РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2022 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
С участием представителя заинтересованного лица Аветисяна В.Е. - Митяновой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-23/2022 по административному исковому заявлению Малаховой Светланы Игоревны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Малахова С.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, просила суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд, установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: нежилое 3-ех этажное здание, назначение: нежилое здание, площадью 3336,4 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 70 837 593 рубля,
установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: главный корпус, назначение: нежилое, площадью 3 693,2 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 80 967 984 рубля,
установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: пристрой к главному корпусу, назначение: нежилое, площадью 574,8 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 12 927 086 рублей,
установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: нежилое здание вспомогательный корпус № 2, назначение: нежилое, площадью 798,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 19 814 392 рубля.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество юридических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просила требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Аветисян В.Е. по доверенности в порядке передоверия от 30.08.2021 года № 63 АА 6800508 Митянова Н.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный истец, представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Администрация г.о.Самара, Лукин В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель административного истца по доверенности от 26.08.2021 года № 63 АА 6723735 Вяльцева М.В. представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, уточнила заявленные административные требования в соответствии с результатами судебной экспертизы, просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 73 981 119 рублей, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 81 522 720 рублей, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 12 927 086 рублей, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 9 814 392 рубля.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что на праве общей долевой собственности Лукину В.А. (доля ?), Малаховой С.И. (доля 3/8), Аветисяну В.Е. (доля 3/8) принадлежит здание с кадастровым номером №, наименование: нежилое 3-ех этажное здание, назначение: нежилое здание, площадью 3336,4 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2019 года, от 30.08.2021 года.
Здание с кадастровым номером №, наименование: главный корпус, назначение: нежилое, площадью 3 693,2 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Лукину В.А. (доля ?), Малаховой С.И. (доля 3/8), Аветисяну В.Е. (доля 3/8), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2019 года, от 30.08.2021 года.
Здание с кадастровым номером №, наименование: пристрой к главному корпусу, назначение: нежилое, площадью 574,8 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Лукину В.А. (доля ?), Малаховой С.И. (доля 3/8), Аветисяну В.Е. (доля 3/8), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2019 года, от 27.08.2021 года.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118, определена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 06.06.2011 года и составляет:
в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 137 764 385 рублей 74 копейки;
в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 144 600 076 рублей 91 копейка,
в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 24 139 777 рублей 79 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.08.2021 года, от 27.08.2021 года.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости и считая свои права нарушенными, Малахова С.И. 10.09.2021 года обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Малахова С.И. в обоснование своих требований представила отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» от 06.09.2021 года № 2021.09-02, из которого усматривается, что по состоянию на 06.06.2021 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 12 927 086 рублей 15 копеек, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 80 967 983 рубля 57 копеек, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 19 814 392 рубля 31 копейка, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 70 837 593 рубля 37 копеек.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации г.о.Самара о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №.
Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» от 29.11.2021 года № 63/1-2021-Э, по состоянию на 06.06.2021 года рыночная стоимость нежилого здания № составляет 81 522 720 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 73 981 119 рублей.
Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо иных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено. Кроме того, представитель административного истца уточнил заявленные требования в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Таким образом, требования административного истца в отношении определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № в размере рыночной стоимости подлежат удовлетворению с учётом результатов судебной экспертизы.
В части заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № в размере их рыночной стоимости, суд полагает возможным принять во внимание отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» от 06.09.2021 года № 2021.09-02, по следующим основаниям.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10.09.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Малаховой Светланы Игоревны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: нежилое 3-ех этажное здание, назначение: нежилое здание, площадью 3336,4 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 73 981 119 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: главный корпус, назначение: нежилое, площадью 3 693,2 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 81 522 720 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: пристрой к главному корпусу, назначение: нежилое, площадью 574,8 кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 12 927 086 рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: нежилое здание вспомогательный корпус № 2, назначение: нежилое, площадью 798,4 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 19 814 392 рубля.
Датой подачи административного иска в суд считать 10.09.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.01.2022 года.
Председательствующий: Панкова М.А