Судья: Никитина С.Н. адм. дело № 33а-2889/2023
(2а-2984/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,
при секретере Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Самарской области на решение Советского районного суда г. Самары от 14 ноября 2022 года по административному делу № 2а-2984/2022 по административному исковому заявлению прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России об обязании произвести ремонт,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с административным иском с учетом уточнения к административным ответчикам ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, УФСИН России об обязании устранить требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной в мае 2022 года прокуратурой Самарской области проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 11, 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» материально-бытовые условия в камерах № режимного корпуса № ФКУ СИЗО-1, предназначенных для обвиняемых, следующих транзитом, имеются следы протечек, имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоение окрашенных и оштукатуренных поверхностей, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
По выявленным нарушениям закона прокуратурой области начальнику ФКУ СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени указанные нарушения ФКУ СИЗО-1 не устранены, что подтверждается справкой начальника ОООСЭН филиала СГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что практически во всех камерах на стенах, потолках обнаружены отслоения лакокрасочного покрытия и штукатурки, а также в части камер имеются грибковые отложения. В камерах длительное время не проводится косметический ремонт. Проведенной прокуратурой области ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверкой фактического устранения вышеперечисленных нарушений закона установлено, что нарушения санитарного законодательства в режимном корпусе № ФКУ СИЗО-1 не устранены.
Согласно справке начальника ООО СЭН филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России ФИО9 на момент проверки отремонтировано только 6 камер №). В камерах № на потолке отмечаются следы протекания воды из камер, находящихся этажом выше. В камере № недостаточное искусственное освещение. Водопроводные трубы, находящиеся в коридоре, нуждаются в капитальном ремонте, о чем свидетельствует влажность и наличие воды на полу. Камеры № нуждаются в проведении капитального ремонта.
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №, администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Федеральным законом № 103-ФЗ предусмотрена обязанность учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии. При недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.
С учетом уточнений, просил суд признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, выразившегося в неисполнении указанных в представлении заместителя прокурора Самарской области об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № Прдс-№, обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области в течении 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения произвести капитальный ремонт камер № режимного корпуса №, приведя их в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических норм; произвести капитальный ремонт инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса №; выполнить гидроизоляцию наружных стен подвальных помещений изнутри. При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области возложить на ФСИН России обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта камер № режимного корпуса №, капитального ремонта инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса №, гидроизоляции наружных стен подвальных помещений изнутри; обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области прекратить эксплуатацию камер №, № режимного корпуса № до проведения в них капитального ремонта ( т.1 л.д. 153-154).
Определением Советского районного суда г. Самары суда от 14.11.2022 производство по административному делу прекращено в части требований установления причины протечек, образования грибка и плесени, отслоения краски и штукатурки, проведения ремонта в камерах № корпуса № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области в виду добровольного исполнения требований прокурора в период рассмотрения дела, а также понуждении прекратить эксплуатацию камер № режимного корпуса № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области (т.1 л.д. 224).
Решением Советского районного суда г. Самары от 14 ноября 2022 года постановлено следующее:
«Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в не проведении ремонта камер № режимного корпуса № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области.
Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области в течении 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения произвести капитальный ремонт камер № режимного корпуса № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, привести их в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических норм, произвести капитальный ремонт инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса №, выполнить гидроизоляцию наружных стен подвальных помещений изнутри.
При недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области возложена на ФСИН России обязанность выделить необходимые денежные средства.
Запретить ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области эксплуатацию камер № режимного корпуса № до проведения в них капитального ремонта.» (т.1 л.д. 226-229).
