Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3822/2023 ~ М-3226/2023 от 15.09.2023

    УИД 78RS0011-2023-005692-02

    Дело №2-3822/2023                                                  05 декабря 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи        Пановой А.В.

при секретаре                Салищевой Е.А.

с участием истца, представителя истца, представителя ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании права на получение государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

у с т а н о в и л:

       ФИО1 обратился в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании права на получение государственного жилищного сертификата и обязании выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований истец, указал, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с апелляционным определением от 27.04.2022 с обязанием Администрации Центрального района Санкт-Петербурга поставить истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как участника ликвидации и следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата. Письмом от 06.07.2023 Жилищный комитет Санкт-Петербурга отказал в выдаче сертификата ссылаясь на пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, указав, что право на получение сертификата предоставляется гражданину – участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м, все зарегистрированные в квартире являются членами истца и рассмотрение вопроса выдачи сертификата возможно только в случае представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения. Данный отказ истец считает незаконным, лица, зарегистрированные в жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, кроме ФИО2, не являются членами его семьи. ФИО3 приходится сыном ФИО2 от брака с ФИО5, общее хозяйство с ним не ведет и не усыновлял его. ФИО4 является дочерью ФИО5 и к нему и его супруге отношения не имеет. Остальные зарегистрированные являются детьми ФИО4, которая имеет собственное жилье, где и проживает со своими родственниками. Ответчиком неверно трактуется положения пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153. Наниматель по договору социального найма жилья от 28.05.2007 является ФИО3, который не является членом семьи истца и не обязан подписывать обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, являющегося его единственным жильем. Истец просил признать незаконным отказ Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2023 в предоставлении ФИО1 государственного жилищного сертификата, обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга совершить действия, направленные на предоставление ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилого помещения, рассчитанной из расчета 42 кв.м путем выдачи государственного жилищного сертификата.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, истец уточнил исковые требования, просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи из двух человек, обязать Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга совершить действия, направленные на предоставление ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилого помещения, рассчитанной из расчета 42 кв.м путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Истец и его представитель по доверенности ФИО13 в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО14 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено, представил письменные возражения, в которых указал, что государственный жилищный сертификат может быть выдан ФИО1 при условии предоставления им обязательства о расторжении договора социального найма, подписанного всеми членами семьи и освобождении занимаемого жилого помещения.

Суд, выслушав истца и представителя, представителя ответчика, показания свидетеля ФИО3, проверив материалы дела, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года №175.

Пунктом 3.3.21 данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 17.04.2008 года имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117 том 1).

Истец с супругой ФИО2 зарегистрированы в комнате площадью 28,60 кв.м в пятикомнатной коммунальной квартире, общей площадью 148,30 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Данную комнату занимает по договору социального найма от 28.05.2007 года с учетом дополнительных соглашений к нему, и зарегистрированы сын ФИО2ФИО3, дочь от брака супруги истца с ФИО5ФИО4 и четверо ее несовершеннолетних детей – ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (л.д. 12-14 том 1).

С 24.12.2019 года истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с льготой «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС» в Администрации Центрального района Санкт-Петербурга.

На основании решения жилищной комиссии Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 28.07.2022 года и распоряжения Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 29.07.2022 ФИО1 с супругой ФИО2 был включен в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.101-103 том 1).

04.05.2023 года истцом было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категория граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения, в составе семьи он и супруга (л.д.95-98 том 1)

06.07.2023 года ответчиком по результатам рассмотрения данного заявления был направлен ответ за о невозможности предоставления государственного жилищного сертификата в связи с тем, что истец и члены его семьи занимают жилое помещение общей площадью 42,67 кв.м, размер общей площади занимаемого жилого помещения принимаемый к расчету составляет менее 18 кв.м, а также представления обязательство о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения подписанного всеми нанимателями жилого помещения (л.д. 52-53 том 1).

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантированы меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 15 указанного закона гражданам, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, имеют право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемое сертификатом.

Право истца на улучшение жилищных условий, как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС путем получения государственного жилищного сертификата, ответчиком не оспаривалось.

Согласно пункта 16 Правил Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Пунктом 16(2) предусмотрено, что в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессных мероприятий только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Ответчиком при расчете размера социальной выплаты в соответствии с указанным пунктом Правил берется норматив общей площади жилого помещения на семью из 2 человек – 42 кв.м, и размер занимаемой как указывает ответчик семьи истца – 42,67 кв.м, при этом состав семьи берется из расчета 9 человек. Таким образом, истцу предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения на состав семьи из двух человек, при этом истец и его супруга, а также не являющиеся членами его семьи сын супруги, дочь супруга жена истца от первого брака с несовершеннолетними детьми должны дать обязательство о расторжении договора социального найма и освобождении занимаемого жилого помещения. Что никак не отвечает принципу улучшения жилищных условий гражданина.

Из искового заявления и объяснений истца следует, что несмотря на имеющийся договор социального найма, к членам его семьи относится только его супруга, остальные указанные в договоре социального найма членами его семьи не являются.

В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Как следует из объяснений истца, наниматель жилого помещения ФИО3 его сыном не является, является сыном его супруги от брака с ФИО5, совместно единой семьей с ним он с супругой не проживает, общее хозяйство с ним не ведет. Указанные обстоятельства были подтверждены допрошенным в качестве свидетеля ФИО3.

ФИО4 является дочерью ФИО5 – супруга ФИО2 до брака с истцом, ни к истцу, ни к его супруге отношения не имеет. ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 являются детьми ФИО4. Истец родственником ФИО4 и ее детям не является, единой семьей с семьей ФИО4 не проживает, общее хозяйство не ведет. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО3, а также копией искового заявления ФИО4 к ФИО3 о разделе лицевого счета, определении долей в оплате за обслуживание жилья и коммунальные услуги поданного ею в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга (гражданское дело №2-669/2024), в котором она указывает, что истец с супругой и нанимателем не являются членами ее семьи (л.д. 44-45 том 1).

Суд также принимает во внимание, что проживание разных семей, 9 человек в одной комнате затруднительно. В связи с чем, суд полагает показания свидетеля ФИО3 достоверными.

Также суд учитывает, что, исходя из материалов учетного дела, истец изначально при постановке на жилищный учет, при подаче заявления на включение в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», при подаче заявления на получение государственного жилищного сертификата заявлял в качестве членов семьи супругу ФИО2.

Таким образом, истец имеет право на получение социальной выплаты в составе семьи 2 человека (он и супруга), из которого и должен быть осуществлен расчет. В виду изложенного ответчиком должен быть выдан государственный жилищный сертификат на право получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, рассчитанной из расчета 42 кв.м, в соответствии с нормативом установленным пунктом 16 Правил. Оснований для дачи обязательства о расторжении договора социального найма всеми участниками договора социального найма не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать право ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи из двух человек (он и супруга ФИО2).

Обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга совершить действия, направленные на предоставление ФИО1 социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2023 года

2-3822/2023 ~ М-3226/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лещенко Валерий Анатольевич
Ответчики
Жилищный Комитет Правительства Санкт-Петербурга
Другие
ФКУ "Объединенная дирекция"
Суд
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Панова А. В.
Дело на странице суда
kbs--spb.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
20.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Дело оформлено
05.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее