11-287/2023
86MS0058-01-2021-010183-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2023 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в составе: председательствующего судьи Паничева О.Е.
при секретаре Пельке Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «ГСК «Югория» к Солдатовой Т. В. о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры в порядке суброгации, судебных расходов на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 города Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от 01.06.2023г., которым постановлено: В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» к Солдатовой Т. В. о взыскании 28 248 рублей ущерба в порядке суброгации (относительно события от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>) отказать, по апелляционной жалобе истца,
УСТАНОВИЛ :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании ущерба, причиненного заливом квартиры в порядке суброгации, судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что 31.03.2022г. Алиева А.Р. обратилась к истцу с заявлением о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в результате чего повреждено застрахованное истцом на основании договора добровольного страхования имущество, находящееся в данной квартире. Согласно акту № от 19.12.2021г. затопление застрахованного имущества произошло из-за перелива санитарно-технических приборов в <адрес> указанного дома. На основании акта осмотра квартиры был составлен локальный сметный расчет, согласно которому стоимость восстановительного ремонта имущества составила 28 248 рублей. На основании указанного расчета истец произвел выплату страхового возмещения страхователю в размере 28 248 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем просит взыскать с ответчика в порядке суброгации сумму причиненного ущерба в результате залива квартиры в размере 28 248 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1 047,44 рублей.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца, ответчик не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение от 01.06.2023г. с разрешением иска по существу с указанием решения в резолютивной части.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение мирового судьи, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 рублей, поскольку факт причинения вреда имуществу потерпевшей установлен, причина затопления указана в акте, размер ущерба подтвержден локальной сметой. В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком, на котором лежит бремя доказывания отсутствия вины, не представлено доказательств, подтверждающих затопление квартиры по адресу: <адрес> произошло не по ее вине, доказательств, подтверждающих иной размер ущерба.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, допущенным судом нарушением норм материального и процессуального права (п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Так, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Алиева А.Р. является собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (л.д. 45-49).
Между Алиевой А.Р. (страхователь) и АО «ГСК «Югория» (страховщик) был заключен договор страхования имущества по программе «Комфорт квартира» № КМК/08/47-2019302 от 29.03.2021г., состоящий из страхового полиса по программе «Комфорт квартира» № КМК/08/47-2019302 от 29.03.2021г. и Правил страхования, объектом страхования является квартира по адресу: <адрес> (внутренняя отделка, инженерное оборудование, внутренняя отделка), срок страхования с 08.04.2021г. по 07.04.2022г., страховая сумма по полису – внутренняя отделка, инженерное оборудование 250 000 рублей, движимое имущество - 100 000 рублей. В числе страховых рисков, в частности, указаны: авария водопроводных систем, проникновение воды (л.д. 39).
19.12.2021г. произошло затопление указанной квартиры, в результате чего было повреждено застрахованное в АО «ГСК «Югория» имущество страхователя.
Актом № от 19.12.2021г. подтвержден факт затопления жилого помещения по адресу: <адрес>, имеющиеся повреждения имущества на кухне, в качестве причины затопления указан перелив санитарно-технических приборов (раковина, умывальник, ванна и д.р.) в <адрес> указанного дома, акт подписан Солдатовым В.А. и Алиевым М.А. (л.д. 51-52).
25.03.2021г. произошло затопление указанной квартиры, в результате чего было повреждено застрахованное в АО «ГСК «Югория» имущество страхователя.
Актом о последствиях залива квартиры от 25.03.2022г. подтвержден факт затопления жилого помещения по адресу: по адресу: <адрес>; в акте указаны повреждения, выявленные в результате обследования указанной квартиры на кухне, в коридоре, в ванной комнате, в санузле, при этом в акте от 25.03.2022г. имеется запись, что согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ причиной затопления явился перелив ванны и мойки в кухне в вышерасположенной <адрес>. Ранее зафиксированы затопления от 06.12.2021», акт от ДД.ММ.ГГГГ жильцами <адрес> указанного дома не подписан, имеется запись, что на момент составления акта в <адрес> собственники отсутствуют, в 16 часов по телефону Солдатова Т.В. сообщила, что находится за пределами города, ознакомиться и подписать акт не имеет возможности» (л.д. 52-53).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что собственником квартиры по адресу: <адрес> является ответчик.
31.03.2022г. страхователь Алиева А.Р. обратилась в АО «ГСК «Югория» с заявлением о выплате страхового возмещения.
На основании локального сметного расчета и расчета суммы страхового возмещения по убытку от ДД.ММ.ГГГГ сумма ущерба составляет 28 248 рублей.
Данное событие было признано страховщиком страховым случаем и АО «ГСК «Югория» произвело выплату страхового возмещения Алиевой А.Р. в размере 28 248 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-57).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями,: а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном томе.
Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Анализируя указанные нормы, применительно к отношениям, возникшим между сторонами, суд приходит к выводу о том, что для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо наличие следующих обстоятельств: наступление вреда, противоправность и виновность причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, при этом вина причинителя вреда презюмируется, поскольку данное лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010г. «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», регулирующего сходные отношения, установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вреда.
В порядке ст. 56 ГПК РФ истцом представлены достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие, что заливы произошли в период действия договора страхования, из вышестоящей квартиры, собственником которой является ответчик, при этом ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что повреждение имущества потерпевшего произошло не по ее вине, доказательств, подтверждающих иной размер ущерба.
Следовательно, ответственным за причинение ущерба указанному жилому помещению являются ответчик.
В соответствии со статьёй 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещённые в результате страхования.
Таким образом, истцу перешло в пределах выплаченной суммы право требования к ответчикам возмещения ущерба.
Таким образом, с ответчика в пользу АО «ГСК «Югория» подлежит взыскания материальный ущерб в сумме 16 297,62 рублей.
При обращении в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения потерпевшей представлены акты от 19.12.2021г. и 25.03.2022г., указанные заливы произошли в период действия договора страхования и, соответственно, волеизъявление страхователя было направлено на выплату страхового возмещения данным событиям, при этом указание потерпевшей в заявлении о выплате страхового возмещения только даты залива 19.12.2021г. является добросовестным заблуждением потерпевшей, указанные события признаны страховщиком страховыми случаями и потерпевшей выплачено страховое возмещение, в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований суд считает несостоятельными.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 1 047,44 рублей (согласно платежного поручения № от 18.04.2023г.), судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 рублей ((согласно платежного поручения № от 09.08.2023г.),
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ :
Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута ХМАО-Югры от 01.06.2023г. отменить, принять новое решение.
Взыскать с Солдатовой Т. В. в пользу АО «ГСК «Югория» материальный ущерб в сумме 28 248 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1 047,44 рублей, судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 рублей, а всего 32 295 (тридцать две тысячи двести девяносто пять) рублей 44 копейки.
Определение апелляционной инстанции вступает в силу со дня вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев с подачей жалобы через суд первой инстанции.
Судья подпись О.Е. Паничев
Копия верна:Судья О.Е. Паничев