Дело № 2-482/2023
УИД № 24RS0006-01-2023-000346-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
с участием:
заместителя Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А.М.,
истца Емельяновой М.М.,
при секретаре Бикеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Марии Михайловны к Ахиярову Вячеславу Маратовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Емельянова М.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Ахиярову В.М. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи жилого дома от 03.03.1992 г. истец является собственником жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На регистрационном учете в доме состоит ответчик, который членом семьи истца не является. Ответчик добровольно выехал из жилого помещения на постоянное место жительства, вывез свое имущество.
Просит суд признать Ахиярова В.М. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; обязать ОВМ МО МВД России «Боготольский» снять с регистрационного учета Ахиярова В.М. в жилом доме, расположенном по адресу: г. Боготол, пер. 2-й поперечный, д. 22.
Истец Емельянова М.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства не возражала. Дополнительно суду пояснила, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении никто не проживает, на регистрационном учете состоит ответчик и ее несовершеннолетний сын Емельянов П.А. Ранее с Ахияровым состояли в гражданском браке, она вселила ответчика в указанное жилое помещение и зарегистрировала. После прекращения брачных отношений ответчик около 7 лет назад добровольно выехал из жилого помещения, забрал все свое имущество, но сохраняет регистрацию. Соглашение о порядке пользования жилым помещением между ними не заключалось, препятствий в пользовании жилым помещением ему не создавалось, вселиться в жилое помещение ответчик не пытался, расходы по содержанию жилого помещения не несет, добровольно сняться с регистрационного учета отказывается.
Ответчик Ахияров В.М. о дате судебного разбирательства извещался надлежащим образом, по указанному в исковом заявлении адресу, являющемуся местом регистрации, почтовое отправление возвратилось в адрес суда с отметкой «истек срок хранения», причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица ОВМ МО МВД России «Боготольский», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заместитель Боготольского межрайонного прокурора Коняшкин А.М. в судебном заседании дал заключение, согласно которому исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав истца, допросив свидетеля Кравченко И.Д., заключение прокурора Коняшкина А.М., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
При этом положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение, о чем разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 6-П, от 8 июня 2010 г. № 13-П).
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его владения, в том числе не связанных с лишением владения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Емельянова М.М. на основании договора купли-продажи от 03.03.1992 г. является собственником жилого помещения (жилого дома), расположенного по адресу: Россия, <адрес>
Право собственности истца зарегистрировано Бюро техучета Боготольского Горкомхоза в установленном законом порядке 17.03.1992 г.
Согласно адресной справке ОВМ МО МВД России «Боготольский», домовой книге для прописки граждан, проживающих в доме <адрес>
Согласно ответу МО МВД России «Боготольский», представленному по запросу суда, по адресу: <адрес> никто не проживает, дом в аварийном состоянии.
Обращаясь с настоящим иском, истец ссылался на то, что ответчик членом его семьи не является, добровольно выселился из жилого помещения, личных вещей в спорном жилом помещении не имеет, каких-либо расходов по его содержанию не несет. При этом, соглашение о проживании ответчика в спорном жилом помещении между сторонами не заключалось, попыток вселиться в спорное жилое помещение он не предпринимал, препятствий в пользовании жилым помещением не создавалось. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Кравченко И.Д. пояснил, в доме по адресу: <адрес>, никто не проживает, вещей ответчика там нет, вселиться в спорное жилое помещение он не пытался, где он проживает, не известно.
Объективность показаний данных свидетеля сомнений у суда не вызывает, поскольку они согласуются с вышеприведенными доказательствами, собранными по делу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец является собственником спорного жилого помещения, ответчик членом семьи собственника не является, поскольку стороны общего хозяйства не ведут, общих предметов быта не имеют, взаимной помощи друг другу не оказывают. Ахияров В.М. бремя содержания спорного жилого помещения, в том числе обязанность по оплате коммунальных услуг, не несет, денежные средства в счет оплаты за оказанные услуги не истцу не передает, каких - либо письменных соглашений или договоров по поводу пользования спорным жилым помещением между сторонами не заключалось, ответчик 7 лет назад добровольно выселился из жилого помещения, забрал все свои вещи, попыток вселиться в жилое помещение не предпринимал, добровольно сняться с регистрационного учета не желает, в спорном жилом помещении, принадлежащем истцу на праве собственности, фактически не проживает, доказательств обратного, суду не представлено. В связи с чем, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения Ахияровым В.М. не сохраняется, оснований для сохранения права пользования ответчиком спорным жилым помещением не установлено.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 г. №9-П и от 2 февраля 1998 г. №4-П), сам по себе факт регистрации или ее отсутствие не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 г. регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничениями или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами. Таким образом, сам факт регистрации без проживания не может свидетельствовать о наличии у гражданина права пользования жилым помещением.
С учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что сам факт регистрации ответчика в спорном жилом помещении является административным актом и не означает наличия права у ответчика на жилую площадь, суд приходит к выводу о том, что ответчик Ахияров В.М. в силу статьи 35 ЖК РФ утратил право пользования жилым помещением (жилым домом), расположенным по адресу: <адрес>
Согласно ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в силу пп. «е» п. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» в случае признания утратившим право пользования гражданина жилым помещением снятие его с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, в полномочия суда не входит решение вопроса о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства, поскольку данная обязанность осуществляется органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признания утратившим право пользования жилым помещением.
Требование о возложении обязанности снять ответчика Ахиярова В.М. с регистрационного учета является излишне заявленным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Емельяновой Марии Михайловны к Ахиярову Вячеславу Маратовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить частично.
Признать Ахиярова Вячеслава Маратовича, ДД.ММ.ГГГГ, утратившим право пользования жилым помещением (жилым домом), расположенным по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для снятия Ахиярова Вячеслава Маратовича с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований о снятии с регистрационного учета Ахиярова В.М. - отказать.
В течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения ответчиком может быть подано заявление об отмене этого решения в Боготольский районный суд.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.