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО № УФСИН России по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.1 л.д. 235-236).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФКУ СИЗО № УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, УФСИН России доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, представления судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой Самарской области проверки требований законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Россини по Самарской области в мае 2022 года установлены нарушения ст.ст. 11, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно в камерах № режимного корпуса № ФКУ СИЗО-1, предназначенных для обвиняемых, следующих транзитом, имеются следы протечек, имеются повреждения гигиенических покрытий стен и потолков, отслоение окрашенных и оштукатуренных поверхностей, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
По выявленным нарушениям закона прокуратурой области начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН Россини по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона №, а именно на листе 2 представления указано, что в камерах № корпуса №, предназначенных для обвиняемых, следующих транзитом, имеются аналогичные недостатки, которые не отвечают требованиям санитарного законодательства. Перед этим указано, что в камере 43 производилась сушка одежды с помощью веревок, нарушена целостность гигиенического покрытия стены (частично отсутствует лакокрасочное покрытие). В камерах 12, 17 имеется грибок на стенах, следы протечек. В камере № деревянный пол имеет дефекты в виде отсутствия целостности деревянного покрытия (т.1 л.д. 12-17).
В ответе ФКУ СИЗО-1 УФСИН Россини по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № на представление указано, что администрацией СИЗО-1 предпринимаются меры для устранения выявленных прокуратурой нарушений, силами СИЗО-1 осуществляется ремонт камер с 1-10 первого корпуса, дата окончания ремонта ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 18-28).
Согласно справки начальника ОООСЭН филиала СГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России ФИО10 на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ отремонтировано 6 камер №. Однако в камере № на потолке отмечаются следы протекания воды из камер находящихся этажом выше. В камере №, 4 недостаточно искусственного освещения (менее 150 ЛЮКС). Камеры не оборудованы системой вытяжной принудительной вентиляции. Водопроводные трубы, находящиеся в коридоре нуждаются в капитальном ремонте, о чем свидетельствует повышенная влажность и наличие воды на полу. Камеры № нуждаются в проведении капитального ремонта. Данные недостатки являются нарушением требований ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ( т.1 л.д.67)
Как следует из письма начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ФКУ СИЗО-1 осуществляется планомерный косметический ремонт камер режимных корпусов, в том числе в камерах № режимного корпуса №, выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств в сумме 50000рублей на частичный ремонт системы канализации режимного корпуса №, направляются заявки в УФСИН России по Самарской области о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для приведения объектов и инженерных сетей учреждения в полное соответствие условиям, отвечающим требованиям гигиены и санитарии, в том числе указанным в представлении прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 80).
Из справки начальника ОООСЭН филиала СГСЭН ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что камеры № требуют проведения капитального ремонта с заменой напольного покрытия, осветительного и санитарно-технического оборудования, влажность стен обусловлена отсутствием гидроизоляции стены от почты. Водопроводные и канализационные требы, находящиеся в коридоре режимного поста, нуждаются в капитальном ремонте (замена) о чем свидетельствует повышенная влажность и наличие воды на полу, что свидетельствует о нарушении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (т.1 л.д.87).
Согласно справки заместителя начальника ОКСиР УФСИН России по Самарской области ФИО5 сотрудниками отдела капитального строительства и ремонта 18.08.2022 осуществлен выезд в ФКУ СИЗО-1. Проверен факт выполнения ремонтных работ в подвальных помещениях камер режимного корпуса №. Установлено, что на текущий момент в камерах №, 2, 3, 4, 5, 6, 8 выполнен косметический ремонт стен и потолков. В камере № выполнен текущий ремонт системы канализации для последующего текущего ремонта стен помещения. Камеры №, 10 требуют капитального ремонта. Для приведения камер подвальных помещений в надлежащий вид, требуется изначально проведение капитального ремонта инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса №, по предварительным расчетам сметная стоимость в ценах 2 квартала 2022 сумма работ составляет 2 203 500 рублей. Одна из вероятных причин периодического увлажнения стен камер в периоды паводковых сезонов является недостаточная защитная способность гидроизоляции стен на отметке ниже нуля – ниже уровня земли, обусловленная износом здания в процессе естественной амортизации с момент постройки (1972 год). Во избежание и не возможности производства наружных земляных работ по отрывке стен подвальной части по периметру здания для производства ремонта гидроизоляции, необходимо выполнить гидроизоляцию наружных стен подвальных помещений изнутри по технологии «PENETRON» (Пенетрон) с применением материала производителя «PENETRON» по технологии производства работ данного материала ( т.1 л.д.143).
