Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3114/2021 ~ М-2872/2021 от 03.09.2021

Дело №2-3114/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2021 года г. Элиста

    Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Болдыревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буватиновой (Бугдаевой) Альманы Михайловны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

установил:

    Буватинова А.М. (Бугдаева) А.М., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ. умер ее отец ФИО28., а ДД.ММ.ГГГГ г. умерла ее мать. Постановлением Главы Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия №1 от 10.01.2013 г. опекуном несовершеннолетней Бугдаевой А.М. назначена ФИО34. Согласно ответу Администрации г. Элисты Бугдаева А.М. состоит на учете в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 13.05.2015 г. Из ответа Министерства образования и науки Республики Калмыкия следует, что по состоянию на 01.01.2019 г. Бугдаева А.М. состоит на учете под номером 393. 20.08.2021 г. Бугдаева А.М. вступила в брак с ФИО29., после чего ей присвоена фамилия Буватинова. До настоящего времени Буватиновой (Бугдаевой) А.М., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, гарантированное государством не реализовано, жилое помещение не предоставлено. В связи с чем, просит суд возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 квадратных метров.

Истец Буватинова (Бугдаева) А.М. и ее представитель Хулхачиева Г.С. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия Баринов Э.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования удовлетворить.

Представитель Администрации г. Элисты в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ч.1) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (ч.2)

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Эти нормы предполагают возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

    Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года №296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия однократно предоставляются, по месту их жительства, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.     Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно п.3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года №231, (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия) Министерство образования и науки Республики Калмыкия ежегодно, до 1 мая года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган выписку из списка, в которой указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.

Как следует из материалов дела, истец Буватинова А.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со свидетельством о рождении серии , выданным <данные изъяты>., Буватинова Альмана Михайловна родилась ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ. составлена запись акта о рождении , родители: мать – ФИО30, отец – ФИО28.

    Из свидетельства о смерти , выданного отделом ЗАГС Малодербетовского района Республики Калмыкия 10.06.2005 г., следует, что отец истца – ФИО28. умер ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>, о чём 10.06.2005 г. составлена запись акта о смерти №.

Из свидетельства о смерти серии I-ДУ № 550198, выданного отделом ЗАГС Малодербетовского района Управления ЗАГС Республики Калмыкия 21.12.2012 г., следует, что мать истца – ФИО30. умерла ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес>, о чём 21.12.2012 г. составлена запись акта о смерти №.

Согласно свидетельству о заключении брака серии от 20.08.2021 г., выданного отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия между ФИО29. и Бугдаевой А.М. заключен брак ДД.ММ.ГГГГ г., о чем ДД.ММ.ГГГГ г. составлена запись акта о заключении брака , после заключения брака жене присвоена фамилия – Буватинова.

Постановлением Главы Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия №1 от 10.01.2013 г. опекуном над несовершеннолетней племянницей Бугдаевой А.М. назначена ФИО34

Из справки, выданной Администрацией г. Элисты от 17.02.2016г. № Б-420/01-44 следует, что Бугдаева А.М. состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 13.05.2015 г. под №641.

    Согласно письму Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20.08.2019 г. за исх. № 1307/197-Л по состоянию на 01.01.2019 г. Бугдаева А.М., ДД.ММ.ГГГГ, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, и за которыми сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, согласно дате постановке на учет в Администрации г. Элисты с 13.05.2015 г. под номером учетной записи 393. По состоянию на 01.08.2019 г. Бугдаева А.М. числится в списке под номером 384. Право на обеспечение жилым помещением за Бугдаевой А.М. сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением.

Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Буватиновой (Бугдаевой) А.М. в жилом помещении, подтверждаются представленными письменными доказательствами и ответчиком не оспариваются.

Таким образом, Буватинова (Бугдаева) А.М. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, жилым помещением не обеспечена, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением.

Срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, законодательством не определен, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, немедленной реализации права после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Не обеспечение жилым помещением истца свидетельствует о нарушении жилищных прав истца.

Отсутствие свободного жилья, надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями не могут служить основанием ограничения или условием для отказа в реализации права Буватиновой (Бугдаевой) А.М. на внеочередное предоставление жилья, установленного федеральным законом.

Пунктом 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия установлено, что при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина.

Как разъяснено в приведённом Обзоре судебной практики, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.

На основании изложенного исковые требования Буватиновой (Бугдаевой) А.М. подлежат удовлетворению, на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия подлежит возложению обязанность предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека – общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Буватиновой (Бугдаевой) Альманы Михайловны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.

Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Буватиновой (Бугдаевой) Альмане Михайловне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                  О.Н. Эминов

Мотивированное решение составлено 06 октября 2021 г.

2-3114/2021 ~ М-2872/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Буватинова Альмана Михайловна
Ответчики
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК
Другие
Администрация г.Элиста
Министерство образования, культуры и науки РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Эминов Олег Николаевич
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
03.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2021Передача материалов судье
08.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2021Судебное заседание
06.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее