Дело № 2а-5082/2022
УИД № 24RS0048-01-2021-019995-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при секретаре Волковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аболмасов С.О. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Аболмасов С.О. обратилась в суд с иском к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, в котором просит взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного вреда в размере 111 001 руб., в связи с его содержанием в ненадлежащих условиях в конвойных помещениях Советского районного суда г.Красноярска.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он доставлялся в Советский районный суд г.Красноярска, где содержалась в камерах конвойного помещения, в которых отсутствую окна дневного света и санузел, освещение плохое, вентиляция работает с перебоями, в связи с чем в камерах было жарко и сыро, также отсутствует доступ к водопроводной воде. Более того стены грязные, сальные и с плесенью в углах, камеры находятся в антисанитарных условиях. Также, отсутствовал прогулочный двор. Кроме того, из-за неизвестности находящихся с ним людей в одной камере и в соседних камерах с каким-либо инфекционным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем, он испытывал сильное психологическое, моральное и физическое давление.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен - Судебный департамент при Верховном суде РФ; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований на предмет спора - Управление Судебного департамента в Красноярском крае.
Определением Советского районного суда г.Красноярска, вынесенным в протокольной форме, от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по иску Аболмасов С.О. в порядке административного судопроизводства.
Административный истец Аболмасов С.О. в судебном заседании, проведенном посредством видео-конференц связи, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что в туалет его выводили и выдавали воду сотрудники конвойной службы, к ним требований он не предъявляет, оспаривает факт отсутсвия саузла и воды в камерах конвойного помещения, кроме того, инфекционных заболеваний не имеет, у него хронический бронхит, в 2020 году болел ковидом, содержался отдельно.
В судебном заседании представители административных ответчиков министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, Судебного департамента при Верховном суде РФ, представитель Управления Судебного департамента в Красноярском крае не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили; ранее представитель Судебного департамента при Верховном суде РФ представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований, дело рассмотреть в его отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Аболмасов С.О. доставлялась в Советский районный суд г.Красноярска для продления меры пресечения, участия в судебном разбирательстве и ознакомлении с материалами уголовного дела № по обвинению Аболмасов С.О. и ФИО4 в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.2 ст.158, п. «б» ч.3 ст. 131, п. «б» ч.2 ст. 132 УК РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующие даты: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленной информации Советского районного суда г.Красноярска, а также ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» (л.д.16,17).
Порядок содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определен нормами Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Вместе с тем, нормами указанного Закона камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в зданиях судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены, то есть в сферу регулирования данного Закона не входят. Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятии, предусмотренных действующим законодательством.
Соответственно, на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания подсудимых в судах, при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции в настоящее время должны соответствовать Своду правил СП 152.13330.2018 "Здания федеральных судов. Правила проектирования", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 524/пр.
Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции.
Согласно СП 152.13330.2018 площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование (пункт 8.8).
Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам. Антивандальные светильники устанавливаются на потолке, на расстоянии 1/3 длины камеры от входной двери. Электрические провода к светильнику подводятся скрытно, в закладных устройствах под штукатуркой. Выключатели освещения устанавливаются в помещении для личного состава конвоя или в коридоре (пункт 8.11).
Уборные для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются мужская и женская. Уборные оснащаются металлическими раковинами для умывания (с подводками горячей и холодной воды) с жестким креплением к стене, санитарным оборудованием из нержавеющей стали, антивандальными дверями со смотровым окном из ударопрочного стекла, без внутренних запоров, с открыванием наружу (ручки без замков устанавливаются с внешней стороны), освещением и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией (аналогично камерам). Естественное освещение в санитарных узлах не допускается (пункт 8.15).
Согласно ответу Советского районного суда г. Красноярска, здание Советского районного суда г. Красноярска введено в эксплуатацию в 2010 году (л.д.35).
Таким образом, суд приходит к выводу, что к зданию Советского районного суда г.Красноярска, построенного до введения в действие Свода правил СП 152.13330.2018, данный свод правил не может применяться в полной мере.
Здание Советского районного суда г. Красноярска, соответствует положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 N 154 и утратившего силу в связи с изданием Приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 апреля 2014 N 96 (далее также - Свод правил), а также Своду правил 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правил проектирования», утвержденного Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25 декабря 2012 N 111/ГС и введенного в действие с 1 июля 2013 (далее также - Свод правил).
Указанным Сводом правил 31-104-2000 предусмотрено размещение камер для временного содержания подсудимых в подвальном помещении здания, без наличия естественного освещения (пункты 5.35, 7.2).
Площадь каждой камеры - 4 кв. м. В камерах для подсудимых предусмотрено обеспечение раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного размещения лиц, которым запрещено общение между собой (пункт 5.36).
В камерах также следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке (пункт 8.7).
Согласно Своду правил 152.13330.2012, площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование.
Каждая камера оборудуется электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Для освещения применяются антивандальные светильники (РБУ-125 или аналоги). Освещенность камеры должна соответствовать санитарным нормам. Антивандальные светильники устанавливаются на потолке, на расстоянии 1/3 длины камеры от входной двери. Электрические провода к светильнику подводятся скрытно, в закладных устройствах под штукатуркой. Выключатели освещения устанавливаются в помещении для личного состава конвоя или в коридоре (пункт 8.12).
Уборные для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются мужская и женская. Уборные оснащаются металлическими раковинами для умывания (с подводками горячей и холодной воды) с жестким креплением к стене, санитарным оборудованием типа «чаша Генуя», дверями деревянными со смотровым окном из ударопрочного стекла, без внутренних запоров, с открыванием наружу (ручки без замков устанавливаются с внешней стороны), освещением и принудительной приточно-вытяжной вентиляцией (аналогично камерам). Естественное освещение в санитарных узлах не допускается (пункт 8.16).
Как следует из акта обследования камер конвойного помещения Советского районного суда г.Краноярска от ДД.ММ.ГГГГ, для лиц, содержащихся под стражей, предусмотрено 10 камер (6.4, 4.58, 9.31, 7.93, 9.53, 9.56, 9.43, 6.96, 7.08, 8.66 кв. м), оборудованные откидными столами для принятия пищи, скамьями, светильниками светодиодными СПП 2301; источник света LED, световой потолок 960Лм, напряжение 220-240 W, мощность 12 Вт., последний косметический ремонт (покраска и побелка) проведён в 2018 году. Также имеется водонагреватель емкостью 35 литров, облучатель бактерицидный для обеззараживания воздуха, 2 санузла. Согласно проведенному обследованию камер конвойного помещения установлено, что окна в камерах отсутствуют, электрическое освещение обеспечено светильниками светодиодными СПП 2301, приточно-вытяжная вентиляция находится в исправном состоянии, потолок в камерах окрашен водоэмульсионной краской, стены масляной и водоэмульсионной краской, поскольку в производстве масляных красок связующим веществом выступает олифа, которая с годами приобретает неприятную желтизну, что заметно портит оттенок окрашенных поверхности, по углам камеры и в районе вентиляционных решеток имеется масляный налет от продуктов жизнедеятельности человека и от продуктов табакокурения (л.д.36-42).
Обеспечение режима содержания в конвойном помещении Советского районного суда возложено на сотрудников ОБ ОКПО МУ МВД России «Красноярское» и доступ к воде и вывод в уборную производится ими по требованию. Административным истцом не оспариваются действия конвойной службы, о чем указано в судебном заседании.
Из представленных доказательств следует, что камеры для лиц, содержащихся под стражей в Советском районном суде г.Красноярска, соответствуют Своду правил 31-104-2000 и Своду правил 152.13330.2012. Камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, которая находится в исправном состоянии, искусственным освещением, в конвойном помещении имеется санузел, куда лица, содержащиеся под стражей, выводятся по требованию, также имеется доступ к питьевой воде.
Административный истец указывает, что в камерах конвойного помещения отсутствовали окна дневного света, санузел, доступ к водопроводной воде, однако нормами Свода правил 31-104-2000 и Свода правил 152.13330.2012 не предусмотрено наличие в камерах конвойного помещения окон, санузла и водопровода.
Кроме того, указанными Сводами правил не предусмотрено наличие в судах прогулочного двора для лиц, содержащихся под стражей, в том числе нормами Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» здания судов общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены.
Сведений о нарушении прав административного истца, содержанием его в конвойных помещениях совместно с лицами, имеющими инфекционные заболевания, судом не установлено, поскольку подозреваемые и обвиняемые, имеющие инфекционные заболевания содержаться раздельно от здоровых согласно п.304 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07.03.2006 №140 дсп, помещения для содержания подозреваемых и обвиняемых в суде должны отвечать основным требованиям обеспечения изоляции и раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых. Кроме того как следует из пояснений Аболмасов С.О., данных в ходе судебного заседания, сведениями о заражении его инфекционным заболевание в результате содержания в конвойном помещении суда он не обладает, при этом, когда он болел Ковидом он содержался отдельно.
Довод административного истца о том, что в камерах конвойного помещения грязь и антисанитария суд признает несостоятельным, поскольку как следует из акта обследования камер конвойного помещения Советского районного суда г.Краноярска указанных сведений не установлено, наличие масляного налета обусловлено продуктами жизнедеятельности человека и табакокурения. Также в конвойном помещении установлен облучатель бактерицидный ОБРН-2*15 «АЗОВ», для обеззараживания воздуха.
Неудобства, которые Аболмасов С.О. претерпел в связи с нахождением его в конвойном помещении связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение преступления, что ведет к ограничению привычного образа жизни, к бытовым неудобствам, пребывании в состоянии стресса, ограничению свободы передвижения, вынужденному нахождению в замкнутом пространстве в условиях камеры и другим последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца, а не действий должностных лиц.
Оценив представленные по делу доказательства, суд учитывает положения ст. 62 КАС РФ, в соответствии с которой лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доводы Аболмасов С.О. о том, что условия содержания в конвойном помещении являлись бесчеловечными и причинили ему душевные и нравственные страдания, не подтверждаются представленными материалами.
Обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
Административными ответчиками в соблюдение требований ст.62 КАС РФ в материалы дела представлены письменные доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушений прав административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Аболмасов С.О. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Аболмасов С.О. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Худик