Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-355/2023 (2-2284/2022;) ~ М-1976/2022 от 08.12.2022

Дело № 2-355/2023

11RS0004-01-2022-004026-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Печорский городской суд Республики Коми в составе:

    судьи Продун Е.А.

    при секретаре Петуховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 16 августа 2023 г. дело по исковому заявлению Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании участка автомобильной дороги бесхозяйным имуществом, обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании автомобильной дороги «Печора (ул.**********) – ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-49), расположенной на территории муниципального района «Печора», бесхозяйной, обязании поставить ее на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В обоснование иска указано, что в Печорскую межрайонную прокуратуру поступило обращение от врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Республике Коми по вопросу отсутствия собственника данной автомобильной дороги. Установлено, что спорная автомобильная дорога в реестре имущества муниципального района «Печора» не учитывается; на балансе ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ФКУ ИК-49 не состоит. Отсутствие лица, осуществляющего содержание грунтовой автомобильной дороги, ведущей от улицы ********** до железнодорожного переезда в направлении ФКУ ИК-49, на которое должна быть возложена обязанность по дорожной деятельности, создает опасность при осуществлении на данной дороге дорожного движения, вследствие чего могут пострадать люди, круг которых не определен. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.

Впоследствии исковые требования уточнялись.

Согласно последнему заявлению об уточнении исковых требований (от **.**.**) Печорский межрайонный прокурор просил:

1) признать бесхозяйным участок автомобильной дороги Печора (ул.**********) – ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожного переезда, протяженностью 3064,07 м, расположенной на территории муниципального района «Печора»;

2) обязать администрацию МР «Печора» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми Отдел по ********** о принятии на учет объекта недвижимого имущества – участка автомобильной дороги Печора (ул.**********) – ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожного переезда, протяженностью 3064,07 м, расположенной на территории муниципального района «Печора».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» (далее – КУМС МР «Печора»), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Территориальное управление Росимущества в Республике Коми, ООО «Газпром трансгаз Ухта» и ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Пикулев Д.Д. на уточненных требованиях настаивал.

Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Ухта» Екимов И.А., действующий на основании доверенности от **.**.** №..., не возражал против удовлетворения уточненного иска.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании **.**.** представитель ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности от **.**.**, иск не признал.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц: КУМС МР «Печора», Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ТУ Росимущества в Республике Коми и ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения прокурора и представителя третьего лица ООО «Газпром трансгаз Ухта», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из обстоятельств дела следует, что поводом для прокурорской проверки явилось информационное письмо врио начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Печоре от **.**.** (исх.№...), согласно которому **.**.**, в 21 час.35 мин., на 1 км автодороги Печора (от ул.********** – ФКУ ИК-49 произошло дорожно-транспортное происшествие, связанное со съездом автомашины в кювет. В результате дорожно-транспортного происшествия пострадало 2 человека. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки содержания автодороги, выразившиеся в отсутствие на проезжей части дороги с твердым асфальтобетонным покрытием горизонтальной дорожной разметки. При дальнейшем разбирательстве по факту дорожно-транспортного происшествия и принятия мер по устранению недостатков содержания автодороги установлено, что собственник данной автодороги отсутствует (л.д.13).

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3 ст.225 ГК РФ).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Из письменного отзыва третьего лица КУМС МР «Печора» следует, что спорный участок дороги, протяженностью 3,05 км, примыкает к подъездной дороге от ул.********** до оси резервного въезда на ГРЭС, проходит по землям населенных пунктов в границах городской черты г.Печора (остальная часть дороги располагается на землях лесного фонда).

Согласно акту комиссионной проверки от **.**.**, составленному помощником Печорского межрайонного прокурора Пикулевым Д.Д., старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Печоре Л и главным специалистом отдела благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации МР «Печора» П по поручению суда, протяженность спорного участка автомобильной дороги к ФКУ ИК-49 (от улицы ********** до железнодорожного переезда) составляет 3064,07 м. Покрытие автодороги – асфальт. Категория автодороги – 4 (л.д.104).

По сообщению ОГИБДД ОМВУД России по **********, до 2010 года автодорога была с грунтовым покрытием. При строительстве инфраструктуры ООО «Газпром трансгаз Ухта» на участке автодороги от ул.********** до поворота к территории указанной организации были проведены работы по асфальтированию (данные работы проводились организацией ЗАО «ВиД») (л.д.49).

Как следует из письменного отзыва третьего лица ООО «Газпром трансгаз Ухта» и объяснений представителей в судебных заседаниях, автодорога от ул.********** (от лыжной базы) до примыкания к автодороге ПАО Газпром №... «Автодорога подъездная к площадке базы административного комплекса Печорского ЛПУ МГ» используется Печорским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» для подъезда к базе указанного административного комплекса и газораспределительной станции Печора2. Возможность проезда обеспечивает условия для функционирования и безопасной эксплуатации объектов, осуществляющих подачу природного газа на Печорскую ГРЭС, населению г.Печора и муниципального района, а также для функционирования системы магистральных газопроводов «Бованенково Ухта». Автодорогой также пользуются ФСК ЕЭС, УФСИН, коммунальные компании, местное население. Проезд по дороге не органичен.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-49 Бегман Л.С., действующая на основании доверенности от **.**.**, в судебном заседании **.**.** пояснила, что спорная дорога используется как исправительным учреждением, так и ООО «Региональный оператор Севера» (для вывоза ТБО на полигон), дачниками.

В ходе судебного разбирательства установлено, что спорный участок автомобильной дороги от ул.********** в сторону ФКУ ИК-49 (до железнодорожного переезда) ни в реестре муниципальной собственности, ни в реестре федерального имущества не учитывается; на балансе ООО «Газпром транс газ Ухта», ПАО «Газпром» и ФКУ ИК-49 не стоит, что подтверждается материалами дела.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании спорного участка автомобильной дороги общего пользования местного значения бесхозяйным имуществом.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Печорского межрайонного прокурора в полном объеме.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать бесхозяйным участок автомобильной дороги Печора (ул.**********) – ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожного переезда, протяженностью 3064,07 м, расположенной на территории муниципального района «Печора».

Обязать администрацию муниципального района (ИНН 1105012781) «Печора» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми Печорский межмуниципальный отдел о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей объекта недвижимого имущества – участка автомобильной дороги Печора (ул.**********) – ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми до железнодорожного переезда, протяженностью 3064,07 метров, расположенной на территории муниципального района «Печора».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Продун

Мотивированное решение составлено 23 августа 2023 г.

2-355/2023 (2-2284/2022;) ~ М-1976/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Территориальное управление Росимущества в Республике Коми
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми
ООО «Газпром трансгаз Ухта»
КУМС МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Продун Елена Андреевна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2022Передача материалов судье
15.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
17.07.2023Производство по делу возобновлено
16.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее