РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2022 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Коноваловой Е.В.,
при помощнике судьи Ивановой Н.В.,
с участием представителя истца ст. помощника Киреевского межрайонного прокурора по доверенности Щербаковой С.А.,
представителя ответчика директора МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевсокого района Сурова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1555/2022 по исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Липковский досуговый центр» муниципального образования город Липки Киреевского района об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению культуры «Липковский досуговый центр» муниципального образования город Липки Киреевского района (далее МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района) с иском об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указывая на то что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района. Проведенной проверкой установлено, что истек срок исполнения следующих муниципальных контрактов, заключенных МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района, имеющих статус «исполнение» с реестровыми номерами в Единой информационной системе в сфере закупок: № (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку тепловой энергии); № (контракт № ДД.ММ.ГГГГ на поставку тепловой энергии);№ (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ поставку тепловой энергии); № (контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку тепловой энергии); № (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на постановку на электрической энергии); № (контракт №-лип/2019/4 от ДД.ММ.ГГГГ на поставку тепловой энергии); № (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку электроэнергии); № (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг теплоснабжения); № (контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку природного газа).Таким образом, должностными лицами МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района допущены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части своевременности и полноты представления сведений об исполнении или прекращении исполнения вышеуказанных контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы Федерального казначейства), для включения в реестр контрактов, в результате чего контракты, фактически исполненные, имеют неактуальный статус «исполнение» в Единой информационной системе в сфере закупок. Киреевским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ на имя директора МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района вносилось представление по факту неполного направления в реестр контрактов сведений для размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, по результатам рассмотрения которого приняты меры для устранения выявленных нарушений, однако настоящая проверка показала, что нарушения в полном объеме не устранены.
На основании изложенного просит обязать МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для включения в реестр контрактов для размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, сведения об исполнении или прекращении исполнения муниципальных контрактов, имеющих реестровые номера: 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№.
Представитель истца ст. помощник Киреевского межрайонного прокурора по доверенности Щербакова С.А., в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика директор МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района Суров А.Н. в судебном заседании заявленные требования признал, пояснил, что в настоящее время им ведется работа по устранению выявленных нарушений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из положений ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 3 ст. 4 Закона установлено, что единая информационная система содержит, в том числе, реестр контрактов.
Частями 4 и 5 ст. 4 Закона предусмотрено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414, официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Участниками единой информационной системы являются субъекты единой информационной системы и пользователи официального сайта.
Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе, МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района.
Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок (далее - участники обсуждения закупок), использующие информационный ресурс официального сайта.
В силу ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ст. 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
При этом ч. 3 ст. 7 Закона установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), к которым относится МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района.
Согласно п.п. 10, 13 ч. 2 ст. 103 вышеуказанного закона в реестр контрактов включаются следующие документы и информация, в том числе информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Из п. 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.1 1.2013 № 1084 (далее - Правила) следует, что ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными п. 7 ст. 3 Закона, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктами 7, 10 и 11 Правил ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде. Предусмотренные настоящими Правилами формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В силу п. 5 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 № 113н (далее - Порядок) документы, включаемые в реестр контрактов, формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, и в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде.
В результате проверки, проведённой Киреевской межрайонной прокуратурой, установлено, что МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района в лице директора ФИО6 и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» заключены контракты № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №) на поставку тепловой энергии.
Кроме того между МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района и АО «ТНС энерго Тула» заключены контракты на поставку электроэнергии № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №); № от ДД.ММ.ГГГГ (в реестре №).
Срок исполнения указанных муниципальных контрактов, заключенных МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района истек. Фактически исполненные контракты, имеют неактуальный статус «исполнение» в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, должностными лицами МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района допущены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части своевременности и полноты представления сведений об исполнении или прекращении исполнения вышеуказанных контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы Федерального казначейства), для включения в реестр контрактов.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту Киреевской межрайонной прокуратурой в адрес директора МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района внесено представление об устранении нарушений закона, однако настоящая проверка показала, что нарушения в полном объеме не устранены.
Как следует из реестра контрактов с официального сайта ЕИС в сфере закупок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информация об исполнении по указанным контрактам не размещена.
Неисполнение МКУК «Липковский досуговый центр» м.о. г.Липки Киреевского района требований законодательства нарушает публичные интересы, поскольку нарушается принцип открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, устанавливающий что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, а открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, при этом информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные Киреевским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Липковский досуговый центр» муниципального образования город Липки Киреевского района направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для включения в реестр контрактов для размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, сведения об исполнении или прекращении исполнения муниципальных контрактов, имеющих реестровые номера:
3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№, 3№.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2022.
Председательствующий: