Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1383/2024 ~ M-898/2024 от 26.03.2024

Копия

Дело №2-1383/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                                                                                 г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                              Минязовой И.З.

при секретаре судебного заседания                       Хасаевой Р.С.

с участием представителя истца помощника прокурора г. Салават Шорина Н.Н., представителя ответчика ГБУЗ ГБ г. Салават РБ Зайнуллиной Р.Р.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Салавата Республики Башкортостан, действующего в интересах Гришиной Л.В., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Городская больница г. Салавата об обеспечении необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами,

установил:

заместитель прокурора г. Салавата обратился в суд в интересах Гришиной Л.В. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Городская больница г. Салавата, в котором просит возложить обязанность: на ГБУЗ РБ ГБ г. Салават выдавать рецепты на бесплатное, своевременное и бесперебойное обеспечение лекарственными препаратами «Метформин», «Эмпаглифлозин», «Алоглиптин», медицинскими изделиями – тест-полосками Гришину Л.В., 00.00.0000 г.р. в соответствии с медицинскими показаниями; на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанность по бесплатному, своевременному и бесперебойному обеспечению лекарственными препаратами «Метформин», «Эмпаглифлозин», «Алоглиптин», медицинскими изделиями – тест-полосками Гришину Л.В.. 00.00.0000 г.р. в соответствии с медицинскими показаниями.

Свои требования обосновывая тем, что Гришина Л.В., 00.00.0000 г.р. состоит в ГБУЗ РБ ГБ г. Салават на учете с диагнозом «(данные изъяты)». Вместе с тем, медицинскими препаратами и изделиями в соответствии с медицинскими показаниями Гришина Л.В. не обеспечивается, что является недопустимым.

В судебном заседании помощник прокурора Шорин Н.Н. полностью поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ГБУЗ РБ ГБ г. Салават по доверенности Зайнуллина Р.Р. с исковыми требованиями в части возложения обязанности по выдаче рецептов согласилась, просила вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, извещенный о времени и месте рассмотрения дела по существу, в суд по вызову не явился, представил возражение на исковое заявление. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, надлежаще извещенных, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Гришина Л.В. обратилась в прокуратуру г. Салавата с обращением о восстановлении нарушенных прав на бесплатное, своевременное и бесперебойное обеспечение медицинскими препаратами, а также медицинскими.

Прокуратурой города проведена проверка.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В ГБУЗ РБ ГБ г. Салават Гришин Л.В., 00.00.0000 года рождения состоит на учете с диагнозом «(данные изъяты)».

ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата осуществляет медицинскую деятельность на основание лицензии от 02.10.2020 №Л041-01170-02/00347165, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.

Согласно Приложению №1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в республике на 2023 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2022 №835, ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата участвует в реализации названной Программы, в том числе в Программе ОМС.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно частям 1-2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В силу пунктов 2-3 части 1 статьи 37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 15 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе и «Сахарный диабет».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и медицинскими изделиями» (далее Постановление №890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой, согласно Приложению №2 (п.3 Постановления «890).

Пунктом 4 Постановления №890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средствами и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1 Постановления №890) применительно к гражданам с заболеванием «Диабет» предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), иглами для шприц-ручки, средствами диагностики.

Гришина Л.В., как лицо, страдающее заболеванием «(данные изъяты)», в силу Постановления №890, имеет право на получение бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов (далее-Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским    работником    по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии    с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 1.1, 1.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.

Одной из основных задач Министерства является разработка и реализации мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения).

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан являются обязанностью не только медицинских учреждений, но органа государственной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Согласно информации ГБУЗ РБ ГБ г. Салават от 26.02.2024 №1236 Гришиной Л.В. на 2024 год установлена следующая потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях: «Метормин» 1000 мг №60 6 упаковок на год, «Эмпаглифлозин» 25 мг №30 12 упаковок на год, «Алоглиптин» 25 мг №28 12 упаковок на год, тест-полоски «Акку-чек перформа» №50 12 упаковок на год.

Потребность в указанном количестве лекарственных препаратов и медицинских изделий также подтверждена заявкой на 2023, 2024 годы о необходимых Гришиной Л.В. лекарственных препаратах и медицинских изделиях из региональной информационно-аналитической медицинской системы «Промед».

Нуждаемость Гришиной Л.В. в указанном количестве лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения подтверждается информацией ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата, медицинской документацией, не оставляющей сомнений в том, что длительный перерыв в приеме лекарственных препаратов влечет непосредственную угрозу для его жизни и здоровья.

Необеспечение (несвоевременное обеспечение) Гришиной Л.В. необходимыми лекарственными препаратами и средствами диагностики нарушает его конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также представляет реальную угрозу его жизни и здоровью.

Организация лекарственного обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан относится к компетенции Министерства, которое должно принимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является надлежащим образом оформленный рецепт. Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден Приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Поскольку назначенные Гришиной Л.В. медицинские препараты, изделия и средства диагностики отпускаются только по рецепту врача, на ГБУЗ РБ ГБ г. Салавата подлежит возложению обязанность выдавать рецепты на бесплатное, своевременное и бесперебойное обеспечение в соответствии с медицинскими показаниями.

Также суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований к Министерству здравоохранения РБ, поскольку не обеспечение Гришиной Л.В., состоящей на учете с диагнозом «(данные изъяты)», необходимыми медицинскими препаратами и изделиями нарушает ее конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также представляет реальную угрозу ее жизни и здоровью.

Рассматривая ходатайство прокурора о немедленном обращении к исполнению решения суда в части обеспечения истца необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению, так как несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом истца создаёт угрозу его жизни и здоровью. В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования заместителя прокурора г. Салавата Республики Башкортостан, действующего в интересах Гришиной Л.В., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Городская больница г. Салавата об обеспечении необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, ИНН 0274029019, ОГРН 1030203920856, бесплатно, своевременно и бесперебойно обеспечивать Гришину Любовь Васильевну, 00.00.0000 года рождения медицинскими изделиями - тест-полосками и лекарственными препаратами – «Метформин», «Эмпаглифлозин», «Алоглиптин» в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская больница г. Салавата Республики Башкортостан, ИНН 0266034022, ОГРН 1100266001043, выдавать Гришиной Любови Васильевне, 00.00.0000 года рождения рецепты на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями – тест-полосками и лекарственными препаратами – «Метформин», «Эмпаглифлозин», «Алоглиптин» в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Салаватский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья,      подпись                                                                                                 И.З. Минязова

Верно: судья                                                                                                И.З. Минязова

Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024.

Решение не вступило в законную силу 22.05.2024 секретарь суда ____________

Решение вступило в законную силу ________________

секретарь суда______________                                     судья ______________И.З. Минязова

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-1383/2024 Салаватского городского суда Республики Башкортостан.

2-1383/2024 ~ M-898/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гришина Любовь Васильевна
Прокуратура г. Салават Республики Башкортостан
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница города Салават
Другие
Государственное унитарное предприятие «Башформация» Республики Башкортостан
Министерство финансов Республики Башкортостан
Суд
Салаватский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Минязова И.З.
Дело на странице суда
salavatsky--bkr.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
29.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее