Судья Коновалова А.И. №33-11473/2022
(№ 2-290/2022)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Желтышевой А.И.,
судей Навроцкой Н.А., Топтуновой Е.В.,
при секретаре Саблиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном вопрос о вынесении дополнительного апелляционного определения по гражданскому делу по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 21.03.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ООО «ЭкоСтройРесурс», администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о защите прав потребителей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного от 01.09.2022 решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1, ФИО2 без удовлетворения.
При этом судебной коллегией не разрешено требование истцов об обязании привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям контейнерную площадку по адресу: <адрес>.
В заседании судебной коллегии ФИО1, ФИО2 поддержали требования об обязании администрацию г.о. Новокуйбышевск привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям контейнерную площадку по адресу: <адрес>.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со 201 ГПК РФ, суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если:
1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
В соответствии с п. 57 постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 « О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 201 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, вынести дополнительное апелляционное определение в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. При этом дополнительное апелляционное определение может быть вынесено не позднее установленного законом срока на кассационное обжалование апелляционного определения, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закона № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку, как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62297), утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 г. санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
Согласно пункту 3 данных санитарных правил и норм контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 220, 8 кв.м.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
Ближайшими контейнерными площадками к месту жительства истцов являются площадки по адресам: <адрес> и <адрес>, что подтверждается реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа <адрес>, опубликованное на официальном сайте органа местного управления, которое является общедоступным для потребителей ТКО.
Доводы истцов о несоответствии контейнерной площадки по адресу: <адрес> нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Согласно ответу администрации г.о. Новокуйбышевск от 11.08.2022 на контейнерной площадке по адресу <адрес> (№ в Реестре мест накопления ТКО в г.о. Новокуйбышевск) обустроено бетонное основание, металлическое ограждение отсутствует, установлен один металлический контейнер типа «лодочка» объемом 8м3. Для доведения до нормальных требований СанПиН на данной площадке необходимо дополнительно установить металлическое ограждение, таким образом, данная контейнерная площадка не в полной мере соответствует требованиям СанПиН.
Опровергающих доказательств ответчиком не представлено, как и не предоставлено доказательств приведения контейнерной площадки в соответствие с действующим нормам
Оценивая представленные суду доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что в обязанность Администрации г.о. Новокуйбышевск входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории <адрес>, а именно организация размещения и оборудования контейнерных площадок, организация сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328-330, 201 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Вынести дополнительное апелляционное определение по гражданскому делу по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Новокуйбышевского районного суда Самарской области от 21 марта 2022 года.
Обязать администрацию г.о. Новокуйбышевск (ОГРН 1026303118841) привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий
Судьи