В соответствии со справкой заместителя начальника ОКСиР УФСИН России по Самарской области ФИО5 на текущий момент в камерах № выполнен косметический ремонт для использования помещений камер по назначению. Камеры № в настоящее время не эксплуатируются. Работы по капитальному ремонту инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса № будут включены в годовой план капитального и текущего ремонта объектов УФСИН России по Самарской области на 2023 год (т.1 л.д.165).
Как следует из справки врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области камеры № поста № режимного корпуса № в настоящее время не эксплуатируются до проведения в них ремонта (т.1 л.д. 166).
Удовлетворяя административные требования в части признания незаконным бездействия, обязании осуществить капитальный ремонт камер, запрета на эксплуатацию камер суд первой инстанции исходил из того, что по результатам проверки установлено нарушение требований ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которое влечении нарушения прав лиц, содержащихся в учреждении. Бездействие административных ответчиков в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащие условия содержания лишенных свободы лиц, что является недопустимым.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса российской Федерации).
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях (пункт 2 статьи 13 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1).
В части 1 статьи 24 указанного Федерального закона указано, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Как следует из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека."
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что од условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
В соответствии с п. 127. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 136 указанного Постановления Главного государственного унитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил 1 норм СанПиН 2.1.3684-21" установлено, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие нежилые помещения в многоквартирном доме, инженерное оборудование и коммуникации, должны обеспечить соблюдение гигиенических нормативов.
Из материалов административного дела следует, что состояние камер 7, 9,10 не соответствует указанным выше требованиям законодательства: в камерах имеются следы протекании, грибковых отложений, имеется отслоение лакокрасочного покрытия, водопроводные трубы, находящиеся в коридоре, нуждаются в капитальном ремонте, о чем свидетельствует влажность и наличие воды на полу, камеры нуждаются в проведении капитального ремонта, содержание в них лиц не возможно до его проведения, что не отрицалось, в том числе стороной ответчика, в судебном заседании и следует из материалов административного дела. Фактически в настоящее время эксплуатация указанных камер не осуществляется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора в данной части.
Доводы апелляционной жалобы, что понуждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области провести капитальный ремонт в камерах и инженерных коммуникаций является вмешательством в хозяйственную деятельность, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых
Таким образом, установив, что предусмотренные действующими нормами требования к обеспечению лиц, находящихся в следственном изоляторе, материально-бытовыми условиями, отвечающими установленными законодательством санитарно-гигиеническим требованиям в нарушении Правил внутреннего распорядка администрацией учреждения не соблюдаются, что нарушает права и законных интересы лиц, содержащихся в следственном изоляторе, суд обоснованно понудил административного ответчика исполнить возложенные на него законом обязанности, что не может расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность.
Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области не допущено бездействие в части не проведения ремонта, поскольку из материалов административного дела следует что необходимым и достаточных мер к устранению выявленных нарушений санитарно-гигиеническим требованиям административным ответчиком не предприняты. Нарушения в полном объеме не устранены длительное время, что свидетельствует, в том числе из доводов апелляционной жалобы, доказательств иного суду апелляционной инстанции не предоставлено.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание довыводы апелляционной жалобы в части того, что возложение на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта камер № и инженерных коммуникаций системы канализации режимного корпуса № нарушает конституционные принципы.
Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта камер и инженерных коммуникаций является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, решение суда в данной части подлежит отмене.
Вместе с тем, как указано выше, у судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с иными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения в иной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 14 ноября 2022 года отменить в части возложения ФСИН России обязанность выделить необходимые денежные средства при недостаточности денежных средств у ФКУ СИЗО-1 для проведения капитального ремонта камер № режимного корпуса №1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: