Дело № 2-692/2023
24RS0013-01-2022-003381-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.,
при секретаре Галдановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Элитовского сельсовета Красноярского края об обязании провести открытый конкурс и заключить концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Элитовского сельсовета Красноярского края об обязании провести открытый конкурс и заключить концессионное соглашение, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Элитовского сельсовета законодательства о концессионных соглашениях при эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлены нарушения: на территории п. Элита мкр. «Северный» Емельяновского района имеются объекты жилищно- коммунального хозяйства наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул.Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр. Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п. Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края». Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Элитовского сельсовета, превышает пять лет, передача данных объектов в силу норм действующего законодательства должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. В нарушение требований действующего законодательства администрацией Элитовского сельсовета данные объекты жилищно-коммунального хозяйства на территории сельсовета, находящиеся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились. В результате ненадлежащего исполнения администрацией Элитовского сельсовета полномочий по распоряжению муниципальной собственностью: не проведение торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно – коммунального хозяйства нарушаются жилищно – коммунальные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, что может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов в отопительном периоде, износу систем жилищно – коммунального хозяйства. По выявленным фактам нарушений действующего законодательства прокуратурой района 9.06.20212 внесено представление главе администрации Элитовского сельсовета об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Просил обязать администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского обязать администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов жилищно- коммунального хозяйства: наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул. Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул.Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр. Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края», в 3- месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Элитовского сельсовета Емеьяновского района Красноярского края заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства:
наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита,
ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул. Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр.Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края» после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов водоснабжения.
Старший помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Стонт Н.В. заявленные требования поддержала. Представитель администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Непомнящий В.В. (по доверенности) иск признал.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материала дела, полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Положения п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предоставляют право органам местного самоуправления поселений владеть и пользоваться муниципальным имуществом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. В силу п. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Статьей 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение в соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 115-ФЗ наряду с предусмотренными ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с Описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на Создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов.
В соответствии со ст. ст. 13, 21 Федерального закона № 115-ФЗ в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В свою очередь, передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Как установлено в судебном заседании, на территории Элитовского сельсовета имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства. Дата ввода в эксплуатацию указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Элитовского сельсовета, превышает пять лет, передача данных объектов в силу норм действующего законодательства должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Элитовского сельсовета объекты жилищно-коммунального хозяйства на территории сельсовета, находящиеся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились, выявленные нарушения могут повлечь нарушение прав жителей на благоприятные и безопасные условия проживания, получение качественной услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательств обратному не представлено, полагает возможным обязать администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов жилищно- коммунального хозяйства: наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул.Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр.Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края», в 3- месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Элитовского сельсовета Емеьяновского района Красноярского края заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства: наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул. Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр.Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края» после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов водоснабжения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Элитовского сельсовета Красноярского края об обязании провести открытый конкурс и заключить концессионное соглашение удовлетворить.
Обязать администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов жилищно- коммунального хозяйства: наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул.Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр.Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края», в 3- месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Элитовского сельсовета Емеьяновского района Красноярского края заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов жилищно-коммунального хозяйства: наружные сети теплоснабжения протяженностью 1112,5 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, ул.Заводская), наружные сети водоснабжения протяженностью 16151,06 м. (п.Элита, ул. Молодёжная, Строительная, Полевая, Механизаторов, Советская, Микрорайон, Озёрная, Заводская, Кооперативная, Первомайская, Комарова, Октябрьская, Зелёная, Новая, Северная, Дальневосточная, от колодца вблизи накопительных ёмкостей в районе мкр.Видный до ул.Молодёжная), наружные сети водоотведения 1367,61 м. (п.Элита, ул.Микрорайон, Механизаторов, Полевая), являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края», после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов водоснабжения.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.