожарному надзору не были учтены в качестве смягчающих вину обстоятельств наличие на иждивении <...> несовершеннолетних детей, а также, что ранее он не привлекался к административной ответственности.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Основанием привлечения лица к административной ответственности является административное правонарушение – то есть противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков, характеризующих административное правонарушение, влечет за собой в соответствии с положениями ст. 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Задачами административного судопроизводства является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст.24.1 КоАП РФ), то есть установление таких обязательных признаков правонарушения как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, отсутствие хотя бы одного из которых влечет невозможность привлечения лица к административной ответственности и прекращение производства по делу.

Материалами дела установлено, что в вину главе <...> сельского поселения (далее по тексту - глава сельского поселения) вменялось нарушение требований пожарной безопасности, выразившиеся в допущении размещения свалки горючих отходов (материалов) на территории <...> сельского поселения вблизи <адрес> в нарушение п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 (л.д.6,7).

В соответствии с п.19 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012, запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Вместе с тем, согласно п.п.1,2 указанного Постановления Правительства, действие настоящих Правил распространяется на поведение людей и порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, то есть на лиц, на праве собственности или другом вещном праве которых находятся указанные объекты.

Из содержания протокола осмотра места происшествия и схемы от 09.06.2015 следует, что инспектором пожарного надзора было зафиксировано место возгорания бытового мусора (свалка) на расстоянии 300 метров от автодороги <адрес> общей площадью около <...> кв.м. (л.д.18-22).

Причина возникновения пожара на месте размещения бытовых отходов на момент осмотра не установлена (л.д.26 оборот).

Согласно п.10 Закона Орловской области «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Мценского района Орловской области» №434-ОЗ от 25.10.2004 (в ред. Законов Орловской области от 08.07.2005 N 523-ОЗ, от 01.04.2011 N 1191-ОЗ) на территории <...> сельского поселения расположены деревни: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; поселки: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеющим статус муниципального образования - <...> сельское поселение с административным центром - <адрес>, границы которого установлены в соответствии с картографической схемой и описанием границы.

Данных о том, кому принадлежит земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, материалы настоящего дела не содержат. Вместе с тем, Макашов С.С. отрицает факт принадлежности указанного земельного участка <...> сельскому поселению.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в полномочия органов местного самоуправления входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ст. 19 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О пожарной безопасности").

Следовательно, уборка мусора не относится к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых возложено на органы местного самоуправления федеральным законодательством. Указанная обязанность не возложена на главу сельского поселения и Законами Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Статьей 15 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 29 мая 2014 года №340 утверждены расходы бюджета по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия главы сельского поселения определены в ст. ст. 22, 24 и 26 Устава <...> сельского поселения, утвержденного решением Совета народных депутатов от 16.01.2015 .

Согласно п.3 ч.2 ст.26 Устава глава сельского поселения организует и контролирует в пределах своих полномочий выполнение федерального законодательства и законодательства Орловской области, муниципальных нормативных правовых актов.

В силу положений ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, в том числе в органах местного самоуправления, которое подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.

Данных, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Макашовым С.С. возложенных на него должностных обязанностей, не установлено. Следовательно, в его действиях (бездействии) отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, а также данные, имеющиеся в материалах дела, прихожу к выводу о неправомерности привлечения главы <...> сельского поселения к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отменен постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу положений ст. 30.9 КоАП РФ рассмотрение всех последующих жалоб по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.9 настоящего Кодекса.

Учитывая, что при рассмотрении настоящей жалобы было установлено отсутствие состава вменяемого правонарушения в действиях главы сельского поселения, решение районного суда об оставлении без изменения постановления органа пожарного надзора о привлечении к административной ответственности Макашова С.С. подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

решение Мценского районного суда Орловской от 31 июля 2015 года и постановление от 17 июня 2015 года главного государственного инспектора г.Мценска и Мценского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Орловской области о привлечении Макашова С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ отменить.

Производство по делу о привлечении Макашова С.С. к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за отсутствием в его действиях состава правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.18 КоАП РФ.

Судья

областного суда Л.И.Сафронова

21-148/2015

Категория:
Административные
Другие
Макашов С.С.
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.orl.sudrf.ru
17.08.2015Материалы переданы в производство судье
31.08.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее