Дело № 2-137/2020/2-6/2021
УИД 77GV0018-01-2020-000239-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года город Брянск
Брянский гарнизонный военный суд в составе председательствующего председателя суда Щербины Ю.И., при секретаре Глыбочко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Российской Федерации к военнослужащему войсковой части №, <данные изъяты> Скворцову И.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, -
установил:
Военный прокурор Смоленского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Скворцову о взыскании с него суммы неосновательного обогащения в размере 104 400 рублей.
Свои исковые требования он мотивировал тем, что в период с 1 декабря 2016 года по 09 декабря 2018 года <данные изъяты> Скворцов проходил военную службу в войсковой части № <данные изъяты>.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Скворцову с 01 января по 31 декабря 2017 года была установлена надбавка в размере 50 % от оклада по воинской должности за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в связи с выполнением им в 2016 году установленной Министром обороны Российской Федерации годовой нормы прыжков с парашютом (далее по тексту - Надбавка), а всего в сумме 104 400 рублей, однако Скворцов прыжки с парашютом в 2016 году не выполнял и, соответственно указанная выплата ему была не положена.
В соответствии с приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Скворцов с 19 ноября того же года убыл к новому месту службы в войсковую часть № (<адрес>).
Однако, федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Расчетный центр), осуществляя расчет денежного довольствия военнослужащим, исходя из имеющихся на дату такого расчета сведений, которые в специализированное программное обеспечение «Алушта» вводят кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации, произвело Скворцову в период с 01 января по 31 января 2017 года выплату указанной выше надбавки, а всего, на сумму 104 400 рублей.
Поскольку факт неположенной выплаты <данные изъяты> Скворцову был установлен только в феврале 2020 года в ходе, проведенной военной прокуратурой Смоленского гарнизона проверки исполнения законодательства о сохранности государственной собственности, которой выявлены факты несоответствия законам издаваемых в войсковой части № правовых актов и отражён в протесте от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, то до даты проведения указанного мероприятия Расчетный центр не располагал достоверной информацией о наличии указанного факта.
Исходя из указанных обстоятельств, военный прокурор Смоленского гарнизона полагает, что ответчик Скворцов незаконно получил вышеназванные денежные средства, не причитающиеся ему по закону, в связи с чем, они подлежат взысканию с него как неосновательное обогащение.
Руководитель Расчётного центра, а также военный прокурор Смоленского гарнизона о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, однако в суд не прибыли, своих представителей не направили, дополнительных доводов относительно поданного иска не представили.
Ответчик Скворцов, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл, направив в суд свое заявление, в котором, не оспаривая исковые требования истца, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентированы права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Из статьи 12 указанного Закона следует, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Закон), в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 которого денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Согласно части 32 статьи 2 этого же Закона порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (действующий на момент произведения выплаты) (далее - Порядок), согласно которому выплата денежного довольствия военнослужащим с 01 января 2012 г. осуществляется Единым расчетным центром Министерства обороны Российской Федерации» с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» (далее – СПО «Алушта»).
Сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносятся в СПО «Алушта» путем электронной передачи данных из кадровых органов Министерства обороны Российской Федерации с использованием специального конвертера.
В соответствии с уставом Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», утвержденным Министром обороны Российской Федерации 27 июля 2011 года, Расчётный центр осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств. Правом на внесение сведений в СПО «Алушта» он не обладает.
Как следует из положений пункта 2 Порядка, денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с абзацем 7 подпункта «в» пункта 53 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной Министром обороны Российской Федерации нормы прыжков с парашютом за истекший год выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 50 % по воинской должности.
Вместе с тем, приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 14 октября 2016 года № 660дсп «Об установлении нормы прыжков с парашютом военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом» (далее – Приказ МО РФ) установлены нормы прыжков для военнослужащих по возрастной категории до 40 лет – четыре прыжка с парашютом за календарный год, от 40 до 45 лет – три прыжка с парашютом за календарный год, и от 45 лет и старше - два прыжка с парашютом за календарный год.
Так, из выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что <данные изъяты> Скворцов, назначенный приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на воинскую должность <данные изъяты>, с 01 декабря того же года был зачислен в списки личного состава названной воинской части, на все виды обеспечения, полагался принявшим дела и должность.
На основании упомянутого выше приложения к приказу МО РФ командиром войсковой части № был издан соответствующий параграф № приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому <данные изъяты> Скворцову с 01 января по 31 декабря 2017 года была установлена надбавка в размере 50 % от оклада по воинской должности за выполнение им в 2016 году установленной Министром обороны Российской Федерации годовой нормы прыжков с парашютом.
Между тем, как усматривается из принесенного военным прокурором Смоленского гарнизона протеста на указанный выше параграф 1 приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, ни один из военнослужащих названной воинской части в количестве 53-х человек, в том числе <данные изъяты> Скворцов, с 01 января по 31 декабря 2017 года, установленную вышеназванным приложением к приказу МО РФ, норму прыжков с парашютом в 2016 году не выполнил, а представленные об этом сведения являются ложными (по данному факту в военном следственном отделе России по Смоленскому гарнизону возбуждено уголовное дело).
Из сообщения командира войсковой части № от ноября 2020 года за исх. № видно, что указанный выше протест военного прокурора рассмотрен, в связи с чем, командиром названной воинской части издан соответствующий приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в ранее изданный им приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части), согласно которому параграф 1 в нём отменен.
Согласно приказу командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты> Скворцов с 09 декабря того же года исключен из списков личного состава войсковой части №, всех видов обеспечения и полагался убывшим к новому месту службы в войсковую часть № (<адрес>).
Факт получения <данные изъяты> Скворцовым вышеуказанной надбавки объективно подтверждается сведениями из единой базы данных «Алушта», согласно которым ему в период с 01 января по 31 декабря 2017 года производилась выплата неположенной ему надбавки в размере 50 % оклада по воинской должности, а всего в сумме 104 400 рублей.
Таким образом, поскольку установленная норма прыжков с парашютом в 2016 году <данные изъяты> Скворцовым не была выполнена, то и указанная выше надбавка ему не подлежала выплате.
Поскольку в силу вышеизложенных обстоятельств, оснований для получения Скворцовым указанной надбавки в период с 01 января по 31 декабря 2017 года не имелось, то следует прийти к выводу, что полученные им денежные средства в размере 104 400 рублей являются неосновательным обогащением.
В соответствии с положениями статьи 1102 ГК РФ (глава 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения») лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно части 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку указанные денежные средства были выплачены в отсутствие законных оснований, то они не могут являться денежным довольствием военнослужащего, и не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате, а поэтому не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату, вследствие чего пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ к рассматриваемому спору не применим.
На основании изложенного военный суд приходит к выводу о том, что исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона о взыскании с ответчика Скворцова в пользу Расчётного центра излишне выплаченных денежных средств в заявленном размере подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей размер государственной пошлины составляет 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины составляет 3 288 рублей и подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199 и 321 ГПК РФ, военный суд, -
решил:
Иск военного прокурора Смоленского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в войсковой части №, <данные изъяты> Скворцову И.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, - удовлетворить.
Взыскать с Скворцова И.В. в пользу федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» 104 400 (сто четыре тысячи четыреста) рублей.
Взыскать с Скворцова И.В. 3 288 (три тысячи двести восемьдесят четыре) рублей в бюджет города Брянска в счет возмещения государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Брянский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу Ю.И. Щербина